Найти в Дзене

2. Механика. Кинематика. Равномерное прямолинейное движение.

Ссылка на урок 1. Механика. Кинематика. На первом уроке говорилось об основных понятиях механики и, узкого его раздела - кинематики. Определились с понятиями: путь, перемещение, координата. Напомню, что координата тела в любой момент времени определяется уравнением: Я пока умалчиваю о единицах измерения перемещения, пути и вообще тех единиц, которые касаются длин. Нам сейчас нужно разобраться с сутью явлений. А уж какие единицы мы будем применять - разберемся. Представьте, купили мы пакет молока и несем его за уголок, держа пальцами. А пакет оказался с дефектом и из него капает молоко прямо на тротуар, по которому мы шагаем домой. Что-то нас заставило обернуться, и на тротуаре мы увидели мокрые следы от капель нашего молока. Тут по случайности у нас оказалась рулетка :). Замерили мы расстояние между соседними каплями в нескольких местах пути (и пусть прохожие считают нас ненормальными - мы получаем знания, а они нет). Все интервалы между каплями оказались примерно равными. Капля молок

Ссылка на урок 1. Механика. Кинематика.

На первом уроке говорилось об основных понятиях механики и, узкого его раздела - кинематики. Определились с понятиями: путь, перемещение, координата. Напомню, что координата тела в любой момент времени определяется уравнением:

x - координата тела, xₒ - начальная координата тела, Δx - перемещение тела.
x - координата тела, xₒ - начальная координата тела, Δx - перемещение тела.

Я пока умалчиваю о единицах измерения перемещения, пути и вообще тех единиц, которые касаются длин. Нам сейчас нужно разобраться с сутью явлений. А уж какие единицы мы будем применять - разберемся.

Представьте, купили мы пакет молока и несем его за уголок, держа пальцами. А пакет оказался с дефектом и из него капает молоко прямо на тротуар, по которому мы шагаем домой. Что-то нас заставило обернуться, и на тротуаре мы увидели мокрые следы от капель нашего молока. Тут по случайности у нас оказалась рулетка :). Замерили мы расстояние между соседними каплями в нескольких местах пути (и пусть прохожие считают нас ненормальными - мы получаем знания, а они нет). Все интервалы между каплями оказались примерно равными.

Расстояние между каплями молока
Расстояние между каплями молока

Капля молока, выпадающая из пакета, не меняет (ничтожно мало меняет) уровень молока в пакете. Значит капли падали с одинаковыми интервалами времени. За каждый такой интервал мы проходили одинаковое расстояние. Это говорит о том, что мы двигались равномерно.

Равномерным движением называется такое механическое движение, при котором за одинаковые отрезки времени тело совершает одинаковые перемещения.

Вот мы и заговорили о времени. В чем же его измерять: в часах, в минутах, в сутках? В 1960 году на Генеральной конференции по мерам и весам была принята Система Интернациональная для всех мер.Сокращенно ее называют системой СИ. Эта система была принята, как предпочтительная, 1 января 1963 года в СССР. Основными величинами любой системы измерения являются длина, масса, время. В системе СИ измеряются:

длина - в метрах (м),

масса - в килограммах (кг),

время - в секундах (с).

Мы же будем указывать единицы измерения времени таким образом: [t]=с. Это означает, что величина t (так мы будем обозначать время) измеряется в секундах. Квадратные скобки указывают на то, что речь идет не о числовом значении величины t, а о ее единицах измерения.

И так, в нашем примере с пакетом молока интервалы времени мы отмеряли при помощи капель. Давайте попробуем измерять время более точным прибором - секундомером.

Пусть мы знаем, что какое-то тело двигается равномерно. По измерения мы знаем, что на расстояние Δx тело перемещается за Δt секунд. А на сколько-же перемещается тело в этом случае за 1 секунду? Для этого нам достаточно перемещение разделить на время, за которое произошло это перемещение: Δx/Δt. Если мы знаем, на сколько перемещается тело за одну секунду при равномерном движении, то мы уже говорим о скорости движения.

Скоростью равномерного движения называется отношение перемещения ко времени, за которое это перемещение произошло.

