Найти тему

Недооцененные фильмы: «Дневник машиниста»

Сербохорватская трагикомедия, получившая приз зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля в 2016 году, но почти неизвестная российскому зрителю.

Машинист Илия – уставший от жизни человек, который пережил не одну трагедию и стал считать себя прожжённым циником и мизантропом. Но однажды он видит на путях мальчишку-сироту Симу, который готов умереть, лишь бы не возвращаться в детский дом. Илия усыновляет Симу, ведь своих детей у него нет – единственная женщина, которую он любил, погибла под колесами поезда, и с тех пор машинист одинок.

Проходит десять лет, и девятнадцатилетний Сима объявляет о своем желании стать машинистом. И этому приемный отец совсем не рад – ведь именно железная дорога лишила его возлюбленной, искалечив его жизнь и психику. Илия изо всех сил мешает Симе осуществить мечту, но с этого их злоключения только начинаются…

«Дневник машиниста» – фильм о человеке и его призвании. О том, что, если кто-то выбрал профессию, нашел свое место в жизни – не стоит ему мешать, пусть даже другой путь безопаснее, престижнее, выгоднее. Ни страх за собственную шкуру, ни деньги не стоят загубленной мечты. В конце концов, человек счастлив сам и полезен обществу только тогда, когда он на своем месте, а не проводит жизнь в праздности или мучительных метаниях «в поисках себя».

Характеры персонажей отличаются удивительной глубиной. Илия хочет казаться «отморозком»: нарочно возлагает цветы на могилы погибших под колесами его поезда на глазах их родственников, с ледяной улыбкой выражая им соболезнования. Он постоянно черств и циничен на людях, но это – обман и самообман. Его в прямом смысле преследуют призраки счастливого прошлого, мучает чувство вины из-за гибели сына коллеги, он запрещает себе любить и привязывается к людям. С приемным сыном он груб и суров – но только из желания защитить его от ошибок на жизненном пути. С виду железный, как локомотив, Илия – хрупкая оболочка, выгоревшая изнутри, бесконечно усталый и отчаявшийся человек, годами отрекавшийся от радостей жизни.

Илию преследуют призраки прошлого.
Илию преследуют призраки прошлого.

Сима тоже не прост – он стремится к своей мечте и боится ее осуществления. Его преследует страх, что он может невольно отнять человеческую жизнь, но страх этот слабее желания стать машинистом. Он уверен в том, что железная дорога – его судьба, и для того, чтобы оказаться в кабине локомотива, готов даже рискнуть жизнью.

Короче говоря, Лазар Ристовски (Илия), Петар Корач (Сима) и другие актеры постарались на славу, чтобы создать ярких, «живых персонажей». Что для жанра философской трагикомедии очень важно – это не боевик, где можно «выехать» на красивой картинке. Здесь на экране должны быть люди, и они там есть.

Почему фильм стоит смотреть? Прежде всего – это очень поучительная история, особенно для родителей. Выбор профессии – это очень серьезный шаг в жизни, и подходить к этому выбору нужно ответственно, учитывая желания подростка. Вы можете считать, что избранная им специальность тяжела, опасна, неблагодарна, плохо оплачивается, не престижна – но помните, что может быть, это призвание человека, в других сферах жизни реализоваться у него не получится. Руководствуясь принципами «твой папа на этой работе потерял здоровье» или, наоборот, «твоя мама хотела туда поступить и не смогла, а ты сможешь осуществить ее мечту», помните, что, скорее всего, вы сталкиваете начинающего свой жизненный путь человека на «кривые глухие окольные тропы», с которых он уже не выберется.

Не все машинисты в фильме мрачно смотрят на свою профессию. Вот Люба по кличке Маньяк относится ко всему легко. К сожалению.
Не все машинисты в фильме мрачно смотрят на свою профессию. Вот Люба по кличке Маньяк относится ко всему легко. К сожалению.

Во-вторых, «Дневник машиниста» – отличный образец тонкого черного юмора, без фонтанов крови и матерщины – то есть такого рода черного юмора, который Голливуд вам не предложит.

И в-третьих – этот фильм стоит посмотреть хотя бы из-за экзотичного антуража. Это первое кино производства Сербии и Хорватии, который я видел, и было интересно посмотреть, как там живут люди (спойлер – очень похоже на Россию «лихих 90-х»). Не все же отечественное кино, да Голливуд и анимешки смотреть.

Почему же у фильма столь низкие оценки? Ну, как я уже неоднократно писал – не все понимают черный юмор. Хотя трагикомедии обычно у зрителей котируются –смешение юмора и патетики легко может растрогать людей. Но «Дневник машиниста», видимо, получился слишком жестким.

Ну и настоящим железнодорожникам, боюсь, он не слишком понравился. Я у них не интересовался (знакомых нет), но, думаю, на самом деле они вряд ли так мрачно смотрят на свою профессию. Все же основное занятие машиниста все же возить людей, а не давить их.

И все же «Дневник машиниста» – отличный образец жанра трагикомедии, одновременно мрачный, немного абсурдный, слегка циничный и парадоксально трогательный. Не верьте низкой оценке – это кино, конечно, не для всех, но, может быть, как раз для вас?

Моя оценка - 9 из 10.

Рейтинг КиноПоиска - 6,731.

Другие недооцененные фильмы:

"Апостол"

"Астерикс на Олимпийских играх"

"Астерикс и Обеликс в Британии"

"Блюз Пекинской оперы"

"Вивариум"

"Два крутых придурка"

"Завещание Драмонда"

"Идиократия"

"ЛЕГО фильм 2"

"Мистер Бин на отдыхе"

"Монах и бес"

"Моя мачеха - инопланетянка"

"Ничего себе каникулы!"

"Особенности национальной охоты в зимний период"

"Офисное пространство"

"Паранорман, или Как приручить зомби"

"Праздничный переполох"

"Формула Эйнштейна"

"Царь скорпионов"

"Человек-Муравей и Оса"

"Хан Соло. Звездные войны. Истории"