Найти тему

Когда и целого моря мало: приключения британцев у берегов далекого Крыма

Оглавление

Сказ о том, как британские адмиралы пытались на себя лавры Джеймса Бонда примерить

Еще сто лет назад британский флот являлся, пожалуй, самым мощным и современным на планете, полностью оправдывая статус Соединенного Королевства как «владычицы морей».

Однако Вторая мировая война, последующий развал Британской империи и существенное падение объемов национальной экономики привели к тому, что Королевские военно-морские силы (ВМС) стали постепенно сжиматься в размерах словно шагреневая кожа.

В конечном итоге они превратились в ничем не примечательный флот «второго сорта», не сыгравший фактически никакой роли в годы «холодного» противостояния Запада и Востока, когда статус «повелителя океанов» между собой оспаривали флоты США и СССР.

Безусловно, в значительной мере снижение роли и могущества британского флота произошло вследствие той весьма сильной политической и экономической зависимости от Вашингтона, в которой Лондон оказался вскоре после окончания Второй мировой войны.

(CPO Phot Owen Cooban / 	UK MOD © Crown copyright 2021 / OGL)
(CPO Phot Owen Cooban / UK MOD © Crown copyright 2021 / OGL)

Наиболее характерным примером в этом плане является операция «Мушкетер» 1956 года.

Флот эффективно решил поставленные перед ним задачи (хотя Первый морской лорд и начштаба ВМС адмирал флота Луис Маунтбеттен, по его словам, выступал против силовых планов правительства и дважды подавал в отставку).

Но под давлением Соединенных Штатов британцам пришлось фактически «слить» свои победы и остаться ни с чем.

В том числе и из-за этого внешнеполитического фиаско и ушел в отставку премьер-министр Энтони Иден.

«Это был последний удар империи, – приводил Пол Рейнольдс, корреспондент по международным делам BBC News, слова известного британского военного историка Коррелли Барнетта, автора книги The Collapse of British Power, в своей статье Suez: End of empire, опубликованной в июле 2006 года к 50-летию Суэцкого кризиса. – Последняя попытка британского правительства поступить в старых имперских традициях для защиты далеких интересов. Это была полная глупость».

Более того, в период Фолклендской войны 1982 года британский флот хоть и перебросил к далеким островам крупную войсковую группировку, направив в район боевых действий 136 боевых кораблей и судов, и даже отличился, потопив аргентинский крейсер «Генерал Бельграно», но в боях за сами острова продемонстрировал свою неготовность не только к отражению ударов с применением современных противокорабельных ракет, но даже к атакам не очень новых штурмовиков, сбрасывающих «тупые» авиабомбы времен Второй мировой.

Гибель британского корвета "Антилопа". Попавшие в нее бомбы не взорвались, но при разминировании одна из них сдетонировала (© Crown copyright. IWM (FKD 192))
Гибель британского корвета "Антилопа". Попавшие в нее бомбы не взорвались, но при разминировании одна из них сдетонировала (© Crown copyright. IWM (FKD 192))

Скажем прямо: потери английского флота в условиях фактически полного бездействия аргентинских ВМС и объективно ограниченного применения аргентинской ударно-штурмовой авиации, испытывавшей нехватку в опытных пилотах и летавшей с аэродромов, расположенных на континенте (шесть аргентинских самолетов из-за нехватки топлива даже «не дотянули» до берега и упали в море), были неприемлемо высокими.

Ну, а если бы все сброшенные аргентинскими летчиками авиабомбы еще и взрывались (в зарубежной печати отмечалось, что до 80% попавших в британские корабли авиабомб не взорвалось – при бомбометании с малых высот они очень часто не успевали встать на боевой взвод или же взрыватели оказывались не работоспособны), то корабельный состав британского флота проредился бы в Южной Атлантике не хуже, чем в северной ее части в годы борьбы со странами Оси.

«Кто-то слышал, что в Ольстере, Малайе, Корее, Кении и других местах было значительно хуже – там потери доходили до восьмисот человек, тогда как в войне за Фолклендские острова в 1982 году погибли двести пятьдесят британцев. Но разница в том, что эти двести пятьдесят человек мы потеряли в течение шести недель, а не за много лет. За это время я утратил почти половину своих эсминцев и фрегатов, а людские потери были в десять раз больше, чем во всех наших Вооруженных силах со времен Второй мировой войны», – отмечал впоследствии бывший командующий британским оперативным соединением флота адмирал сэр Джон Вудворд.

Впрочем, эта война заставила Лондон пересмотреть свои взгляды на развитие флота и тот получил дополнительные вливания. А ведь буквально накануне войны в стремлении сэкономить расходы бюджета в непростое для британской экономики время и «за ненадобностью» было принято решение отправить на слом значительное число кораблей и судов. Часть из них отправляли на войну буквально с «последнего пути».

Британский авианосец "Гермес" возвращается с Фолклендской войны с победой (© Crown copyright. IWM (FKD 684))
Британский авианосец "Гермес" возвращается с Фолклендской войны с победой (© Crown copyright. IWM (FKD 684))

Возрождение имперских амбиций

Окончание холодной войны и распад СССР, а также последующая переориентация на борьбу с международным терроризмом вновь сделали британский флот аутсайдером в борьбе за кусок бюджетного пирога.

