Найти в Дзене
ОРАКУЛ

Призраки императоров и каналы в прошлое: какие тайны хранит Санкт-Петербург

Писатель Андрей Столяров поведал о городских легендах Северной Венеции.

В отличие от других городов, Петербург застраивался не отдельными улицами и домами, а сразу величественными пространственными ансамблями. Неслучайно у финнов возникла легенда, что Петербург был сначала создан на небе и лишь потом — уже целиком — опущен на землю.

Это город-декорация, где овеществляется воображаемое, где фантасмагория переплетена с реальностью и где сквозь обыденность проступает тень другого — мистического — Петербурга.

Петр, Павел, Екатерина

Призраки начали появляться в Петербурге уже вскоре после основания города. И конечно, наиболее известный из них — это призрак самого Петра I. Согласно знаменитой легенде, однажды вечером будущий император Павел в сопровождении своего друга князя Куракина прогуливался по улицам Петербурга.

Вдруг их догнал человек, завернутый в темный широкий плащ. От него веяло холодом. Павел вздрогнул и сказал Куракину: «За нами кто-то идет». Однако Куракин, как ни оглядывался, никого рядом не замечал. И вдруг призрак вздохнул и скорбным голосом произнес: «Павел! Бедный Павел!»

Они как раз подошли к набережной Невы, и тут призрак указал на место, где позже был установлен Медный всадник, и предрек: «Ты вскоре снова увидишь меня здесь». Затем призрак приподнял шляпу, и Павел с ужасом узнал Петра I. А через несколько лет на этом месте действительно был воздвигнут памятник Петру, и когда до Павла дошло известие о его открытии, то, по воспоминаниям современников, он вздрогнул и смертельно побледнел.

Сам Павел тоже не избежал участи призрака. Опасаясь — и не без оснований — за свою жизнь, он выстроил в центре Петербурга неприступную крепость — Михайловский замок, со всех сторон окруженный каналами. Впрочем, это не спасло императора. В «неприступной крепости» он прожил всего 40 дней и уже в марте 1801 года именно там, в своей спальне, был убит заговорщиками. С тех пор призрак «бедного Павла» бродит по залам и коридорам замка, тяжело вздыхая, вероятно жалуясь на свою судьбу.

Существует в Петербурге и призрак Екатерины II. Появляется он в Таврическом дворце, возведенном по указу императрицы для князя Потемкина. Свое название дворец получил по титулу князя — Таврический, который был пожалован Потемкину после присоединения к Российской империи Крыма (древней Тавриды).

Здесь Потемкин дал в честь Екатерины по следний в своей жизни бал, неслыханный по роскоши и торжественности. Может быть, поэтому и императрица полюбила бывать здесь в свои последние годы. Наверное, вспоминала князя Потемкина, который, бесспорно, был самым блистательным из ее фаворитов.

Так или иначе, но иногда во дворце вдруг сам собой скрипит паркет, отворяется дверь и между колоннами вестибюля проходит бледная женская тень.

Софья Перовская и Григорий Распутин

В Петербурге обитают не только призраки императоров.

В марте 1881 года на набережной Екатерининского канала, недалеко от Нев ского, революционеры партии «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Сигнал бросить бомбу подала Софья Перовская, махнув белым платком. Император был тяжело ранен и вскоре скончался.

Заговорщиков казнили на Семеновском плацу — там, где сейчас расположено здание ТЮЗа (Театр юного зрителя). По слухам, поднимаясь на эшафот, Перовская сжимала в руках тот же белый платок. И почти сразу же появилась легенда: каждый год в марте, в мокрых сумерках Петербурга, особенно когда идет снег, на набережной Екатерининского канала, напротив места смертельного покушения, появляется женщина в старомодном одеянии и машет белым платком.

А в доме № 64 по Гороховой улице обитает призрак Григория Распутина. «Старец», как он себя называл, проживал здесь в 1914–1916 годах в пятикомнатной квартире на третьем этаже. Эту квартиру тогдашние петербуржцы именовали «Звездн ой палатой»: в ней нередко решались судьбы министров, генералов, епископов… Именно из этой квартиры Григорий Распутин отправился в свой последний путь — в Юсупов ский дворец на Мойке, где и был убит в ночь на 30 декабря (по новому стилю) 1916 года.

