Найти тему
История и культура Евразии

Как Аманулла-хан хотел усилить свою власть за счет узбеков и таджиков Афганистана и что из этого получилось

Если кто думает, что афганское общество всегда только импортировало идеи модернизации страны на капиталистический (или социалистический) лад, то глубоко ошибается. В Афганистане уже с конца XIX века зрело собственное движение реформаторов - так называемые младоафганцы.

Они хотели проведения реформ по искоренению феодализма и ограничения влияния исламского духовенства на социально-экономическую жизнь, а также внедрения капиталистических методов хозяйствования.

С приходом к власти в 1919 году Амануллы-хана у младоафганцев появилась возможность внести свою лепту в развитие страны. Хан поддержал идеи младоафганцев и после объявления независимости 28 февраля 1919 года незамедлительно приступил к реформам.

💥Кто придумал метод "скрытой камеры" и как его использовали советские разведчики в Афганистане

Портрет короля Афганистана Амануллы-хана
Портрет короля Афганистана Амануллы-хана
  1. В 1920 г. был принят Закон о налоге на землю, по которому налоги стали выплачиваться деньгами
  2. В 1923 г. был принят Закон о переселении пуштунов в Каттагано-Бадахшанскую провинцию на севере Афганистана.
  3. В 1923 г. был издан Закон о налоге со скота (начал выплачиваться также в денежной форме), который отменил взимавшиеся прежде дополнительные налоги (за пользование дорогами, пастбищами и т.д.) и принудительные натуральные поставки.
  4. В 1924 г. вышло Положение о продаже государственных имений, которое подтверждало частную собственность на землю. Большинство земельных участков было продано крупным землевладельцам, купцам, ростовщикам и чиновникам.
Афганистан на карте конца XIX века
Афганистан на карте конца XIX века

Амманула-хан будучи выходцем из пуштунского племени Баракзаи стремился к усилению именно своего племени, а не всех пуштун. Это и породило противоречия, которые до сих пор имеют место в афганском обществе.

Само племя Баракзай всегда было оплотом модернизации Афганистана и из него вышло много просветителей и реформаторов, в том числе и королевская династия Баракзаев.

Из Баракзаев происходил известный младоафганец афганский писатель Махмуд Тарзи (1865-1933 годы жизни). В современном афганском обществе из баракзаев происходит известный общественный деятель Шукрия Баракзай.

Шукрия Баракзай (род. 1972), афганский политик и журналист, известная феминистка
Шукрия Баракзай (род. 1972), афганский политик и журналист, известная феминистка

Как бы там не было, но в ходе переселения пуштун из различных племён на север Афганистана им выделялись земельные участки, находившиеся в собственности других афганских народов - таджиков, узбеков, туркмен.

Пуштуны заселили такие районы как Айбек, Ахчи, Давлатабад, Мазари Шариф и др. А оставляемые другими пуштунами земли на юге Афганистана переходили в собственность племенной аристократии Баракзаев, усиливая афганскую королевскую династию.

  • «почти все земли в районах Хазрат-и Имамсаиба, Ханабада и Кундуза принадлежат афганцам (пуштунама узбеки и таджики живут на этих землях лишь в качестве арендаторов) - монография Хомида Саидова К вопросу о влиянии амануллитских реформ на этнонациональные процессы в афганском обществе

Переселение пуштун было массовым, так как государство предложило льготные условия для переселенцев:

  • Каждому члену семьи, если ему было 7 лет и выше, предоставлялось 8 джарибов поливной земли и для посева по 4 сира (равен 7— 8 кг) пшеницы или ячменя. Кроме того, для приобретения волов и земледельческого инвентаря каждой семье, имевшей 40 джарибов земли, выдавалось по 200 рупий. Они в течение трех лет освобождались от уплаты всех налогов, в том числе подомового сбора, составлявшего по тогдашнему курсу 10 рупий с двора - Алексеенков П. Аграрный строй в Афганском Туркестане. — М., 1933. с.45

При этом правительство никаких ирригационных работ не проводило, что не увеличило поливной земельный фонд. Поэтому, пуштуны, будучи в основном кочевниками селились на орошаемых землях узбеков и таджиков, часто просто захватывая их земли.

Указанное породило серьезные противоречия в афганском обществе и разрушило сложившуюся систему взаимоотношений. Не случайно, в 1928 году восстание против Амануллы-хана и всевластия баракзаев поднял простой таджик Хабибулла Калакани.

Хабибулла Калакани, также Хабибулла бачаи-и сакао (19 января 1890/1891 — 2 ноября 1929) — простолюдин, узурпировавший власть в Афганистане в 1929 году.
Хабибулла Калакани, также Хабибулла бачаи-и сакао (19 января 1890/1891 — 2 ноября 1929) — простолюдин, узурпировавший власть в Афганистане в 1929 году.

Он смог объединить таджиков и второе по численности племя пуштун в Афганистане Гильзаев, недовольных тем, что баракзаи оттеснили их на второй план.

💥Пуштуны-гильзаи и происхождение казахов-алшинов

Аманулла-хан сбежал за границу и оставил за собой клубок противоречий между гильзаями и баракзаями, пуштунами и другими народами Афганистана. Этот клубок не могут распутать до сих пор.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!

💥Афганский Герат - основа противоречий между Россией и Англией в 19 веке