Стареющие корабли списывались один за другим, а на их место никто не приходил.

Если бы не наличие в составе ВМС стратегических подводных ракетоносцев с ядерными ракетами, о британском флоте забыли бы вообще, оставив ему место лишь в легендах.

Однако новый виток противостояния между Западом и Россией, дал британцам возможность вдохнуть свежие силы в свой флот и попытаться хотя бы частично вернуть своей стране статус «владычицы морей», пусть и в региональном измерении.

Дополнительным стимулом к этому послужило и стремление Лондона обрести большую самостоятельность в международных вопросах и перестать зависеть от Вашингтона, который к тому же стал проявлять неудовольствие по поводу слишком больших финансовых издержек таких «союзнических» отношений.

Дональд Трамп вон и вовсе чуть ли не отправил Европу туда, «куда Макар телят не гонял».

Президент США Дональд Трамп хотел резко сократить расходы на поддержку европейских союзников (U.S. Air Force photo/Andrew Park / www.dvidshub.net)
Президент США Дональд Трамп хотел резко сократить расходы на поддержку европейских союзников (U.S. Air Force photo/Andrew Park / www.dvidshub.net)

Потому мы и наблюдаем в новом веке достаточно существенное наращивание Великобританией расходов на военно-морское строительство:

  • в 2003-2004 годы флот получил два универсальных десантных корабля типа «Альбион»;
  • в 2009-2013 годы – шесть эсминцев УРО типа «Дэринг» («Тип 45»);
  • в 2010-2020 годы – четыре многоцелевые атомные подлодки типа «Астьют»;
  • в 2017-2019 годы – два авианосца типа «Куин Элизабет», способных принимать истребители 5-го поколения F-35B.

Обновление флота продолжится и в обозримой перспективе.

Новый военный бюджет Великобритании объемом 16,5 млрд фунтов стерлингов – рекордный после Холодной войны, о котором премьер-министр Борис Джонсон объявил в конце 2020 года, обеспечит британским адмиралам все необходимые ресурсы.

ПЛАРБ "Викториес" типа "Вэнгард" (LA(Phot) Will Haigh / ROYAL NAVY © Crown copyright / OGL)
ПЛАРБ "Викториес" типа "Вэнгард" (LA(Phot) Will Haigh / ROYAL NAVY © Crown copyright / OGL)
«Десятилетия правительство Соединенного Королевства урезало наш оборонный бюджет. Если мы будем продолжать в том же духе, мы рискуем проснуться и обнаружить, что наши Вооруженные силы опустились ниже минимального порога жизнеспособности… Я решил, что эпоха сокращения должна закончиться, и закончиться сейчас», – отметил Джонсон в заявлении парламенту.

В итоге сегодня для Королевских ВМС строятся серия из восьми фрегатов УРО «Тип 26» водоизмещением около 6900 т, которые обойдутся бюджету по 1 млрд фунтов стерлингов за штуку и должны будут заменить аналогичное число старых фрегатов «Тип 23» постройки 1990-х годов, и серия из пяти фрегатов УРО «Тип 31» водоизмещением около 5700 т, которые должны заменить оставшуюся часть фрегатов «Тип 23» (всего их в строю 13) и все вместе обойдутся бюджету в 1,98 млрд фунтов стерлингов.

Авианосец "Куин Элизабет" (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 1st Class John Philip Wagner, Jr. / www.dvidshub.net)
Авианосец "Куин Элизабет" (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 1st Class John Philip Wagner, Jr. / www.dvidshub.net)

Кроме того, в марте 2021 года британское Минобороны обнародовало документ под названием Defence in a Competitive Age («Оборона в эпоху соперничества»), в котором указывается: в ближайшее время начнется создание новых эсминцев УРО «Тип 83», которыми с конца 2030-х годов планируется заменять эсминцы УРО типа «Дэринг».

Утверждена и вошла в практическую стадию реализации программа создания стратегических подводных ракетоносцев нового поколения – первую из четырех субмарин многозначительно нарекли «Дредноут».

Они заменят старые «стратеги» типа «Вэнгард» и будут нести американские модернизированные «Трайденты».

На сегодня начаты работы по первым двум таким «убийцам континентов», для которых также создается атомная энергоустановка нового поколения на базе реакторов PWR3.

«Стоимость программы «Дредноут» оценивается в 31 млрд фунтов стерлингов, что является более крупными инвестициями, чем Crossrail (Crossrail или Elizabeth line – строящаяся с 2009 года система железной дороги в Лондоне, крупнейший строительный проект в Европе. – Прим. авт), и, хотя и сопоставимо с High Speed 2 (проект по постройке сети скоростных железных дорог в Великобритании. – Авт.), является все же значительно более сложной программой», – отмечается по этому поводу во вступлении «Корпоративного плана на 2018-2019 годы» Агентства по поставке подводных лодок (Submarine Delivery Agency, создано в апреле 2018 г.), подписанном тогдашним министром обороны страны Гэвином Уильямсоном.