Ныне Распутин появляется здесь уже в виде призрака: бродит по лестницам и по комнатам, чаще всего его можно встретить под Новый год или на Рождество. И если при жизни Григорий Ефимович внушал многим трепет и страх, то сейчас, по отзывам тех, кто видел его, напротив, весел, добр и приветлив. Иногда поглаживает жильцов по спине, а женщин любезно приобнимает.

Считается, что его прикосновения улучшают настроение, прибавляют сил, а иногда даже излечивают от недомогания.

Масоны и Сатана

Совсем недалеко от квартиры Распутина находится, пожалуй, самое мистическое строение Петербурга — Дом с ротондой —

№ 57 по Гороховой улице, угловой с набережной Фонтанки.

Сама ротонда находится внутри здания, войти в нее можно лишь со двора, и у нее необычная архитектоника: цилиндрический зал под куполом, в котором стоят по кругу шесть колонн высотой в три этажа.

Они образуют гексаграмму, являющуюся в некоторых эзотерических учениях священным символом. С ротондой связано множество разных легенд. Считается, что она являлась местом сбора масонов, где они проводили свои таинственные обряды, и что здесь действительно неоднократно бывал Распутин.

Говорят, что в полночь тут можно встретить самого Сатану, а перед его приходом в гексаграмме вспыхивает багровая пентаграмма — знак дьявола. Считается, что если ночью написать на стене ротонды свое желание, то оно обязательно сбудется.

Однако также считается, что каждый, кто окажется ночью в ротонде, непременно сойдет с ума. И вообще полагают, что таких ротонд в Петербурге пять и они образуют правильную пентаграмму. У ротонды есть еще одно уникальное свойство. Там необыкновенно чуткая акустика. Если встать лицом к любой из стен сказать что-нибудь шепотом, то слова, облетев круглый зал, вернутся в уши хозяина.

В 1970-х и 1980-х годах — в период, когда начало появляться множество неформальных молодежных объединений, — в ротонде стали собираться самые разнообразные городские сообщества: и рокеры, и панки, и хиппи. Там проходили неофициальные вы- ступления Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя. И даже существует поверье, что если, стоя в ротонде, внимательно вслушиваться в тишину, то и сейчас можно услышать отголоски их песен.

Грифоны над городом

ИнформацияFullscreenShare

Еще одно загадочное место Санкт-Петербурга — это «Башня грифонов» на Васильевском острове. Найти ее не так-то просто. Нужно с седьмой линии повернуть в один узенький переулок, потом в другой, затем проникнуть в первый запертый двор, а из него — во второй… И лишь тогда предстанет перед вами громадная толстая труба из спекшихся кирпичей. Считается, что это труба лаборатории знаменитого в старом Петербурге фармацевта Вильгельма Пеля.

Помимо изготовления и продажи лекарств, этот аптекарь занимался еще и алхимией: умел превращать ртуть в золото, вывел даже формулу счастья и жизненного успеха, а для охраны своих тайн создал грифонов — крылатых существ с телом льва и головой орла. Днем грифонов не видно, они прячутся в башне, так как не переносят солнечный свет, но по ночам до сих пор летают над городом, их отражения иногда видны в окнах домов.

А кроме этого, кирпичи башни помечены особыми цифрами, считается, что это зашифрованный код Вселенной. Тому, кто его сочтет, сулится исполнение всех желаний. Правда, цифры эти время от времени сами собой меняются, исчезают и появляются вновь — Вселенная оберегает свои тайны.

Вперед, в прошлое!

Одна из самых странных загадок Санкт- Петербурга связана с причудами времени. Уже давно замечено, что уличные часы в Петербурге в разных районах показывают разное время. Причем это не дефекты часовых механизмов — просто время здесь как бы немного расслаивается.

Настоящее в нем перемешано с прошлым, и, согласно одной из легенд, в Петербурге существуют такие проходные дворы, через которые, если пройти их насквозь, можно попасть в середину ХХ века или даже в XIX век. Однако происходит это не каждый раз: межвременные каналы открываются редко и непонятным образом. Возможно, многое здесь зависит от человека.

