Найти тему
Ольга Пурчинская

Юбилейный сезон любимого театра

Фрагменты сезона 2020/21 в театре Новая Опера. Все фотографии сделаны моим iPhone
Фрагменты сезона 2020/21 в театре Новая Опера. Все фотографии сделаны моим iPhone

Новая Опера. 30-й сезон. 8 сентября 2020 - 30 июня 2021 года.

В эти минуты восхитительным спектаклем «Кармен» заканчивается юбилейный сезон в одном из самых любимых моих театров. Это был необычный творческий год, стремительный, скоротечный, незабываемый. Посещать любимые Храмы Искусства так часто, как я привыкла, к сожалению, не удавалось... Но! Каждый визит неизменно наполнял радостью и счастьем, был полон невероятных подарков и сюрпризов, долгожданных встреч и прекрасного общения.

Несмотря на то, что сезон мой был непривычно коротким (первый выход в Новую Оперу случился аж 22 января 2021 года), все знаковые события охватить все же удалось. Необычный год - не повод отступать от традиций, поэтому вашему вниманию немного дорогих мне воспоминаний об уходящем творческом годе.

1. Премьера

Жорж Бизе. «Кармен». Музыкальный руководитель: Александр Самоилэ. Режиссёр: Юрий Александров. Художник: Вячеслав Окунев.

Талантливый творческий тандем постановщиков и блестящие артисты (солисты, хор, симфонический оркестр) театра создали по-настоящему красочный, яркий, стильный, манящий спектакль, к которому хочется возвращаться снова и снова. Услышать знаменитые хиты, которые любят даже весьма далекие от музыкального театра люди, в исполнении солистов-виртуозов - истинное удовольствие для меломана. А здесь еще и интересная хореографическая сюжетная линия присутствует. Вот он, синтез сценических искусств в самом лучшем виде! Опера, балет, актерское мастерство, пластика, пантомима...

2. Крещенский фестиваль

В юбилейный год традиционное мероприятие неизменно обретает особый смысл. В этом году я не смогла посетить все мероприятия фестиваля, выбрала для себя лишь несколько. Картину, тем не менее, получила вполне впечатляющую.

а) С.В.Рахманинов. Литургия Святого Иоанна Златоуста. 22 января 2021 года.

Это был знаковый день моего возвращения к реальным, очным посещениям театра. Интересно, что именно Рахманиновская Литургия звучала в марте-2020 буквально накануне нашего ухода в тотальный карантин. Символично же! Сочинение исполняется a cappela, но у меня всегда создается устойчивое ощущение, что вместе с хором звучит мощный симфонический оркестр. Чудесное многоголосие, слияние сопрано, альтов, теноров и басов будоражит воображение богатством тембровых красок и совершенной гармонией, полной света, чистоты и красоты. Некоторые фрагменты сочинения настолько сильно "западают" в душу, что невозможно сдержать слезы. 

б) Винченцо Беллини. "Пират". 23 января 2021 года. Дирижер: Андрей Лебедев.

Потрясающая музыка, завораживающая, поглощающая, прекрасная. Горячие итальянские страсти, любовный треугольник "сопрано-тенор-баритон", безоговорочным победителем в котором оказывается зритель, меломан, ценитель Прекрасного.

Каждая ария, дуэт, ансамблевая или массовая сцена - торжество Музыки, Гармонии, Красоты, Актерского Мастерства и Прекрасного Пения.

Не буду пересказывать сюжет, здесь самое главное - музыкально-вокально-актерская канва.

в) Джузеппе Верди. "Сила Судьбы". 29 января 2021 года. Дирижер: Александр Самоилэ.

Это одна из самых любимых моих опер. С первых секунд увертюры становлюсь самым счастливым человеком в зале :-) Особенно радостной была возможность услышать сочинение, мировая премьера которого, кстати, прошла в нашей стране, полностью, без купюр.

Драматизм оперы заключен, прежде всего, в самой музыке. Маэстро Александр Самоилэ продирижировал концертным исполнением шедевра на грани интеллектуальности и чувственности. Каждый фрагмент наполнен ощущением неотвратимости рока, чему у Верди посвящены мотивы, пропитавшие всю партитуру. Тема судьбы прочно держит все сюжетные линии, она проходит побочной партией в каждой арии, дуэте, ансамбле, массовой сцене и во всех симфонических эпизодах.

Концертное исполнение всегда позволяет сосредоточиться на Музыкальной Драматургии, не отвлекаясь на декорации, костюмы и оригинальные трактовки.

Музыка в опере "Сила Судьбы", на мой взгляд, становится одним из центральных персонажей. Она как бы управляет всем, что происходит на сцене, распоряжается жизнями героев. А как же иначе - ведь это тот самый Рок, который неотвратимо следует за людьми и может найти где, когда и как ему угодно.

г) Гала-концерт. Романсы П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова в оркестровках Е.В.Колобова. Дирижер: Дмитрий Волосников.

Уникальный концерт составлен из знаменитых сочинений двух грандиозных русских композиторов, таких, как "Средь шумного бала", "Нам звезды кроткие сияли", "Серенада Дон Жуана", "Лишь ты один", "Ночи безумные", "Снова, как прежде, один" (все - П.И.Чайковский), "Ночью в саду у меня", "Все отнял у меня", "Как мне больно", "Мы отдохнем", "О, не грусти", "Не пой, красавица", "Икалось ли тебе" (все - С.В.Рахманинов) и др., в свободном переложении для оркестра (Е.В.Колобов).

