(когда проблемы, которые озвучивают люди в своих обращениях и жалобах никак не меняются, то возникает вопрос в эффективности всей нашей государственной системы и ее аппарата управления, получается, что "эффективные" менеджеры без верховного пинка не могут работать?)
Вы думаете, что мне далеко просто. Мне далеко не просто!//Черномырдин В.С.//
Очередной марафон Путина по прямой линии и разговор с россиянами оставляет неоднозначное впечатление, вот честно. Во-первых, сам формат общения достаточно неординарный, где-то у политологов проскочил термин - прямая демократия. Возможно, что в этом есть смысл, ибо живое общение с народом в эфире демонстрирует наличие обратной связи Президента с избирателями. Во-вторых, болевые темы у людей многие годы остаются практически неизменными. А ведь Путин во главе нашего государства уже два десятилетия. Впрочем, он сам прямо или косвенно много раз говорил, что корни нынешних неустройств кроются в прошлом ещё и СССР, и России 90-х гг. В частности, тема экологии и загрязнения городской среды обитания россиян.
В самом деле, наши ещё советские производства и технологии во многом далеки от сбережения окружающей среды. И проблема всегда стоит одна: остановить производство, выкинуть людей на улицу или продолжить работать и кормить своих рабочих. Выбор очевиден. Как-то работаем, а вот средств на реконструкцию и модернизацию производств, говорят, что катастрофически не хватает либо их вовсе и нет. При этом, цифры сумм дивидендов, выводимых за рубеж просто колоссальные. Вместе с тем, надо понимать, что частные компании и корпорации вправе законно распоряжаться прибылью и роялти самостоятельно. Только вот не надо забывать, что государство имеет широкие возможности и полномочия регулировать все аспекты хозяйственно-экономической деятельности субъектов права.
По словам Мишустина, за 2019 год российские компании вывели за рубеж дивиденды, проценты и роялти на сумму 4,3 трлн. рублей. Практически треть - 1,3 трлн. рублей приходится на четыре юрисдикции - Кипр, Люксембург, Мальта и Нидерланды. С тремя из них Россия пересмотрела соглашения об избежание двойного налогообложения в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, по соглашению с Нидерландами запущена процедура денонсации. Далее премьер отмечает, что если учесть Сингапур, Гонконг и Швейцарию, с которыми также планируется пересмотреть соглашения, то это составит около 90% тех средств, которые выводятся в транзитные территории.
Итак, будем понимать, что процесс возврата части денег на российские нужды запущен. Криво или косо - другой вопрос, здесь необходим системный подход, но процесс запущен. Да и буквально недавнее решение Правительства на сей счет звучит недвусмысленно: по новым правилам госкомпании должны будут направлять на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли. Однако вернемся к теме статьи.
Конечно, есть федеральные программы, национальные проекты, даже и деньги подчас не проблема, только вот почему, чтобы залатать протекающую крышу детсада требуется вмешательство главы государства? Что за чушь-то, народ? Очевидно, что имеет место вопрос компетенции властей и тот самый пресловутый элемент чванства, поскольку люди уже неоднократно обращались в самые разные инстанции за помощью. Только ведь вся нынешняя аппаратно-кадровая проблема значительно и глубже, и масштабнее. Служение народу чиновничеством банально игнорируется и тут никакие обращения и послания Президента к властям ну никак не помогают. Бюрократия, мздоимство, кумовство и клановость - вот малый перечень основных пороков нашей власти. Но, что крайне напрягает, это отсутствие профессиональных кадров, имеющих опыт работы на земле, т.е. реальный опыт административно-хозяйственной работы. Нами рулят криворукие менеджеры, которые заточены лишь на отнять и поделить, но не прибавить и умножить.