Модернизируется также морская авиация, наращиваются боевые возможности морской пехоты, в особенности – ее подразделений спецопераций.

В 2020 году введена новая униформа и снаряжение британских морпехов-коммандос (LPhot Daniel Shepherd / UK MOD © Crown copyright 2020 / OGL)
В 2020 году введена новая униформа и снаряжение британских морпехов-коммандос (LPhot Daniel Shepherd / UK MOD © Crown copyright 2020 / OGL)

Обновляется вспомогательный флот, пополняемый различными судами (в планах – исследовательское судно нового поколения, не исключено – с разведвозможностями).

На флот активно поставляются беспилотные и безэкипажные системы, в том числе боевые.

Все бы, конечно, ничего – наращивание сил флота морской державы не является чем-либо неожиданным и противоестественным.

Но в данном случае вслед за наращиванием боевой мощи флота у Лондона, судя по всему, наступило желание попробовать, как принято говорить, поиграть мускулами.

В контртеррористических операциях в составе возглавляемой Вашингтоном коалиции английские адмиралы уже поучаствовали, а тут, видимо, они решили повторить американский опыт в части проведения операций, известных как FONOP или FONOPs.

Американские военные считают, что они контролируют Мировой океан (U.S. Navy Mass Communication Specialist 3rd Class Erwin Miciano)
Американские военные считают, что они контролируют Мировой океан (U.S. Navy Mass Communication Specialist 3rd Class Erwin Miciano)

Троллинг на море – как госпрограмма

FONOP(s) – это аббревиатура от Freedom Of Navigation Operations, т.е. операции, проводимые ВМС США в рамках программы Freedom of Navigation (FON). В переводе с английского - "Свобода мореплавания".

Она введена в действие в 1979 году и разработана, как указывается на сайте Госдепа, «для оспаривания морских претензий прибрежных государств, которые незаконно ограничивают права и свободы судоходства и пролета и другие гарантированные международными законами виды использования моря, связанные с этими свободами, гарантированными в международном праве, как это отражено в Конвенции по морскому праву 1982 года».

«FONOPs демонстрируют, что Соединенные Штаты будут летать, плавать и действовать везде, где позволяет международное право», – указано на сайте Госдепартамента США.

«По причине своего исключительного положения (в мировых делах) Соединенные Штаты чувствуют себя вынужденными активно защищать свои права от незаконного посягательства прибрежных государств», – подчеркивал президент Джимми Картер в 1979 году во время официального ввода в действие программы FON.

Именно в рамках этой программы американские боевые корабли в разные годы троллили многие страны мира, включая даже традиционных союзников Вашингтона – Данию, Италию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Швецию, Южную Корею и Японию.

О таких действующих или потенциальных противниках и соперниках Америки, как Венесуэла, Иран, Китай, Куба и Сирия, и говорить не приходится.

Советские сторожевик "СКР-6" осуществляет навал на американский эсминец "Кэрон" (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)
Советские сторожевик "СКР-6" осуществляет навал на американский эсминец "Кэрон" (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)

А сегодня наиболее активно по этой программе достается Китаю – счет инцидентам с американскими кораблями в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море уже идет на десятки.

И это понятно – именно Китай готовится оспаривать у США статус «повелителя океанов».

Доставалось регулярно и нашей стране.

Именно в рамках программы FON американские крейсер УРО «Йорктаун» типа «Тикондерога» и эсминец «Кэрон» типа «Спрюэнс», который за обилие разведаппаратуры часто называли не иначе как «современный «Пуэбло», совершили провокации в районе южного побережья Крыма, где, по мнению Вашингтона, Москва неправильно провела морскую границу.

Да, да, именно провокации, поскольку первый раз эти корабли «похулиганили» у Крыма еще 13 марта 1986 года, углубившись в наши террводы примерно на 6 миль и покинув их через 2 часа 21 минуту.

Советские моряки и пограничники тогда силу не применили, но когда те же корабли и в том же районе 12 февраля 1988 года предприняли новую попытку показать, что могут плавать, где и как им вздумается («Курс менять не буду. Пользуюсь правом мирного прохода. Ничего не нарушаю», – радировали с «Йорктауна» в ответ на предупреждение со стороны советских моряков), ситуация развивалась по иному сценарию.

Американские корабли-нарушители почти сразу стали выталкивать восвояси флотские сторожевики «Беззаветный» и «СКР-6».

Первый, имея водоизмещение 3,2 тыс. т, выполнил навал на крейсер водоизмещением 9,8 тыс. т, а второй, имея водоизмещение менее 1,2 тыс. т, «атаковал» эсминец водоизмещением более 8 тыс. т.

После непродолжительных «терок» американцы наши террводы покинули.

СКР «Беззаветный» проекта 1135 выполняет навал на крейсер УРО «Йорктаун» типа «Тикондерога». Черное море, 12 февраля 1988 года (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)
СКР «Беззаветный» проекта 1135 выполняет навал на крейсер УРО «Йорктаун» типа «Тикондерога». Черное море, 12 февраля 1988 года (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)

Что интересно, американцы не признают, что наши сторожевики тогда «выдавили» их корабли из террвод.

