«Яндекс» появилась в 2000 году — через три года после запуска портала yandex.ru. Компания работает также в Беларуси, Казахстане и Турции. В 2002 году компания стала самоокупаемой, с этого периода доходы Яндекса постоянно растут. В мае 2011 года Яндекс провел размещение акций на NASDAQ — фондовой бирже, специализирующейся на высокотехнологичных компаниях. Тикер Яндекса — YNDX. Основной доход компания получает от продажи рекламы.
Бумаги YNDX можно купить на московской бирже, не являясь квалифицированным инвестором. Компания находиться в первом уровне листинга
Основной доход компания получает от продажи рекламы. На графике видно, как начиная со второго квартала 2020 года доходы от рекламы начали восстанавливаться. В первые два квартала 2020 года компания показала уменьшение доходом, но вторая половина года показала хорошую работу компании и как следствие отличный результат (в основном по статье прочие расходы «Доставка, такси и другие»).
Хорошие финансовые результаты показали такие сегменты компании как:
Taxi – включая Яндекс.Go и Uber в РФ и 17 странах СНГ, а также car-шеренг Яндекс. Драйв
Яндекс market – включая такие сервисы как Яндекс Еда, Яндекс Доставка.
Медиа сервисы – КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша, Яндекс.Студия и Яндекс.Плу.
Особенно актуальны в 2020 году в связи с пандемией были конечно же услуги доставки еды, различные онлайн сервисы и подписки развлечений. Сейчас почти во всех городах можно встретить ребят с фирменными сумками от Яндекса (Еда и Доставка).
Компания в среднем тратит на содержание сотрудников 18 % от выручки, львиная доля расходом уходит на разработчиков технологических продуктов (программисты, разработчики, татуировщики и другие IT специалисты). Оно и понятно, компания является технологичной и постоянно нуждается в высококвалифицированных IT специалистах разных направлений.
Далее рассмотрим финансовые результаты за 2020 года и основные события:
- Выручка составила 218,3 млрд рублей (2955,6 млн долларов США), что на 24% больше, чем в 2019 году.
- Чистая прибыль составила 24,1 млрд рублей (326,9 млн долларов США), что на 116% больше, чем в 2019 году; маржа чистой прибыли 11,1%
Компания показала хороший финансовый результат за 2020 года по сравнению с 2019. Стоимость акции на декабрь 2020 составляла около 40$, что соответствует с учетом выручки P/E = 40 (на конец 2020 года). Компания не выплачивает дивиденды, вся выручка уходит на развитие и внутренние выплаты. Стоимость компании является завышенной, это говорит о вере инвесторов в светлое будущее, что Яндекс покажет выдающиеся результаты в следующем году по выручке.
Компания является чисто ростовой, находиться в стадии развития своей экосистемы, основным конкурентом по направлению «доставка», является СБЕР. Компания показывает хорошие финансовые результаты на протяжение достаточно длительного периода, вводит новые сервисы и вкладывает большие деньги в разработку и современные технологии.