24 июня исполнился 51 год со смерти писателя Ивана Шмелёва. По этому случаю публиковались различные хвалебные посты и статьи, а ещё ранее некоторыми людьми поднимался вопрос:
Хотели бы вы жить на улице Ивана Шмелёва? Я — нет.
Дело в том, что наряду с «Богомольем» и «Летом Господнем» сохранилась и переписка Шмелёва. Вот его письмо от 30 июня 1941 года:
«Рыцарь» в понимании русского писателя, это, как вы понимаете, Адольф Гитлер.
На нашем канале уже разбиралась книга другого поклонника Гитлера генерала Краснова. С ней вы можете ознакомиться по ссылке.
Можно, конечно, заметить, что ненависть Шмелёва была направлена на большевизм, а не на Россию. Можно вспомнить, что его сын был расстрелян красными в 1921 году в Крыму. Можно, наконец, сказать: Шмелёв — великий писатель, а переписка — его личное дело...
Но вот отрывок из письма от 9 октября — 26 ноября 1941 года:
Русские люди погибают, а Шмелёв радуется, да ещё и утверждает, что войскам Гитлера помогает Сергий Радонежский.
В письмах вообще много занимательного. Ссылку на ресурс с ними помещаю в закреплённом комментарии.
Здесь же строки из письма от 10 марта 1944 года:
Ох, уж этот Гитлер-миротворец.
И в честь такого человека нам предлагают называть наши улицы.
Важно понимать следующее:
— У Шмелёва была возможность ознакомиться с программой нацистов и лично Гитлера, книгу которого тогда можно было легко приобрести. И узнать, что никакие «крепкие узы братства» России никто не обещал.
— В гибели сына писателя (о сыне он вспоминает в письме от 09.10.1941 года) нет вины погибших советских солдат и мирных граждан. И тем более детей. Поэтому всю его радость от вторжения нацистов в СССР, кроме как «сатанинской» назвать никак нельзя.
— То, что информация получена из частных писем только усугубляет ситуацию. Никто его не принуждал, никто его не заставлял высказываться именно так. Он был свободен и искренен.
После войны Шмелёв всячески пытался оправдаться: «фашизму» не сочувствовал, радел за Россию и так далее. Но сохранившиеся письма опровергают все эти красивые слова.
Уважаемые читатели, мне хочется обратить внимание и на следующее: превознося эмиграцию, в последнее время всё чаще обесценивают жизнь русских людей на Родине.
В 2020 году монархисты и поклонники Белой гвардии отмечали сто лет Крымской эвакуации, называя это событие — «Русский исход».
Понимаете: русские, дескать, ушли. А остались, видимо, «совки». И вот уже обесцениваются все достижения нашей страны с 1917 года, вот уже преступления белых в Гражданскую становятся чем-то допустимым, в отличие от ужасных поступков «красных бесов», вот уже нам навязывают новых героев, вроде коллаборациониста Бориса Коверды... Или вот таких героев, как Шмелёв — ослеплённых ненавистью людей, радующихся чужому горю. Зачем нам такие герои и такие названия?