Найти тему
WSPN

Владимир Корнилов: Польша отказывается платить за свои преступления

В ближайшее воскресенье будет отмечаться трагическая годовщина — 75-летие еврейского погрома в польском городе Кельце. Тогда были жестоко убиты десятки человек, включая детей и беременных женщин. На фоне холокоста, унесшего миллионы жизней польских евреев, это кажется одним из эпизодов. Но обратите внимание на дату: 4 июля 1946 года. Война позади, Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками уже близится к завершению, немногие выжившие евреи Польши возвращаются в свои дома из концлагерей (из 20 тысяч евреев, проживавших в Кельце до войны, на родину вернулись всего около 200 человек) — именно они, чудом вырвавшиеся из нацистского ада, и стали жертвами погрома.

Кто же были убийцами беззащитных жителей Кельце? Никакие не нацисты, а рядовые поляки, обыватели города, рабочие местного завода металлических изделий — они и устроили самый массовый еврейский погром в истории послевоенной Европы.

Воспоминания об этих трагических событиях ныне особенно актуальны. Потому что в них — ответ на множество гневных тирад, звучащих с экранов польских телевизоров из уст тамошних высокопоставленных политиков. Так совпало, что тема компенсаций потомкам жертв холокоста сейчас стала одной из самых актуальных в политической жизни Польши. Главный рефрен этих заявлений: "Поляки не несут ответственности за преступления, совершенные нацистами на территории Польши". Погром в Кельце как раз и является "неудобным" напоминанием о том, что преступления совершались не только немцами.

На прошлой неделе польский сейм принял поправки к Административному кодексу, которые во всем мире начали трактовать как "закон о запрете реституции жертвам Второй мировой войны". Основная суть поправок: введение 30-летнего лимита на обжалование решений об изъятии собственности. Таким образом, потомки польских жертв холокоста теряют даже теоретическое право на возврат имущества, конфискованного у их предков во время и после войны.

Этот закон должен еще пройти утверждение сената и президента Польши. Однако результаты голосования в сейме дают основания полагать, что особых препятствий на этом пути не будет. Ни один депутат парламента не рискнул проголосовать против. Поддержали поправки в кодекс 309 парламентариев, воздержались 120.

В Польше тема реституции — одна из самых болезненных и спекулятивных. На президентских выборах прошлого года она стала предметом откровенных манипуляций со стороны действующей власти. Тогда государственное телевидение разгоняло тезис о том, что лидер оппозиции Рафал Тшасковский отказался отвечать на вопросы о своих планах по реституции. Из этого делались глобальные выводы о том, что Тшасковский является винтиком в мировом антипольском заговоре, возглавляемом Джорджем Соросом. Подчеркнем: подобные обвинения базировались даже не на согласии оппозиции на реституцию, а на отказе обсуждать данную тему. Любое же высказывание в поддержку воспринимается польскими СМИ и политиками как предательство Польши и попытка возложить на нее часть ответственности за холокост.