«Советские корабли, задействованные в инциденте, были существенно меньше американских, а потому общий ущерб был незначителен, – указывает специалист Военно-юридической службы ВМС США лейтенант-коммандер Джон Рольф в статье Freedom of Navigation and the Black Sea Bumping Incident: How «Innocent» Must Innocent Passage Be?, опубликованной в 1992 году в журнале Military Law Review. – В итоге «Кэрон» и «Йорктаун» продолжили следовать прежним курсом и завершили свой проход через советские воды. Других инцидентов не было, но американские корабли сопровождались вплоть до их выхода в международные воды».

Впрочем, как бы то ни было, но больше таких попыток американские корабли ни в бытность Советского Союза, ни в истории постсоветской России не предпринимали.

Москва как бы оставалась вне претензий в рамках программы FON – начиная с 1991 года Россия ни разу не упоминалась в публикуемых Пентагоном ежегодных отчетах о проведении за отчетный период в рамках данной программы операциях.

Причем на ситуацию в худшую сторону не повлияло даже включение Крыма с состав РФ и изменение в пользу России статуса вод вокруг Крыма и в Керченском проливе.

Однако идиллия продержалась недолго – в декабре 2018 года в Пентагоне, вспомнив вдруг о том, что они не согласны с разграничением морской акватории в заливе Петра Великого, провели первую в постсоветское время операцию FONOP.

В ходе того «тихоокеанского набега», напомним, эсминец УРО «Мак-Кемпбелл» типа «Арли Берк» проверил, что называется, на прочность дальневосточные морские рубежи России.

«Мак-Кемпбелл» прошел в непосредственной близости от залива Петра Великого с тем, чтобы оспорить чрезмерные морские претензии России и обеспечить поддержку прав, свободы и возможности законного использования морского пространства, которыми пользуются Соединенные Штаты и другие страны», – заявила ресурсу USNI News официальный представитель Тихоокеанского флота ВМС США младший лейтенант Рейчел Мак-Марр.
ЭМ УРО "Мак-Кемпбелл" (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Paul Kelly / www.dvidshub.net)
ЭМ УРО "Мак-Кемпбелл" (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Paul Kelly / www.dvidshub.net)

А в конце 2020 года уже эсминец УРО «Мак-Кейн» типа «Арли Берк» зашел в наши террводы в заливе Петра Великого, и его тоже пришлось из них выпроваживать.

В этой связи самое примечательное заключается в том, что Россию и другие страны мира, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, пытаются учить жить в соответствии с ее положениями США, которые данный документ не только не ратифицировали, но и не подписали!

По этому поводу бывший комендант Береговой охраны США адмирал Пол Цукунфт, перечисляя на брифинге в апреле 2018 года проблемы, с которыми приходится сталкиваться ему и его подчиненным, отметил:

«Соединенные Штаты находятся в одной группе с такими странами, как Иран, Ливия и Северная Корея. Что общего у этих четырех стран? Никто из них не ратифицировал Конвенцию по морскому праву».

Но, судя по всему, такая явная «военно-морская наглость» заокеанского «Большого брата» пришлась по душе британскому Адмиралтейству – оно решило повторить действия программы FON.

Причем в буквальном смысле этого слова – нынешний инцидент имел место, как мы видим, тоже у южного побережья Крыма и сопровождался примерно схожими «отмазками» в стиле «Йорктауна» («Совершаю мирный проход…, пользуюсь правом…») и последующими попытками принизить степень накала ситуации заявлениями – официальными и за авторством разных экспертов и журналистов – о том, что, дескать, «русские все врут»: никто ни в кого не стрелял, а это были учения.

ЭМ УРО "Джон Мак-Кейн" в заливе Петра Великого. 24.11.2020 г. (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Markus Castaneda / www.dvidshub.net)
ЭМ УРО "Джон Мак-Кейн" в заливе Петра Великого. 24.11.2020 г. (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Markus Castaneda / www.dvidshub.net)
«В сторону HMS Defender не было сделано никаких предупредительных выстрелов. Корабль Королевских ВМС совершает мирный проход в украинских территориальных водах в соответствии с международным законодательством, – читаем мы в сообщении в Twitter-аккаунте пресс-службы Минобороны Великобритании от 23 июня с.г. – Мы считаем, что русские проводили артиллерийские учения в Черном море и предупредили морское сообщество о своих действиях».

«Никакие выстрелы не были направлены в сторону HMS Defender и мы не признаем утверждение, что бомбы были сброшены по его курсу», – отмечается там же.

«Этим утром HMS Defender совершил обычный переход Черным морем из Одессы в Грузию. Как обычно для этого маршрута, он вошел в международно-признанный коридор разделения движения. Он благополучно вышел из этого коридора в 09.45 по летнему британскому времени (09.45 BST – это 11.45 мск. – Прим. авт.). Как обычно, российские корабли следили за его проходом, и он был поставлен в известность об учениях в непосредственной близости от него», – заявил в свою очередь министр обороны Великобритании Бен Уоллес (цитата по аккаунту министра в Twitter).

