С творчеством Сорокина я познакомился, будучи первокурсником филфака. Эх, где мои 17 лет и дисциплина "Актуальные проблемы современной русской литературы"!
На тот момент именно к Владимиру Георгиевичу более всего подходило определение литературный панк. Знатный концептуалист и стилизатор, начинал он ещё в советские времена, с того, что изощрённо глумился над соцреализмом и русской классикой, а в 90-е годы так развернулся, что его книги даже жгли на площадях...
В 2000-е годы Сорокин внезапно перековался в злободневного сатирика и стал писать фантастику о будущем, в котором угадывается гипертрофированное настоящее. Эпатажа стало ощутимо меньше, а мастерство стилиста никуда не делось.
На сём и перехожу к моей личной "горячей десятке." Обычно в подобных списках движутся от худшего к лучшему, но мы поступим наоборот и начнём с 1-го места. Да, это концептуально!
1. "Голубое сало" (1999)
Самая, наверное, известная книга писателя. Та самая, которую сжигали на площадях некие "Идущие вместе" (кстати, где они?). Фантастическая история о том, как из мрачного будущего в альтернативный 1954 год был отправлен груз ценного вещества - того самого загадочного "голубого сала" - и что из этого получилось.
Но сюжет лишь здесь фон для литературных игрищ. Роман неоднократно меняет стиль (особенно хороша пародия на Андрея Платонова) и героев, а главное, непрерывно пытается любой ценой поразить читателя - любовная сцена между Хрущёвым и Сталиным справляется с задачей лучше всего.
Помню, даже раскошелился на "Сало" в книжном магазине, что для меня, студента, было ощутимым ударом по бюджету, и тоже был потрясён. "А что, так можно писать, да?"
Может, и не лучшее из произведений Владимира Георгиевича, но именно оно стало для меня первым, оно же сильнее всего повлияло. Кажется, это называется "синдром утёнка".
2. "Ледяная трилогия" (2002-2005)
Не могу рассматривать романы этой серии отдельно. "Лёд", "Путь Бро", "23000" - разная стилистика, разные герои, но общая сюжетная линия: есть некое Братство Света, которое вершит одним им понятный ритуал: "пробуждает" сородичей, чтобы в конце концов все они стали лучами света, а Земля и населяющие её "мясные машины" (обычные люди) погибли.
Это уже "новый" Сорокин, который перешёл от концептуализма к традиционной литературе для самой широкой аудитории. В отличие от "Сала" эту эпическую по размаху историю можно читать абсолютно безболезненно. Так, есть суровая правда жизни, но самая малость. И очень интересно: чем же закончится путь Братства, достигнут ли они своей странной цели?
3. "Метель" (2010)
"Доктор едет, едет сквозь снежную равнину..." Явно этой песней вдохновлялся Сорокин, когда писал короткую, но захватывающую историю о враче, везущем вакцину от зомби-вируса в маленькую деревню.
Честно: не очень люблю новейший цикл Сорокина о мрачном будущем России. Сатира подана слишком уж прямолинейно, а в сюжетном плане произведения хромают, поэтому вы не найдёте в этом хит-параде ни "Дня опричника", ни "Сахарного кремля", ни "Теллурии". Тем более, что последние две вещи - просто невнятные сборники обрывочных новелл.
Совсем не такова "Метель" - изящная, при этом увлекательная повесть, в которой нет ничего лишнего. Ни любимых Сорокиным литературных игрищ со сменой стиля, ни сомнительных в плане морали сцен. Так, может, самую малость.
4. "Доктор Гарин" (2021)
Новость о том, что Сорокин сотворил сиквел к "Метели", я поначалу воспринял скептически. Совсем мол, дядя, исписался, идеи кончились. Прочитал: ан нет, всё вполне достойно и на уровне.
Прошло 10 лет после событий "Метели". Чудом выживший доктор Гарин пошёл в гору и заведует теперь санаторием для политиков, которые в этом мире имеют вид говорящих человеческих... хм... филеев с говорящими же именами: Ангела, Сильвио, Дональд, Владимир (последний постоянно повторяет "Это не я!"). Вот что я называю чересчур прямолинейной сатирой.
Тут начинается война между Казахстаном и Алтайской республикой, и доктор вынужденно пускается в новое путешествие по обломкам бывшей Российской Федерации...
В плюсе - отлично выписанный сюжет со множеством приключений. В минусе - Сорокин вернулся к корням, втыкая куда ни попадя вставные новеллы, не имеющие отношения к основной истории. Гарин просто нашёл книгу, открыл, стал читать... Это выглядит писательской бравадой: смотрите, мол, а я ещё и так писать умею!
Однако же осилил книгу безо всякого труда и даже с изрядным удовольствием. Это хороший, правильный, современный Сорокин, выше среднего.
5. "Манарага" (2017)
Примерно то же самое могу сказать и об этом романе. Хорошая, доброкачественная антиутопическая фантастика для интеллектуалов.
Уже знакомое нам мрачное будущее, где развалилось всё, что могло развалиться. Особая гильдия поваров готовит еду, используя в виде топлива старые книги (привет старику Брэдбери!). Причём качество готового продукта зависит от качества печати и самого произведения.
Главный герой ищет подпольную типографию, где некие злодеи изготовляют поддельные книги в нарушение принятого кодекса чести. К сожалению, сюжет намечен пунктиром, роман распадается на ряд законченных историй. Зато много отличных вставных новелл, которые на этот раз абсолютно к месту. Особливо порадовала обидная пародия на Захара нашего Прилепина.
6. "Норма" (1979-1983)
Ни одно из произведений Сорокина не подарило мне столько крылатых фраз. Правда, все они взяты мной из той самой части "Нормы", где содержатся письма Мартину Алексеевичу. Ни одной из них я, по понятной причине, воспроизвести не могу.
Прочие части произведения осилил с трудом. Слишком уж концептуально.
7. "Сердца четырёх" (1991)
Пародия на перестроечную фантастику/боевики/триллеры. Есть нарочито увлекательный сюжет о группе людей, которые опять же движутся к одной им понятной цели, верша жуткие и абсолютно непотребные ритуалы. Читатель покорно всё глотает в надежде, что в финале всё объяснят. СПОЙЛЕР: не объяснят ничего. (Злорадный смех автора.)
8. "Тридцатая любовь Марины" (1982-1984)
Бодренько написанная история о том, как тяжело жить в СССР женщине не той ориентации. Ближе к концу героиня пересматривает взгляды на жизнь, вместе с тем меняется и язык: из сочного и яркого он превращается в сухое бюрократическое наречие, на котором в то время писали газетные статьи. Последние 30 страниц читать физически невозможно.
9. "Роман" (1985-1989)
Роман "Роман" (нарочитая тавтология) написан в стиле русской классики. Типажи знакомы со времён школьной программы: благородный молодой человек, тургеневская девушка, хлебосольный дядюшка, доктор-циник... Под конец все эти люди начинают так раздражать, что думаешь: "Да чтоб они cдoхли!" Автор с явным удовольствием выполняет просьбу.
10. "Копейка" (2001)
По сценариям Сорокина снято несколько фильмов разной степени концептуальности (и внятности). Ни один из них не могу назвать стопроцентно удачным, но "Копейка" (о приключениях обычной машины "жигули" на просторах СССР) - явно лучший и самый дружелюбный к простому зрителю.
Интересные факты о литературе в формате коротких видео:
Всем спасибо! Читайте хорошие книги!