Найти тему

Как работают на заводе в Европе, и с чем останемся после автоматизации.

Тема чморения работников в Европе вызвала у моих читателей живой отклик, и потому я решил снова написать о производстве. Из всех моих работ, к стати, меня пытались чморить только на одной. На остальных были обычные деловые терки с коллегами, которые есть всегда, и везде, и наверное даже в Швейцарии, плюс давление начальства, которое в Германии, как и в России, хочет чтоб все было быстро, четко, качественно и дешево, а как сделать, чтоб все это было - это не их головная боль. И вот по делам заглянул я как-то на немецкий завод, то есть на самое что ни на есть реальное производство, которое в России уже благополучно умерло, в Англии и Франции только наполовину живо, а в Германии вполне себе пока еще живет. И вот что я увидел.

Завод "Байер" в Вуппертале. Я посещал другой завод
Завод "Байер" в Вуппертале. Я посещал другой завод

Стоят станки, много станков, и каждый из них выделывает и потом выбрасывает какую-то хреновину. Эту хреновину манипулятор с другого станка забирает себе и доделав, выбрасывает в контейнер. Когда их скапливается в контейнере уже очень много, приходит рабочий и забирает контейнер в сборочный цех. Там эту хреновину куда-то прикручивают, и получается готовый продукт.

Людей в цехах очень мало, они периодически снуют туда-сюда, но в основном всюду пусто и относительно чисто. Кое-где люди все-же есть, стоят с довольно мрачными лицами, и подходить к ним не хочется. Есть и мусульманские женщины в платках, и турки, и арабы, и немцы естественно. Культура труда очень высокая: всюду ограждения, надписи, таблички с требованиями соблюдать технику безопасности, различные системы безопасности в рабочем состоянии - короче, все как и должно быть на передовом производстве. Работяги все в наушниках, масках и специальных травмобезопасных ботинках. Дымящих труб нет, сажи тоже нет, есть пыль и стружка, но не повсеместно, а в отдельных местах. На оборудование приятно смотреть: ни тебе подтеков масла, ни мусора, и грязи совсем немного. Воздух внутри нагрет, но дышать не тяжело, там где постоянно работают люди открыты окна и двери, так что микроклимат внутри удовлетворительный. Шумно, но в пределах нормы.

Здесь же и бюро, где сидит человек 10 -15 персонала, у многих свои кабинеты, имеется кодиционирование, но не работает, поскольку пандемия. В бюро сидят в основном немцы, но пару граждан турецкого происхождения я заметил и там.

На производстве никакого кипеша, туалетов вполне хватает - в общем, не завод "Тесла". Будущее свершилось! Вкалывают роботы, счастлив человек. Ну, тот который сидит в бюро, естественно. Те, которые в душноватом цехе, сильно счастливыми не выглядели, но их там и немного.

Остался я доволен увиденным, но пришла в голову мысль: а за счет чего же у этого завода такой благополучный вид? Конечно за счет автоматизации! Людей заменили станками, и теперь в бюро едва ли не больше людей работает, чем стоят в цехах. А станков-то точно раз в пять больше, чем людей.

Конечно я спросил, не чморят ли здесь кого, в основном ради вас, дорогие читатели, так как поднятая мною тема была услышана. Мне ответили, что люди у них простые, всем есть чем заняться, и хотя пару сложных человек есть, никто никого не гнобит. "Мы с этими делами разбираемся" - сказали мне заводчане. "Если кто-то кого-то чморит, это отрицательно с влияет на производительность, и потому всякие конфликты пресекаются". Но людей на заводе не хватает, хотя мастерам, например, платят совсем неплохо.

Странно, говорю, а почему людей нет? Вроде труд совсем не как на галерах - работать можно, и для здоровья почти не вредно. Почему люди не идут? В ответ лишь пожали плечами. Мол, наверное все на пособии, и работать не хотят.

Думаю, однако, дело совсем в другом. Просто сегодня автоматизированная линия работает и хорошо окупается, но завтра ее могут сделать еще более автоматизированной, например введут роботов, которые будут принимать, сортировать, перевозить на склад и осуществлять учет, уменьшат количество наладчиков, которых итак по одному на цех (если, конечно, я не ошибся в расчетах). И тогда завод вообще обезлюдеет. Или же переведут производство в Азию, где людей на линии будет больше, но зарплаты в несколько раз меньше и электричество дешевле. Рабочие, понятно, получат компенсацию в пару месячных зарплат, но куда им дальше деваться? Потому никто и не идет работать в цех, кроме иностранцев и тех, кому нужно доработать до пенсии, потому и желающих учиться на мастера немного, хотя зарплата у мастера совсем неплохая.

Один из первых примеров автоматизации труда - устройство чтоб кого-то или что-то забросить подальше.
Один из первых примеров автоматизации труда - устройство чтоб кого-то или что-то забросить подальше.

А что же это будет, когда автоматизация доберется в офисы? Куда денутся все эти бухгалтера, экономисты, секретарши, и прочий офисный планктон? В этих специалистах, к стати, в Германии недостатка нет. Куда им идти, когда их, как раньше работяг, заменят автоматами?

Понятно, что всем нам предложат переквалифицироваться, и даже оплатят курсы, вот только в кого будем переквалифицироваться? У меня есть только одно предположение: в высококвалифицированных подтирателей задниц. Поскольку эта работа в ближайшие десятилетия автоматизации не принадлежит, именно ее мы и будем делать, при этом на нее еще будет конкурс!

Мир разделится на инвесторов, владельцев предприятий, которым будет принадлежать автоматизированные производство, сфера услуг, логистика - и всех остальных, которым будут предлагать, как в 90-е, работать только за процент, мыть старикам или деткам задницы за небольшую зарплату, или получать пособие, чтобы просто с голоду не умереть. Замечательные перспективы на будущее!