Правда, этому противоречат репортажи британских журналистов с борта «Дефендера», в которых четко указано: предупреждение от российских пограничников об открытии огня было и таковой, пусть и на большом расстоянии от британского корабля, открывался, а вокруг эсминца постоянно сновали российские боевые самолеты.

Впрочем, все это не идет ни в какое сравнение с тем, что стало происходить с этим кораблем во второй половине 23 июня.

Время чудес

Сегодня в распоряжении моряков есть система АИС – Автоматическая Идентификационная Система, которая используется для автоматической идентификации судов по целому ряду параметров (идентификационные номера MMSI и IMO, тип судна, его навигационный статус, водоизмещение и габариты, координаты судна, его курс и скорость движения и пр.) и позволяет существенно повысить безопасность мореплавания за счет автоматического обмена с другими судами и компетентными береговыми службами навигационной, рейсовой и иной информацией для обеспечения безопасности на море.

Данные, поступающие по АИС, совмещаются с данными от РЛС и интегрируются в электронные навигационные карты, но самое главное – они используются в системах регулирования движением судов и системах судовых сообщений, благодаря которым прибрежные страны получают информацию о судах и их грузах.

Именно на основе этих данных основана работа такого популярного у мореплавателей, экспертов, а в последнее время и журналистов сервиса как MarineTraffic (www.marinetraffic.com), имеющего удобные и информативные интерактивные карты и различные базы данных.

В том числе с его помощью, как и в случае с сервисом Flightradar24, можно следить за движением кораблей и судов ВМС разных стран мира (правда, не всех).

Иллюстрация 1 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)
Иллюстрация 1 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)

После того, как в СМИ поднялась волна сообщений, связанных с инцидентом с участием британского эсминца УРО «Дефендер» типа "Дэринг", автор решил посмотреть, а где же этот корабль находится сейчас и каким был маршрут его движения за последнее время.

Вот тут-то и началось самое интересное.

Уже в 12:00 UTC (15:00 мск) отметка эсминца УРО «Дефендер» была достаточно далеко от крымского побережья (иллюстрация 1), что вызывало определенное удивление, поскольку корабль, по словам британцев, шел в Батуми, находящийся совсем в другой стороне.

А затем отметка неожиданно стала «прыгать», после чего стремительно двинулась в сторону турецкого побережья и через пять минут эсминец уже вплотную приблизился к берегу (иллюстрация 2).

Проходит еще пять минут, и отметка «Дефендера» уже находится около … иракского Киркука (иллюстрация 3), т.е. боевой корабль «заполз» вглубь суши и продолжал стремительно двигаться непонятно куда, но главное – прочь от Крыма!

Причем, если принять во внимание, что от его местоположения на 12:00 UTC до Киркука – около 1300 км, то преодолеть это расстояние за 10 минут можно со скоростью 7800 км/ч или 2,17 км/с.

Это, конечно, не первая космическая (7,91 км/с), но все равно впечатляет.

Иллюстрация 2 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)
Иллюстрация 2 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)

После еще пяти минут движения над сушей британский эсминец вновь попадает в родную стихию – его отметка появляется в водах Персидского залива (иллюстрация 4).

После чего корабль «замедляет ход» и движется более или менее в соответствии с законами физики и современной военно-морской техники.

В итоге, по состоянию на 13.43 UTC (16.43 мск) 23 июня, эсминец УРО «Дефендер» оказался в точке с координатами 26 градусов 10 минут 20,028 секунд с.ш. и 50 градусов 39 минут 54,432 секунды в.д., т.е. недалеко от побережья Бахрейна (Иллюстрации 5 и 6)

Полный же маршрут движения «Дифендера» в период с 13:59 UTC (16:59 мск) 22 июня по 13:58 UTC (16:58 мск) 23 июня с.г., по данным сервиса MarineTraffic, представлен на иллюстрации 7.

Неплохо для боевого корабля, да? Слабо повторить?

Иллюстрация 3 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)
Иллюстрация 3 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)

В «Золушке» версии Шарля Перро в полночь прекрасная карета главной героини превращалась в тыкву, а коней, кучера и лакеев волшебная сила возвращала обратно в тела мышей, крысы и ящериц.

Тут же неведомая науке сила в полдень по UTC (т.е. по Всемирному координированному времени) превратила британский эсминец в «Летучий голландец» XXI века, способный стремительно преодолевать огромные расстояния, да еще и над сушей!

В прессе появлялись данные о том, что в США в интересах Пентагона ведутся работы с целью изучить возможность создания силовых установок, схожих с Варп-двигателями (Warp drive) космических кораблей из фантастических произведений.

Но о том, что эти работы увенчались успехом и что еще невероятней – их результатами американцы поделились с англичанами, не сообщалось.

А если бы это было, кто-то бы точно проболтался.