Каждая миниатюра в оркестровке приобрела, вопреки ожиданиям, еще большую глубину, стала пронзительнее, ярче. Не зря же говорят в народе о "поющих струнах" - струнный квартет и арфа очень интересно преобразовали привычные, знакомые, любимые дуэты голоса и фортепиано. Симфонический оркестр гармонично дополнил привычные, знакомые, любимые дуэты голоса и рояля в исполнении Ксении Нестеренко, Екатерины Петровой, Маргариты Некрасовой, Полины Шамаевой, Виктории Яровой, Алексея Татаринцева, Андрея Бреуса и Владимира Кудашева.

Это был не просто концерт, а театрализованное представление, где каждый следующий номер вытекает из предыдущего, дополняет и обогащает его.

Очень красивы номера в исполнении симфонического оркестра, вновь сильнейшее впечатление произвел фрагмент Литургии Святого Иоанна Златоуста С.В.Рахманинова ("Херувимская песнь") в исполнении хора a cappella. Финальный эпизод - вокализ - потрясающе! До слез!

3. Юбилейный Гала-концерт "Лица Музыки". 24 апреля 2021 года. Дирижер: Александр Самоилэ, Евгений Самойлов, Василий Валитов, Дмитрий Волосников, Андрей Лебедев, Валентин Урюпин.

Мне этот концерт не только подарил возможность вновь услышать любимые шедевры оперного искусства (Половецкие пляски из оперы А.П.Бородина "Князь Игорь", финал второго акта оперы В.А,Моцарта "Дон Жуан", Сцена в Стрелецкой слободе из оперы М.П.Мусоргского "Хованщина", вступление и смерть Изольды из оперы Р.Вагенра "Тристан и Изольда" и др.), но и познакомиться с фрагментами неизвестных доселе сочинений (дуэт Золушки и принца" из оперы Ж.Массне "Золушка", вокальный цикл для сопрано и оркестра А.Дютийё Correspondances).

Грандиозное действо, прекрасная музыка, артисты-виртуозы, празднично-торжественная атмосфера - все это сделало вечер ярким, незабываемым событием. У меня появилось несколько новых желаний относительно культурного досуга.

4. Жизнь в пространстве он-лайн

К сожалению, а, возможно, и к счастью, не обошлось и без этого. Лично мне посчастливилось таким образом "поприсутствовать" на открывавшем сезон "Евгении Онегине" 8 сентября 2020 года и на "Поругании Лукреции" 27 сентября в раках фестиваля "Золотая Маска". Кроме того, с удовольствием неоднократно пересмотрела сохраненные трансляции "Пирата" и "Силы судьбы".

5. Дебюты

Их было много, с чем от всей души поздравляю замечательных дирижеров, солистов, артистов хора и оркестра! Новыми красками заиграли несколько любимых спектаклей, в том числе "Фауст", "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Евгений Онегин", "Царская невеста", "Севильский цирюльник", "Лючия ди Ламмермур".

Первая половина 2021 года у меня прошла под знаком французской романтической оперы. За это время неоднократно посетила премьерную "Кармен", а также любимых "ветеранов сцены": "Фауста" и "Ромео и Джульетту". Должна сказать, что сочинения этой страны и этой эпохи как-то особенно близки и дороги мне, хроническому франкофону в душе.

Не могу не упомянуть об одном из интереснейших спектаклей, который, к сожалению, покидает столичные подмостки. Легендарная постановка "О Моцарт! Моцарт...".

Этот спектакль в музыкальной редакции Евгения Колобова и постановке Владимира Васильева рожден в симбиозе Реквиема В.А.Моцарта, оперы Н.А.Римского-Корсакова и увертюры к опере А.Сальери "Тарар".

На сцене - синтез музыкальных сценических искусств - оперы и балета. Великий австрийский композитор, венский классик близок к написанию своего последнего шедевра - Реквиема. Фрагменты он представляет коллеге А.Сальери. Звучит опера Н.А.Римского-Корсакова со знаменитым текстом одноименной "Маленькой трагедии" А.С.Пушкина. Диалоги композиторов разделяются частями Реквиема Dies Irae, Lacrimosa, Requem, Dominus Dei и др.

Музыка Реквиема полностью "забирает", заставляет забыть обо всем на свете. Погружаясь в нее, я всякий раз чувствую безграничную свободу, легкость, вдохновение. 

А завершила я этот необычный год сказкой. Волшебной. С элементами музыкальной комедии. В общем, шедевром эпохи бельканто, имя которому - "Золушка". Такие концовки несут в себе щедрую порцию мажорного настроения, которое пока не израсходовано даже на 10 процентов :-)

  • Браво ВСЕМ замечательным артиста - дирижерам, солистам, хору, оркестру! Это был стремительный, необычный, но такой яркий и прекрасный сезон! В следующем наши встречи будут куда чаще, в конце концов, в "Новой Опере" поселилась частичка моей души :-) Желаю вам хорошего отдыха, крепкого здоровья и, в обозримом будущем, новых ярких работ, интересных проектов! Вдохновения и самых лучших зрителей! До новых, очень скорых встреч!