Неоднократно уже писал, что установка верховной власти на то, что во главе хозяйствующего субъекта должен стоять человек умеющий считать деньги, крайне ошибочна. Результат такого эффективного хозяйствования счетоводами-кассирами мы наблюдаем уже два десятка лет. Я могу понять, что такая модель была навязана в 90-е спецами-партнерами из МВФ, неустанно разваливавшими нашу промышленность, но ведь давно пора уже и поменять этот режим управления. Времена залоговых аукционов давно прошли, хищническая приватизация свершилась, сегодня безбоязненно растаскивать остатки советского добра чревато распадом уже самой России. Невольно вспоминаю меткие афоризмы Черномырдина: "Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит."
Я себя в производственно-хозяйственном аспекте позиционирую как "красного директора", когда в лихолетье 90-х руководил заводом. Прошел путь на производстве и по жизни от слесаря-наладчика до директора. Потому хорошо представляю всю бледную организационную немочь нынешних "эффективных" менеджеров, воспитанников тех самых младореформаторов от лихого гайдаровского кагала "специалистов". И сегодня я вижу, что наши рулевые не различают понятия управлять и руководить. И дело не столько в известной софистике, сколько в функционале лиц принимающих решения (ЛПР). Конечно, нынешние толкователи не видят разницы в этих понятиях, поскольку западный менеджмент формировался в иных условиях и он десятилетиями обретал и свою оптимальную форму, и реально эффективную функцию. Потому и впихивать всю переходную модель экономики России в каноны западного механизма хозяйствования глупость и дурь дилетантов.
Всё время привожу пример, когда всем известный капиталист-новатор Форд ни одного своего управленца не пускал к руководству чем-либо без длительной обязательной производственной стажировки. Его опыт, его кадровая модель была принята за образец еще советскими наркомами и закрепилась в деловом и нормативном обычае и производственно-кадровой политике КПСС. А, что мы имеем сегодня? Принцип счетоводов и ближнего круга верховного начальства - по сути номенклатура - никак не способствуют укреплению и развитию экономики России. С какого перепуга менеджер-финансист может быть эффективным руководителем производства соды или каучука? Если понимать его функционал как управленца, то контроль за денежным состоянием предприятия неизменно приведет это производство к стагнации и банкротству. Такая проблема малозаметна для крупных компаний и холдингов, где имеется мощная инженерно-технологическая служба, но даже в этом случае с мест производств необходима обратная связь со стороны специалистов. Вот и приходим к понимаю, что руководить - это значит предвидеть, системно и стратегически определять место и состояние своего производства не только каждодневно, но и в перспективе. При этом финансы здесь лишь инструмент, а не сам предмет производства. Отсюда была и будет вся разница в мышлении ЛПР от технологов и от финансистов.
Вот и вынужден царь батюшка из Москвы решать проблему дырявой крыши. Меня поражает терпение Путина, впрочем, он дал понять о нежелании в разное время людей идти на ответственную работу, в вот здесь будет уместно и напомнить, что люди-профессионалы от земли никогда не бегали и не будут бегать от работы и, значит, ответственности. Не там идет подбор кадров, совсем не там, да и это можно понять, вот как "эффективные" менеджеры будут приглашать во власть людей с реальным опытом административно-хозяйственной работы? Ведь дилетантизм и профнепригодность менеджеров станет более чем очевидной! И кто ж из них, этих ближников власть предержащих, будет копать себе яму? Ясно же, что никто.
Вывод здесь очень простой. Убежден, что без новой профессиональной крови, новых лиц с реальным производственным опытом нам не следует рассчитывать на скорый подъем экономики. И дело даже не в макроэкономических условиях, санкциях, конъюнктуре мирового рынка, а в банальном профессионализме руководящих кадров. Подчеркиваю, не в управленцах, а в руководителях, тех, кто создает реальный продукт - основу всех товарно-денежных отношений. Не верьте никому, кто громко вещает о непостижимости законов экономики, надо просто работать, делать дело, но каждому свое: производству - создавать продукт и товары, а финансистам обеспечивать это самое производство. И никак не наоборот. Помните, как нас учили: товар - деньги - товар? Вот это и есть таки главный закон нашего материального мира. Правда, наши верхи его как-то понимают по-другому. А жаль.