Так что, скорее всего, британские военные специалисты просто сфальсифицировали данные о местоположении своего корабля и «забросили» их в сеть AIS.

Что, кстати, ставит под вопрос достоверность этих данных и негативно отражается на безопасности того самого судоходства, о свободе которого так пекутся Вашингтон и Лондон.

Иллюстрация 4 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)
Иллюстрация 4 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)

Напомню, что один из натовских боевых кораблей недавно так уже «баловался» с сигналами АИС.

Экипаж норвежского фрегата УРО «Хельге Ингстад» типа «Фритьоф Нансен», возвращаясь с учений и, видимо, еще не отойдя от «войны» с условным противником (Россией, наверное), перевел аппаратуру АИС только на прием и в конечном итоге, не разобравшись в ситуации, «при чистом небе и хорошей видимости» допустил столкновение в районе нефтяного терминала Stureterminalen с шедшим под мальтийским флагом танкером «Сола ТС», только что загрузившимся сырой нефтью и отходившим от причала.

В итоге фрегат затонул.

При этом в заявлении для прессы, размещенном на сайте норвежских ВС после аварии, указано: «Инцидент произошел в тот момент, когда корабль совершал плавание во внутренних фьордах в рамках отработки решения навигационных задач кораблевождения».

Сама жизнь поставила экипажу фрегата даже не двойку, а кол по навигационной подготовке и по несению ходовой вахты!

Иллюстрация 5 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)
Иллюстрация 5 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)

Причем такие же манипуляции с сигналами АИС в отношении «Дефендера» и заходившего вместе с ним в Одессу нидерландского фрегата УРО «Эвертсен» типа «Семь провинций» были предприняты буквально несколькими днями ранее.

В то время, как оба корабля находились в Одессе (тому есть фото- и видеодоказательства и свидетельства очевидцев), их отметки в системе АИС на ресурсе MarineTraffic по состоянию на 18 июня с.г. оказались … прямо у Севастополя.

Данные АИС при этом, как утверждают журналисты, передавались в MarineTraffic со станции в Черноморске около Одессы.

Впервые эти британо-нидерландские «странности» заметил известный военно-морской эксперт Х.И. Саттон (H I Sutton), который рассказал о возникшей опасной ситуации в статье Positions of Two NATO Ships Were Falsified Near Russian Black Sea Naval Base, размещенной 21 июня с.г. на ресурсе USNI News.

Иллюстрация 6 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)
Иллюстрация 6 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)
«Размещение двух боевых кораблей НАТО у входа в крупную российскую военно-морскую базу было бы широко расценено как провокационная акция, основанная на противоречивых претензиях на суверенитет», – указывал, в частности эксперт, уточняя, что «большая часть международного сообщества, включая США, Великобританию и Нидерланды, не признают Крым частью России».

Знал бы он, что будет «вытворять» британский эсминец через пару дней…

Впрочем, нечто подобное многие из нас уже могли видеть… на киноэкране.

Иллюстрация 7 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)
Иллюстрация 7 (Скриншот с сайта www.marinetraffic.com)

Спецоперация с элементами киносценария?

После перезапуска «бондианы» с актером Дэниелом Крейгом в роли «агента 007» старые фильмы этой франшизы многими как-то подзабылись.

А зря.

В 1997 году на экраны вышел фильм «Завтра не умрет никогда».

В его прологе британские и российские ВС проводят совместную операцию по уничтожению террористов где-то у границ России, в ходе которой становится известно о том, что в руки преступников попал блок кодирования системы GPS.

Благодаря доступу к этому устройству преступники получают возможность дистанционно изменить данные о местоположении британского фрегата «Девоншир», находящегося в Южно-Китайском море. В результате командир корабля считает, что он – в нейтральных водах, но на самом деле – уже вошел в террводы КНР.

Имея подлинные данные о местоположении «Девоншира», китайские летчики требуют от британцев покинуть их террводы, угрожая применением оружия. Командир «Девоншира» обещает ответить тем же.

В этот момент преступники при помощи специального подводного аппарата атакуют британский фрегат, который в итоге тонет, а со своего корабля-«невидимки» сбивают китайский самолет. Оказавшихся в воде британских моряков преступники расстреливают из китайского оружия, а с фрегата – крадут ракету с ядерной боеголовкой.

В итоге Лондон уверен, что его корабль потопили китайцы, а Пекин считает, что британцы вторглись в его террводы и сбили самолет.

Далее, как всегда, появляется агент Бонд, Джеймс Бонд, в исполнении Пирса Броснана, который выясняет, что данные о местоположении фрегата были сфальсифицированы, после чего вместе с сотрудницей китайских спецслужб спасает мир от очередного «доктора Зло».

Создается впечатление, что британские адмиралы, насмотревшись в молодости «бондиану», настолько заигрались в свои электронные гаджеты, что в итоге обманули сами себя.

Возможно, что командир «Дефендера» действительно был уверен в том, что он следует где-то в украинских или нейтральных водах, тогда как эсминец на самом деле находился в российских террводах.

Либо же командир обладал полной информацией, а путаница возникла уже в вышестоящих инстанциях.