К тому же эти проходы, судя по всему, строго анизотропны, то есть обратного пути по ним нет. Попав в прошлое, останешься в нем навсегда. Так что рисковать, вероятно, не стоит.

Если вы, находясь в проходном петербургском дворе, вдруг заметите в его арке, на параллельной улице, какой-нибудь явный анахронизм: коляску, запряженную лошадьми, женщину в капоре, в длинном платье, с корзинкой, пробирающуюся по булыжнику, — то лучше поверните назад.

Впрочем, сами решайте, что вам ближе — настоящее или прошлое.Изменчивые лики сфинксов Самые старые жители Петербурга — это, несомненно, сфинксы на набережной Невы напротив Академии художеств. Этим скульптурам уже более 3 000 лет, и первоначально они стерегли вечность во дворе поминального храма Аменхотепа III в Фивах.

Лица сфинксов — это портретные изображения фараона. Однако сфинксы только на первый взгляд кажутся незыблемыми. Легенда гласит, что в течение дня выражение лиц у них незаметно меняется. Утром оно доброе и умиротворенное, а к вечеру становится злым и таящим угрозу. Туристы и горожане иногда часами стоят возле сфинксов, чтобы поймать магический миг, когда лики изваяний начнут трансформироваться.

По слухам, увидевший это прозревает истину. Но одновременно и подвергает себя смертельнойопасности. Впрочем, с истиной всегда так. В начале XX века в Петербурге появился таинственный египтянин Данир ар-Рияд, приехавший для того, чтобы уловить этот миг. По многу часов простаивал он возле сфинксов, а через какое-то время египтянина выловили в Неве.

Причем все тело его было покрыто загадочными письменами, а лицо ар-Рияда обрело невероятное сходство с лицами сфинксов. То есть c ликом фараона Аменхотепа III, 3 000 лет назад перешедшего в мир духов. И есть еще один жутковатый факт, связанный с петербургскими сфинксами. Уже не легенда, а практически достоверная информация: почему-то утопленников со всей Невы течением притягивает именно к этому месту.

В треугольнике смерти

Такое зловещее название носит треугольник, образованный тремя точками: Михайловским замком, где был убит Павел I, храмом Спаса на Крови, где был убит Александр II, и мемориалом «Борцам революции» на Марсовом поле.

В мемориале захоронены жертвы Февральской и Октябрьской революций, а вплоть до 1933 года там хоронили советских партийных работников. То есть это некрополь, кладбище в центре города, и потому считается, что внутри треугольника наличествует сильная негативная энергетика.

К тому же, согласно историческим сведениям, 4 века назад, еще до возникновения Петербурга, на его территории жили чухонские племена, и как раз в районе Марсова поля находилось их капище. В частности, именно здесь располагался проход в нижний мир, в царство теней, и шаманы провожали по нему души умерших.

Более того, следили, чтобы те не вернулись обратно к миру живых в обличье злобных духов. А когда в связи со строительством города шаманы были отсюда изгнаны, они прокляли это место, оставив проход открытым.

Правда, петербуржцы, гуляющие по Марсову полю, не подозревают об этом, и, судя по всему, никакая негативная энергетика на них не сказывается.

Счастливое Семимостье

Однако не только зловещими тайнами окутан Санкт-Петербург. Есть в нем места, которые по праву считаются благотворными. Одно из них — Пикалов мост на пересечении Крюкова и Екатерининского каналов.

Неофициально оно называется Семимостье, поскольку отсюда можно увидеть еще семь мостов: Красногвардейский, Ново-Никольский, Старо-Никольский, Смежный, Могилевский, Кашин, Торговый, а ведь цифра семь, как известно, магическая. Здесь исполняются загаданные желания.

Для этого надо взойти на Пикалов мост и, медленно поворачиваясь, разглядеть все остальные мосты. Причем лучше это делать в седьмой месяц года, седьмого числа, в семь утра или вечера. Тогда желание непременно сбудется.