Горный велосипед, в привычном понимании людей в нашей стране - это Кросс-Кантри Hardtail, но это лишь одна из множества категорий среди горных велосипедов. И эта статья создана для того, чтобы вы не путались в остальных категориях горняков.
И так, начнем с обозначения основных элементов, по которым мы будем подбирать байки:
- Рама
- Амортизация
- Колеса
Все остальное – это опции, которые можно подбирать под ваши личные потребности.
По скольку мы рассматриваем велосипеды не совсем массового сегмента, где каждый делает то, что хочет, а более узконаправленные варианты, мы не будем зацикливаться на особенностях геометрии рамы каждого сегмента, так как у всех они примерно отвечают требованиям и очень крутые.
Какими бывают горные байки?
Самым элементарным способом для любого человека в подборе Горного байка - смотреть на амортизацию. На велосипеды амортизацию с большим ходом просто так не ставят (Что такое амортизация?), это просто на просто дорого. Амортизация бывает трёх видов, с точки зрения конструктивного решения рамы:
- Ригид – где велосипед не имеет амортизаторов вообще
- Хардтейл – где велосипед имеет только передний амортизатор
- Двухподвес – где велосипед имеет как и передний так и задний амортизатор.
Суммируем полученную информацию, совместим амортизацию с типом велосипеда:
- Кросс-кантри – 100-120 мм. Хардтейл-двухподвес
- Трейл – 120-150 мм. Хардтейл-двухподвес
- Эндуро 140-180 мм. Двухподвес
- Даунхилл 160-240 мм. Двухподвес
- Фэтбайки – 0 – 100 мм. Ригид-хардтейл
И так, это четкая классификация всех сегментов. Такая характеристика как диаметр колес варьируется в зависимости от нужд, но про это я расскажу далее.
1. Кросс-кантри
Именно с этого сегмента начинается вся любовь к велосипедам в России. Большинство покупателей приобретают велосипеды именно этого сегмента. Но как я говорил в одном из первых выпусков на моём YouTube канале – доступные по цене представители Кросс-кантри Хардтейлов относятся, по моему мнению, именно к фитнес-байкам.
Что такое кросс-кантри – это основной вид горного велосипеда. На нем катают как новички, так и серьезные профессионалы, так как этот сегмент является единственным Олимпийским среди всех горных байков. Байк создан для поездок по переменному ландшафту, где есть много подъемов и спусков. Гонки бывают как короткие, так и длинные от 5 до 120км. И это все говорит о том, что велосипед должен быть максимально функциональным.
Простыми словами – этот вел подойдет как и по парку покататься теплым субботним вечерком, так и в марафоне на 120км поучаствовать на следующий день, в воскресенье.
Характеристика рамы – жесткая, со спортивной посадкой. Имеет 2 типа амортизации: хардтейл и двухподвес. Двухподвес в основном используются только для гонок, хотя хардтейлы тоже там встречаются.
Материалы рамы бывают как Карбон, так и Алюминий. Карбон начинается на рынке от 150 000 рублей, например Cannondale F-Si. Раньше, встречались стальные кросс-кантри байки, но это ушло в прошлое. Алюминий – вот все 98% всех Кросс-кантри велосипедов на планете земля.
Амортизация. Амортизация у таких велосипедов имеет ход вилки от 100 до 125мм. Больше – это уже другой сегмент.
Диаметр колес. Колеса имеют диаметр 26, 27,5 и 29 дюймов. Если сделать табличку, то, чем меньше диаметр колес, тем больше поворачиваемость, и наоборот, чем больше диаметр, тем лучше проходимость и накат.
Но время идет, и 26 диамтер становится устаревшим вариантом, так как их вытесняют колеса 29. А для тех, кому 29-ые большие существует суперский компромисс 27,5. Кстати, Девушкам, в большинстве своем стоит подбирать велосипед с колесами не больше 27,5. 29 – Это хорошо, но новичкам-девушкам просто будет тяжело справляться с поворачиваемостью.
Тормоза. Забудьте о колодках! В 21 веке это больше не в почете. Мы рассматриваем только дисковые. Среди них есть механические, которые тормозят за счет натяжения троса и гидравлические, которые тормозят за счет смены давления в гидролинии. Механические дисковые тормоза пожестче их легко ремонтировать, чуть дешевле, а гидравлические – максимальная точность, минимум износостойкости, чуть подороже.
