Сербохорватская трагикомедия, получившая приз зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля в 2016 году, но почти неизвестная российскому зрителю.
Машинист Илия – уставший от жизни человек, который пережил не одну трагедию и стал считать себя прожжённым циником и мизантропом. Но однажды он видит на путях мальчишку-сироту Симу, который готов умереть, лишь бы не возвращаться в детский дом. Илия усыновляет Симу, ведь своих детей у него нет – единственная женщина, которую он любил, погибла под колесами поезда, и с тех пор машинист одинок.
Проходит десять лет, и девятнадцатилетний Сима объявляет о своем желании стать машинистом. И этому приемный отец совсем не рад – ведь именно железная дорога лишила его возлюбленной, искалечив его жизнь и психику. Илия изо всех сил мешает Симе осуществить мечту, но с этого их злоключения только начинаются…
«Дневник машиниста» – фильм о человеке и его призвании. О том, что, если кто-то выбрал профессию, нашел свое место в жизни – не стоит ему мешать, пусть даже другой путь безопаснее, престижнее, выгоднее. Ни страх за собственную шкуру, ни деньги не стоят загубленной мечты. В конце концов, человек счастлив сам и полезен обществу только тогда, когда он на своем месте, а не проводит жизнь в праздности или мучительных метаниях «в поисках себя».
Характеры персонажей отличаются удивительной глубиной. Илия хочет казаться «отморозком»: нарочно возлагает цветы на могилы погибших под колесами его поезда на глазах их родственников, с ледяной улыбкой выражая им соболезнования. Он постоянно черств и циничен на людях, но это – обман и самообман. Его в прямом смысле преследуют призраки счастливого прошлого, мучает чувство вины из-за гибели сына коллеги, он запрещает себе любить и привязывается к людям. С приемным сыном он груб и суров – но только из желания защитить его от ошибок на жизненном пути. С виду железный, как локомотив, Илия – хрупкая оболочка, выгоревшая изнутри, бесконечно усталый и отчаявшийся человек, годами отрекавшийся от радостей жизни.
Сима тоже не прост – он стремится к своей мечте и боится ее осуществления. Его преследует страх, что он может невольно отнять человеческую жизнь, но страх этот слабее желания стать машинистом. Он уверен в том, что железная дорога – его судьба, и для того, чтобы оказаться в кабине локомотива, готов даже рискнуть жизнью.
Короче говоря, Лазар Ристовски (Илия), Петар Корач (Сима) и другие актеры постарались на славу, чтобы создать ярких, «живых персонажей». Что для жанра философской трагикомедии очень важно – это не боевик, где можно «выехать» на красивой картинке. Здесь на экране должны быть люди, и они там есть.
Почему фильм стоит смотреть? Прежде всего – это очень поучительная история, особенно для родителей. Выбор профессии – это очень серьезный шаг в жизни, и подходить к этому выбору нужно ответственно, учитывая желания подростка. Вы можете считать, что избранная им специальность тяжела, опасна, неблагодарна, плохо оплачивается, не престижна – но помните, что может быть, это призвание человека, в других сферах жизни реализоваться у него не получится. Руководствуясь принципами «твой папа на этой работе потерял здоровье» или, наоборот, «твоя мама хотела туда поступить и не смогла, а ты сможешь осуществить ее мечту», помните, что, скорее всего, вы сталкиваете начинающего свой жизненный путь человека на «кривые глухие окольные тропы», с которых он уже не выберется.
Во-вторых, «Дневник машиниста» – отличный образец тонкого черного юмора, без фонтанов крови и матерщины – то есть такого рода черного юмора, который Голливуд вам не предложит.
И в-третьих – этот фильм стоит посмотреть хотя бы из-за экзотичного антуража. Это первое кино производства Сербии и Хорватии, который я видел, и было интересно посмотреть, как там живут люди (спойлер – очень похоже на Россию «лихих 90-х»). Не все же отечественное кино, да Голливуд и анимешки смотреть.
Почему же у фильма столь низкие оценки? Ну, как я уже неоднократно писал – не все понимают черный юмор. Хотя трагикомедии обычно у зрителей котируются –смешение юмора и патетики легко может растрогать людей. Но «Дневник машиниста», видимо, получился слишком жестким.
Ну и настоящим железнодорожникам, боюсь, он не слишком понравился. Я у них не интересовался (знакомых нет), но, думаю, на самом деле они вряд ли так мрачно смотрят на свою профессию. Все же основное занятие машиниста все же возить людей, а не давить их.
И все же «Дневник машиниста» – отличный образец жанра трагикомедии, одновременно мрачный, немного абсурдный, слегка циничный и парадоксально трогательный. Не верьте низкой оценке – это кино, конечно, не для всех, но, может быть, как раз для вас?
Моя оценка - 9 из 10.
Другие недооцененные фильмы:
"Апостол"
"Астерикс на Олимпийских играх"
"Астерикс и Обеликс в Британии"
"Блюз Пекинской оперы"
"Вивариум"
"Два крутых придурка"
"Завещание Драмонда"
"Идиократия"
"ЛЕГО фильм 2"
"Мистер Бин на отдыхе"
"Монах и бес"
"Моя мачеха - инопланетянка"
"Ничего себе каникулы!"
"Особенности национальной охоты в зимний период"
"Офисное пространство"
"Паранорман, или Как приручить зомби"
"Праздничный переполох"
"Царь скорпионов"
"Человек-Муравей и Оса"
"Хан Соло. Звездные войны. Истории"