Сглаз – это один из видов колдовства, который по убеждению в народе, может повредить человеку. Нельзя сказать, что это пустое суеверие. В молитвах святого крещения, в чине оглашения, священник молится о всяком, приходящем к крещению, чтобы Бог уберег их от «очес призора», т.е. от сглаза злых пожеланий озлобленных и помраченных людей.
Неужели люди, иногда сознательно предавшие себя воле врага рода человеческого, имеют такую власть на Земле? Смешно и странно так мыслить. Как будто не Бог правит миром, не его всемогущий промысел, а злое, человеческое, сформулированное в качестве злых пожеланий, произволение. Как будто оно способно искалечить или погубить тех, кто им ненавистен.
Мыслить так не допустимо. Это представление противоположно христианству. Неужели зло правит миром? Тот, кто всерьёз принимает эту логику, хуже поклонника восточного демонического культа, который считает, что добро и зло существуют вечно и друг другу противостоят: как свет и тьма, зима и лето, день и ночь.
Христиане исповедуют совсем другое. Они признают, что Бог – это свет и нет в нем никакой тьмы. Он, как луч солнца, который пронзает мглу помраченного разума и устанавливает неоспоримую истину. Он и вседержитель и промыслитель и судья.
Какую же власть могут иметь злопыхатели в этом мире? Только ту, которая попущена Отцом нашим небесным. Бог все предвидит, но не все предопределяет. Он дает человеку свободу и знает, как он ей воспользуется. Оставляет бытие змия и попускает ему уязвлять человека в пяту (находить уязвимые места в душе и теле) для принесения повреждений, но только для того, чтобы он утвердился в противостоянии соблазнам мира и в своей вере почувствовал всей своей душой подлинное величие Божье и посвятил свою жизнь Богу.
Таким образом, из злых обстоятельств Бог выводит благие для человека последствия. В попущении быть злу Господь делает нас опытными в сопротивлении ему. Царь Давид говорил:
«Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же твой да возрадуется».
С другой стороны разве не осуществлялось злое над теми, кому его желали? Конечно, бывало и не раз. Потому что те, на кого приходят худые пожелания, сами себя разорили от божественного покрова, который сопровождает тех, кто молится Богу и его благодатью освящается.
Человек, лишивший себя этой благодати, не желающий принять святого крещения и не участвующий в церковных таинствах, сам себя оставляет обнаженным среди мороза. И разве мороз виноват в том, что человек околеет, или шуба, которую оставили дома?
Таким образом, будем спасаться от всякого зла, в том числе от того, которое наносит нам демоническая злоба. Жизнь христианская сильна сделать нас рабами Божьими, и она способна не допустить до нас злого влияния.
Ответ на вопрос Игумена Луки Степанова.