Давайте еще проще: скорость своим числом показывает, на сколько тело перемещается за одну секунду.

-4

Прошу заметить, что скорость - векторная величина. Скорость принято обозначать латинской буквой v с индексом. Индекс означает ось, вдоль которой направлен вектор скорости. В нашем случае скорость направлена вдоль оси x.

-5

Чем же определяется направление вектора скорости? А вы посмотрите на формулу: вектор перемещения делится на скаляр (не векторную величину, ведь у времени нет направления). Значит направление вектора скорости задается направлением вектора перемещения - куда направлен вектор перемещения, туда же направлен и вектор скорости.

-6

Пример 1: Автомобиль едет равномерно по прямой дороге, и за 20 секунд прошел расстояние 280 метров. Какова скорость автомобиля?

-7

Обратите внимание, я не использовал в формуле при решении задачи вектор. Это происходит по той причине, что направление скорости здесь неважно. Да и вообще, когда все сводится только к расчету параметра, то формулу можно указывать без вектора.

В чем же измеряется скорость? Почему я написал ответ в м/с? И так, в системе СИ расстояние (Δx) измеряется в метрах, время (Δt) измеряется в секундах:

-8

Вот так получают производные единицы измерения, подставляя вместо первообразных величин единицы измерения этих величин.

Теперь, зная формулу скорости выразим из нее Δx:

-9

Подставим полученное выражение в формулу:

-10

И так, мы с вами только что получили основное кинематическое уравнение равномерного прямолинейного движения:

-11

Это уравнение позволяет по кинематическим характеристикам определить координаты тела в любой момент времени, т.е. отвечает на вопрос главной задачи механики.

Что же можно делать с этим уравнением. А вот что.

Пример 2: Начальная координата тела на оси x равна 8 метрам, скорость тела направлена против оси и имеет значение 4 м/с. Составьте уравнение движения тела.

В основном кинематическом уравнении начальная координата тела является свободным членом (не умножается на время). Следовательно, начальную координату записываем как есть. Скорость не свободный член и должна умножаться на время. Кроме этого, скорость отрицательна, т.к. она направлена против оси:

-12
-13

Вот оно - уравнение движения тела!!!

Давайте найдем координату тела в момент времени 2,5 секунды после начала движения. Для этого подставим значение этого времени в наше уравнение:

-14

Как это происходит в реальности?

-15

Изначально тело находится в координате 8 метров (подставьте в наше уравнение время t=0) - это и есть начальная координата. Тело движется против оси, т.е. к началу координат. Значит в уравнение мы должны подставлять отрицательное значение скорости, ведь вектор скорости направлен по направлению вектора перемещения. Наши координаты убывают, значит перемещение отрицательно. Каково же перемещение на данном участке за данное время?

-16

Как видите, за x мы взяли координату, в которой находилось тело в конечный момент наблюдений.

Попробуем ответить еще на один вопрос. А в какой момент времени тело будет находится в координате 4 метра? Для этого приравняем наше уравнение четырем (ведь у нас уравнение координаты!):

-17

Пример 3: движение двух пешеходов описывается уравнениями:

-18

Где и когда они встретятся?

Начертим схему. Для начала проведем ось x. Условно укажем начало отсчета. Расположим первого пешехода на оси: его начальная координата отрицательна (из первого уравнение мы определяем ее, как -10 м). Скорость первого пешехода положительна, а значит направлена по направлению оси. У второго пешехода все наоборот (начальная координата положительна 40 м, а скорость отрицательна - направлена против оси).

-19

Если речь идет о встрече, это значит их координаты должны совпасть (ведь нельзя встретится, если один на Луне, а второй на Марсе). А если так, то в момент встречи их координаты совпадут, то x₁ = x₂. Значит мы можем приравнять их уравнения движения:

-20

Решим уравнение относительно t (проще говоря найдем из этого уравнения время):

-21

Все, время нашли. Подставим найденное время в любое уравнения и найдем координату. Я подставлю время в каждое уравнение и тем убедимся, что координаты действительно совпали:

-22

И у первого и у второго пешехода в момент времени 6,25 с координата была 2,5 м. Пешеходы встретились.

На сегодня все, друзья. До следующего урока.

Урок 3