Система переключения. Есть всего две производителя, на которые стоит обращаться внимание, когда мы говорим про качественные MTB велосипеды - это Shimano и SRAM. Основные характеристики у систем переключения тоже две, от них и зависит цена - точность и износостойкость. Чем выше цена, тем дольше прослужит вам переключатель и у него будут максимально быстрые и точные переключения. Причем количество скоростей сюда не входит так как на дорогих байках их может быть в 3 раза меньше, чем на самых дешевых.
Цены. Разброс цен самый большой среди вообще всех сегментов. Я назову цену от 27 000 рублей в низкой планке, и, если вы со мной не согласны, то милости прошу в комменты, напишите в комментах какой современный байк стоит дешевле. Я не встречал. Высшая планка – 1 000 000 рублей. Да-да, тут все как в шоссейниках – дорого-богато. Даже странно, что в некоторых случаях MTB дешевле своих «Дорожных» собратьев. Да, кстати, если у XC байка всего 1 амортизатор, это не значит, что он обязательно дешевле. Если Хардтейлы ценой более 700000 рублей - это нормально, то двухподвесы ценой 15-20 тысяч рублей – глупости. Я никого не оскорбляю, ну это просто китайское непотребство и издевательство над велосипедами.
Говорить какие хорошие, или какие плохие бренды здесь не правильно, так как для всех является визитной карточкой создание Кросс-Кантри Байка.
В доступном сегменте Merida – король по соотношению цена-качество. Кстати, для простоты понимания, в названии Merida, да ив названиях других брендов, кроется то, что вас интересует: Merida Big Seven MD – означает то, что это байк с седьмыми – то есть 27,5 колесами и Mechanical Disks – то есть механические дисковые тормоза.
Merida Big Nine - большие 29, колеса, и дисковые - гидравлические дисковые тормоза.
Из дорогих сегментов могу отметить следующие классные кросс-кантри байки:
Specialized Epic, Cannondale Scalpel, Trek Supercaliber и другие.
Дальше мы пробежимся по такому сегменту, который все время остается за скобками. А очень зря, особенно в нашей стране, где 70% времени у нас снег, песок, да слякоть. Это Фэтбайки.
2. Фэтбайки
Попросту «Толстяки» созданы для особой проходимости и сцепления с поверхностью.
Геометрия. Геометрия не сильно отличается от XC хардтейлов, за исключением заднего треугольника и вилки, которые должны вместить в себя покрышки толщиной от 3,5 до 5 дюмов (от 10 до 17 см). В шины закачивается низкое давление от 0,4 до 2 атмосфер. Именно это, в совокупности с шириной покрышек, и дает такую проходимость и сцепление. Диаметр колес от 26 до 27,5.
Амортизация. Амортизация у такого велосипеда, либо типа ригид, либо хардтейл с вилкой до 100мм. У более гоночных Фэтов обычно амортизацию убирают совсем.
В России очень мало брендовых Фэтбайков. Их, можно сказать, и нет. А это не удивительно. Их дорого перевозить, дорого растамаживать, а значит, конечная цена в России, будет неподъемная от 80 тысяч рублей. Но зато отечественными представителями рынок забит. Цена на STARK, Stels, Welt и другие от 30 000 рублей. Здесь, объективно, сложно будет конкурировать зарубежным брендам в принципе.
Так, а что у нас дальше? А дальше будет в одной из следующих статей. В этой статье я описал основные критерии, которыми мы будем оперировать. Кроме того, следующие сегменты, нельзя назвать новичковыми, они больше относятся к прогрессивным велосипедистам или профессионалам.
Делитесь этой статьей в социальных сетях, подписывайтесь на канал Спорт Рупор на площадке Яндекс.Дзен чтобы не пропустить новые интересные статьи.
Видео версию данной статьи вы можете найти на моём YouTube канале:
Советую почитать:
Зачем нужна амортизация на велосипеде?
Где купить велосипед? СЭКОНОМЬТЕ ДЕНЬГИ!
Как выбрать горный велосипед? Самый ПРАВИЛЬНЫЙ способ для России.