Судно на воздушной подушке передвигается, создавая под собой «подушку» из воздуха, которая приподнимает его вверх. Это даёт таким судам большое преимущество — они могут передвигаться не только по морю, но и по суше, и даже по снегу и льду.
Судно на воздушной подушке (СВП) — это транспортное средство — амфибия. Ещё в 1877 г. английский инженер-кораблестроитель Джон Торникрофт запатентовал идею СВП, но на практике столкнулся с существенной проблемой — воздушная подушка при движении «выпрыгивала» бы из-под корабля. Только в 1950-х гг. задачу решил другой английский инженер — Кристофер Коккерель, разработавший резиновую «юбку» с воздушными струями, нагнетаемыми от окружности днища к его центру.
Суда на воздушной подушке состоят из пяти основных компонентов, Это «юбка», подъёмная система, движительная система, корпус и двигатель. На СВП больших размеров в роли двигателя выступает газовая турбина, обеспечивающая энергией подъёмную и движительную системы.
Однако газовые турбины чрезвычайно подвержены коррозии от солёной воды, поэтому на небольших судах устанавливаются дизельные двигатели, которые не нуждаются в специальном уходе. Подъёмная сила создаётся высокоскоростными центробежными вентиляторами, которые засасывают воздух через воздухозаборники, расположенные в верхней части судна, и выталкивают его через «юбку» под днище, На современных транспортных средствах на воздушной подушке «юбка» выполнена из прочного нейлона и пластика и похожа на мешок, который наполняется воздухом. Воздух выходит из мешка через отверстия, расположенные внутри. Это и создаёт воздушную подушку. Мешок помогает СВП сохранять устойчивость, даже когда судно не движется.
Вторая «юбка» крепится к нижней части основной «юбки» и состоит из подковообразных резиновых «пальцев». Они защищают основную «юбку» от повреждений при трении. Гибкость этих «пальцев» позволяет им приспосабливаться к форме волн или неровной местности и не допускать большой утечки воздуха.
Гребные винты, расположенные сверху, обеспечивают тягу и могут поворачиваться при рулении. Кроме того, для управления судном предназначены специальные рули, размещённые позади винтов, однако из-за воздушной подушки маневрировать СВП довольно сложно. На случай отказа двигателя или аварии в корпусе судов на воздушной подушке предусмотрена флотационная камера, которая не даёт СВП затонуть.