Каждый из нас проходил собеседование хотя бы раз в жизни. Этому событию предшествовала подготовка: изучение информации о компании, заучивание текста о себе и ответов на стандартные вопросы. Все люди и каждому присуще волнение в той или иной степени, а подготовка помогает нам в процессе собеседования меньше ошибаться.
Необходимо понимать и принять во внимание тот факт, что на этапе первичного отбора решение о положительном отклике о том или ином кандидате принимает человек, зарплата которого может быть в два и больше раз ниже потенциальной зарплаты соискателя. Это вызывает некое возмущение, и кандидаты должны всегда помнить об этом.
Настает момент когда вы, подготовленный и нарядный, приходите на собеседование. За вашими плечами внушительный опыт. В перспективе приличная должность. Вдруг, вы встречаете некоего специалиста кадровой службы, который достаёт из большой кучи ваше резюме и прищуриваясь спрашивает вновь имя. Далее, специалист, возомнивший себя главным руководителем и собственником компании одновременно, начинает задавать вопросы по резюме. Там все написано, но это обязательно нужно проговорить вслух.
За время короткого разговора с соискателем работодателю необходимо закрыть ряд вопросов. Первый и основной это подтвердить соответствие занимаемой должности в части профессиональных навыков, выявить так называемые жёсткие навыки (hard skills). Второстепенные это личные качества, векторы развития и мотивация, они же гибкие навыки (soft skills). Весь этот процесс носит характер диалога. И если проверить информацию, указанную в анкете по базам данных ведомств возможно с определенной точностью, то в ходе разговоре о себе, характере и личных качествах определить врет кандидат или нет бывает сложно.
Порой собеседник превращается в «бабку-сплетницу», и прочитав личные данные, позволяет себе задавать вопросы сугубо личного, в какой-то степени интимного характера, не имеющие никакого прямого отношения к занимаемой должности. В качестве яркого примера приведу частый вопрос из моей биографии - "Назовите причину развода?", "У Вас складываются нормальные отношения с ребенком от первого брака?". Какое специалисту дело до вашего развода, который случился 10 лет назад ? Каким образом волнует решение бытовых вопросов в вашей жизни и как оно повлияет на работу в компании?
Есть еще один способ — это тестирование. Во время тестирования проверяются психологические и профессиональные навыки. Трудовым кодексом РФ не предусмотрены правила о порядке проведения таких тестов при приеме на работу. И запреты на тестирование также отсутствует. Соискатель может отказаться от тестирования, но в таком случае его шансы быть принятым на работу существенно снижаются. При чем об этом заранее не предупреждают, делая это намеренно, чтобы выявить способность решать задачи в стрессовой ситуации в условиях ограниченного времени. Хорошо если такие тестирования имеют отношение к прямым обязанностям на новой должности и имеют правильно решение. Но крайне смешно и неуместно, когда взрослый мужчина или женщина, квалифицированный специалист, вдруг по просьбе потенциального работодателя начинает рисовать несуществующее животное или решать задачки по астрологии.
Теперь о незаметных мелочах, которые не сразу бросаются в глаза. Вас предупредили перед собеседованием о корпоративной форме одежды. Запретили использовать парфюм. Подобные правила в компании вызывают лишь уважение. Однако это уместно только тогда, когда сотрудники сами соблюдают эти правила. А не являются на важное собеседование в застиранной майке, кедах и с грязной головой. Обращайте внимание на подобные мелочи и на тех, кто вас собеседует.
Делайте выводы, если слова не подтверждаются действиями, если в ваш адрес допускаются некорректные высказывания, вопросы, комментарии, смешки, если не выполняются обязательства или вам вовремя не отвечают и не дают обратную связь в установленные сроки.
Как показывает практика, собеседование и все что на нем происходит — это верхушка айсберга компании. Только в глубине раскрывается вся суть. Сложно удостовериться и проверить внутреннюю обстановку в компании и понять микроклимат коллектива, отношение руководителя к подчинённым в реальных условиях работы не оказавшись внутри. Не всегда достаточно информации в СМИ или специализированных сайтах с отзывами о компаниях.
Такие компании потом исчезают, а в след за ними и руководители, которые могут оказаться уголовниками или мошенниками.
Главное понимать, что в каждой ситуации итог зависит от вас и от того уровня доверия, который вы установили с работодателем. Это вопрос личного выбора. Если вы не уверены в своём выборе – лучше отказаться и поискать компанию более подходящую под ваши критерии.