красота внешнего мира не должна заслонять его красоты в себе.
В сущности, в этом есть закон, общее правило жизни. Но думать, что насилие над внешним миром и над самим собой возможно во все время жизни человечества, неверно. Можно запереться в маленьком мирке, ограничиться узким кругом своего благополучия и забыть о том, что внешний мир далеко не всегда дружелюбен к человеку.
Я думаю, что и Рихард Вагнер совершенно так же, как Пастер, мог бы помириться с окружающим, как человек, с которым нельзя видеться, если он не выполняет того, что необходимо для жизни.
Настоящий художник никогда не должен удовлетворяться одним комфортом и счастьем своего творчества.
В Вагнере было, пожалуй, мало прекрасного, но он был гениален. Он отбросил все внешние удобства, он не знал, как жили люди до него. Он писал, не считаясь с временем, специально не заботясь о том комфорте и внешнем благополучии, которое дает ему жизнь.
И надо сказать, что в Вагнерах была сила, которая вела их, как и теперь ведет коммунистов.
Это не сила добра и не сила зла. В Вагнерами была сила протеста.
Хорошо сказал один классик: не надо бояться. Если мы будем бояться, то мы будем слабыми, мы будем действовать не так, как следует. Не надо бояться, и тогда можно жить плодотворно, и бороться за жизнь. Это очень хорошо.
Все наши переживания, все наши страдания, все наше страдание должны быть направлены на то, чтобы жизнь становилась все лучше и лучше, все для жизни, и чтобы мы не боялись тех, кто сильнее нас.
Когда мы боимся, мы теряем мужество. Мы теряем свою великую силу, и мы должны, еще не зная как, каким способом и как можно бороться, не будем бояться тех, чье нашествие нас окружает.
Например, господин Гитлер, большевизм, должен быть встречен с чрезвычайной силой сопротивления.
Он должен быть уничтожен, и при этом в дело должны быть пущены все средства.
Никто не должен быть переимчивым.
Каждая мысль, каждое слово, каждая молитва должны быть нашатырем, чтобы мы чистили свои мозги от хлама предрассудков, плаксивости, слащавости, мелочей, чтобы они становились больше и значительнее.
Мы должны быть сильными, мы должны иметь чувство ответственности, мы обязаны делать лучшее, что можем, для лучшей жизни. И мы должны любить жизнь. Мы не должны быть такими.