Переход в онлайн: что случилось с арт-рынком на пандемии
Пандемия заставила людей скучать дома без выставок, а галереи и художников — закрывать залы и мастерские и сидеть без заработка. Как и в других сферах, выручили онлайн-продажи. По данным Bloomberg, коллекционеры бросились скупать искусство по сети. Так, доход Sotheby’s от онлайн-продаж с начала года и до конца июля вырос в три раза по сравнению с тем же периодом 2019 года и достиг $285 млн.
Рост показали и российские ярмарки. Например, продажи галерей на ярмарке современного искусства Cosmoscow в этом году выросли до €2,4 млн (в прошлом году — €1,7 млн). Отечественные коллекционеры соскучились по искусству, а сидящим на изоляции менеджерам среднего и высшего эшелона понадобилось новое хобби. Сейчас для этого отличное время: пандемия заставляет институции искать новые форматы. Так, крупная галерея Gagosian запустила онлайн-программу Gagosian Premieres, а самых важные ярмарки современного искусства Art Basel и Frieze London ушли в онлайн.
Из российских проектов, которые появились во время пандемии, стоит отметить небольшие, но заметные инициативы вроде группы в фейсбуке «Шар и крест». В ней выставить работу может практически любой, а известные и начинающие художники усиленно демпингуют цены. Еще — самоорганизации вроде betweenwindows или «Донатов во время чумы», которые часто предлагают недорогие работы хороших российских художников.
Правила игры: как выбрать первые работы для коллекции
Арт-рынок трудно предсказать точно, поэтому к инвестициям в искусство стоит в первую очередь относиться как к долгосрочным эмоциональным дивидендам. Покупка работы должна делать вас счастливее. Все коллекционеры, которых я знаю и которые обладают дорогими и внушительными коллекциями, в первую очередь покупают то, что им нравится.
Поэтому, если вы только начинаете интересоваться коллекционированием, обзаведитесь инсайдером, который поможет сориентироваться в ценообразовании. Это может быть галерист, арт-консультант, сотрудник аукционного дома — в общем, тот, кто знает процессы изнутри и, самое главное, тот, кому вы доверяете.
Кроме того, коллекционирование открывает широкое поле для самообразования. Смотрите каталоги важных ярмарок и аукционных домов, следите за новостями отечественного и зарубежного рынка. В общем, изучите индустрию так же, как вы изучили бы, если бы стали покупать акции. Не забывайте, что выбирать можно не только работы современных художников. Перед вами вся история искусства и самые разные медиумы — от скульптур и живописи до видео-арта и инсталляций.
От 100 тысяч до миллиона: на кого обратить внимание?
Сперва стоит определиться, кого вы хотите покупать: российских художников или зарубежных. С бюджетом в 100 тысяч рублей я бы советовал присмотреться к работам отечественных художников. Как правило, цены на них гораздо ниже, чем цены на зарубежных рынках. Посмотреть и приобрести российское искусство можно на платформе TEO: там есть кураторские подборки, а список довольно велик.
Мои персональные рекомендации — фотографии Богдана Широкова (я их приобретаю постоянно, когда появляется бюджет), работы Евгения Гранильщикова и Дуни Захаровой. Это проверенные художники, которые часто участвуют в выставках: потенциально цены на них могут сильно вырасти. Кроме того, я получаю удовольствие от просмотра их фотографий или инсталляций. Важно найти своих по духу художников, чьими работами вы будете так же наслаждаться.
Если у вас есть бюджет побольше, скажем, в 500 тысяч рублей, я бы рекомендовал обратить внимание на недорогие работы молодого американского художника Брэндона Липчика. Он переводит digital-образы в физическое пространство и использует целую уйму разных медиумов — аэрозольную и акриловую краски, масло, коллажирование — чтобы выстроить связи между, казалось бы, несовместимыми объектами
Миллион рублей по нынешнему курсу не так уж и много — порядка €11 тысяч. С таким бюджетом тяжело претендовать на знаковые работы известных зарубежных художников. Присмотритесь к артистам, которые пока еще подходят к середине своей творческой карьеры. Например, обратите внимание на работы Яна Цоллера — немецкого художника с отличным образованием (Государственная академия художеств Карлсруэ) и послужным списком. Карьерой Яна занимаются галереи Robert Grunenberg и Meyer Riegger, которая участвует в самых престижных мировых ярмарках.
Как минимизировать риски при покупке: чек-лист
Начинающему коллекционеру стоит относиться к приобретению работ особенно внимательно. Вот небольшой список моментов, которые стоит проверить, прежде чем покупать выбранную работу прямо сейчас:
- Вы вкладываете свободные деньги, а не последние средства. Искусство — долгосрочная инвестиция без точных гарантий на увеличение эстимейта.
- Художник развивается, участвует в выставках. Посмотрите на CV художника — стоит отследить, растет ли он по карьере или, напротив, мало участвует в выставках и не занимается своим развитием.
- Проверить аукцион, галериста или дилера, через которых проходит сделка. Посмотрите отзывы или поспрашивайте состоявшихся коллекционеров, сотрудничали ли они с выбранным вами порталом для покупки или дилером.
Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Unsplash