Правда, это не объясняет того факта, что после крымского инцидента британский корабль чудесным образом переместился из Черного моря в Персидский залив, не вызвав удивления у официального Лондона.

Возможен и еще более интересный вариант: бардак в этот день творился во всех звеньях системы управления Королевских ВМС Великобритании.

Но это, учитывая наличие в их составе стратегических подлодок с ядерными межконтинентальными баллистическими ракетами на борту, вызывает уже полноценную тревогу.
Эсминец УРО "Дефендер" (D36) типа "Дэринг" (Фото CPOA(Phot) Thomas McDonald / ROYAL NAVY / © Crown copyright / OGL)
Эсминец УРО "Дефендер" (D36) типа "Дэринг" (Фото CPOA(Phot) Thomas McDonald / ROYAL NAVY / © Crown copyright / OGL)

С другой стороны, применяя принцип бритвы Оккама и не порождая совершенно ненужные сущности, можно легко прийти к простому и логически объяснимому выводу.

Все происходившее 23 июня с.г. являлось элементами тщательно разработанной спецоперации, целями которой были оценка возможностей средств ведения кибервойны в условиях, максимально приближенным к боевым, а также изучение системы обороны Крыма и оперативности, с которой россияне будут реагировать на возникшую ситуацию.

Фальсификация же накануне местоположения британского и нидерландского боевых кораблей могла являться предварительной проработкой их курса во время «набега» на российские террводы.

Такие операции современные системы боевого управления позволяют отрабатывать, но тут, видимо, «кто-то что-то сделал не так» и информация была «слита» во внешний мир, в реальную сеть сигналов АИС.

Причем, судя по всему, в спецоперации намечалось задействовать и нидерландский фрегат УРО, но потомки адмирала де Рюйтера, видимо, решили не участвовать в этом сомнительном с оперативной точки зрения и дурно пахнущим с точки зрения политической мероприятии.

Голландский или, как сейчас принято говорить, нидерландский флот уже давно попал в историю военно-морского искусства и «попадать в историю» таким вот способом ему незачем.

Российский Су-30СМ проходит рядом с нидерландским ФР УРО "Эвертсен" (Фото с сайта МО Нидерландов / www.defensie.nl / CC NC)
Российский Су-30СМ проходит рядом с нидерландским ФР УРО "Эвертсен" (Фото с сайта МО Нидерландов / www.defensie.nl / CC NC)

Впрочем, "Эвертсену" досталось от российских военных уже на следующий день: помня недавний негативный опыт с британским кораблем, наши летчики при малейших подозрительных действиях сработали так, как и положено - смело и решительно.

В то же время почти аналогичный эпизод, имевший место у побережья Крыма в октябре 2020 года с однотипным британским эсминцем УРО «Дрэгон», можно рассматривать теперь, как и в случае с американскими кораблями в 80-е годы, в качестве подготовительного мероприятия для последующей провокации.

«13 октября 2020 года, несмотря на поступившее предупреждение о недопустимости захода в территориальные воды России, эсминец УРО D35 Dragon ВМС Великобритании пересек государственную границу Российской Федерации в районе мыса Херсонес в акватории Черного моря, воспользовавшись правом мирного прохода. На требования немедленно покинуть территориальное море России капитан эсминца заявил о плохом приеме сигнала. В результате совместных с ВМФ и ВКС России действий военный корабль был выдворен в нейтральные воды», – рассказывал в мае с.г. в интервью РИА «Новости» первый заместитель директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал-полковник Владимир Кулишов.

Тогда представители британского Минобороны тоже все отрицали, утверждая, будто бы их эсминец никто не выдворял, а сам он совершил мирный проход.

ФР УРО "Эвертсен"  (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 1st Class Collin Turner / www.dvidshub.net)
ФР УРО "Эвертсен" (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 1st Class Collin Turner / www.dvidshub.net)

Причем уже 23 июня, почти сразу после начала грандиозного шума в прессе, один из очевидцев тех событий вполне четко и достаточно полно раскрыл характер действий, предпринятых британскими моряками, и их цели.

«Это должно было стать преднамеренным шагом, направленным на то, чтобы дать знать России. HMS Defender собирался проследовать в пределах 12-мильной границы территориальных вод Крыма. Капитан (командир корабля. – Прим. В.Щ.) настаивал, что он только искал безопасный проход [через] международно-признанный судоходный путь», – указывает в письменной части своего репортажа с борта британского эсминца военный корреспондент ВВС Джонатан Бил.
«HMS Defender готовится пройти в границах того, что Россия считает своими территориальными водами, но следуя международно-признанным маршрутом», – отмечает он уже в своем видеорепортаже с борта корабля.

«Источник сообщил дипломатическому корреспонденту ВВС Джеймсу Лэндейлу, что Defender был там не для того, чтобы начать драку, но для того, чтобы заявить о своем праве на свободу навигации в международных водах», – указывается в свою очередь в материале HMS Defender: Russian jets and ships target British warship, размещенном 23 июня на сайте BBC, что еще раз подтверждает факт предварительной подготовки этой операции со стороны британского военно-политического руководства и ее изначально провокационный характер, выдержанный в духе американской программы FON.

А вот что пишут по этому поводу в статье Britain acknowledges surprise at speed of Russian reaction to warship, опубликованной 24 июня с.г. в The Guardian, со ссылкой на источник в британском Минобороны журналисты издания Дэн Саббах и Эндрю Рот:

«Мы знали, что что-то может произойти, но мы вовсе не ожидали, что русские скажут это», – сказал источник в министерстве обороны. В итоге то, что должно было стать напряженной, но рутинной миссией по отстаиванию прав на свободу навигации в Черном море, переросло в военный и дипломатический инцидент».

«Боевой корабль намеревался пройти по тому, что Великобритания назвала международно-признанным судоходным путем, по кратчайшему маршруту между украинским портом Одесса и Батуми в Грузии, чтобы отстоять права на свободу навигации и оказать поддержку Киеву», – отмечается в статье.
ЭМ УРО "Дрэгон" выполняет стрельбу ЗРК "Си Вайпер" (Royal Navy Photo by Jim Gibson / Naval Striking and Support Forces NATO / www.dvidshub.net)
ЭМ УРО "Дрэгон" выполняет стрельбу ЗРК "Си Вайпер" (Royal Navy Photo by Jim Gibson / Naval Striking and Support Forces NATO / www.dvidshub.net)

Интересную информацию опубликовало 24 июня с.г. на своем сайте издание The Daily Mail, которое получило эксклюзивный комментарий командира «Дифендера» коммандера Винсента Оуэна.

В частности, в статье, которая была дополнена 25 июня с.г., при рассмотрении ситуации с открытием огня российским сторожевиком указывается:

«Коммандер Оуэн, 42-х лет от роду, прибавил ход, чтобы обогнать российские пограничные корабли, и продолжил свой путь через крымские территориальные воды. Именно тогда с левого борта послышались пушечные выстрелы».

А вот и мнение премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона по этому поводу, которое он выразил во время посещения расположения полка рейнджеров в Олдершоте – нового элемента британских сил спецопераций, созданного для действий в условиях гибридной войны:

«Важным моментом является то, что мы не признаем российскую аннексию Крыма. Это часть суверенной украинской территории, и это совершенно правильно, что мы должны отстаивать закон и добиваться свободы навигации так, как мы это сделали, по кратчайшему маршруту между двумя точками, и это то, что мы сделали» (цитата по видео на сайте The Guardian).

Скорее всего, через какое-то время наружу выплывет еще больше информации о том, как и с какими целями готовилась и проводилась эта операция (пример с недавним обнаружением конфиденциальных документов из Минобороны на автобусной остановке – яркое тому свидетельство), но в целом все уже и так ясно:

в Лондоне решили повторить опыт Вашингтона в отношении доказывания, что «будут летать, плавать и действовать везде, где позволяет международное право».

Однако спецоперация в итоге превратилась в набор нелепых событий, которые у профессионалов могут вызвать лишь улыбку.

Впрочем, именно так обычно и начинаются войны: кто-то не то сказал или сделал, а другой – не так понял и ответил. И понеслось. В таком случае «завтра» действительно может уже никогда и не наступить.

Судя по всему, пусть и с опозданием на пару дней, это поняли и в Лондоне.

Генерал-майор сэр Ник Картер, нынешний начальник Генштаба ВС Великобритании, в Афганистане. 2010 г. (U.S. Army photo by Cpl. Robert Thaler / www.dvidshub.net)
Генерал-майор сэр Ник Картер, нынешний начальник Генштаба ВС Великобритании, в Афганистане. 2010 г. (U.S. Army photo by Cpl. Robert Thaler / www.dvidshub.net)

По крайней мере, как выяснилось недавно, из-за этих событий начальник Генерального штаба британских Вооруженных сил генерал сэр Ник Картер после событий 23 июня с.г провел бессонные ночи в ожидании возможной войны с Россией.

«То, что не дает мне спать по ночам в постели, – это просчет, вызванный необоснованной эскалацией, – заявил генерал сэр Картер на Историческом фестивале в Чолк-Вэлли 25 июня с.г. – То, что мы видели в Черном море [в начале этой недели], – это то, из-за чего это могло произойти» (цитата по The Daily Mail).

«Просчет» в игре в кошки-мышки с Россией может привести к полномасштабной войне, предупредил глава Вооруженных сил после напряженного противостояния на Черном море на этой неделе», – пишет Джек Харди в статьеMiscalculation’ in Russian cat and mouse game could lead to full blown war, warns Army chief, опубликованной 25 июня с.г. на сайте издания The Telegraph.

Сложно к этому добавить еще что-то.

Авторская, расширенная - без купюр и правок - версия статьи, опубликованной в еженедельнике "НВО" от 02.07.2021 г.

Еще по теме:

США снова троллят Россию на море

Право сильного: кто контролирует океан?

Совсем не мирный проход "Дефендера"

Как британские коммандос готовятся к войне с "умным врагом"

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал!:)