Найти тему
Разговоры о разном

Слово о стихах (размышления критика). Слово 2

Я продолжаю разговор о произведениях современной сетевой литературы. На этот раз расскажу о стихотворении, которое мне понравилось.

Купол неба густою смолою наполнила ночь,

Завернувшись от глаз любопытных в покровы ненастья,

В ступе сумрачных дней надоело бесцельно толочь

Стылый пепел далекой, тобою потушенной страсти.

Тишина, только падают звезды в скучающий лес,

Ярким шлейфом огня на куски разрезая несмело

Черный саван печали, укрывший просторы небес,

И казалось, что вместе со мною беззвучно ревела

Собутыльница-ночь ... и лишь тусклый янтарь фонаря

Освещал пустоту, что в израненном сердце царила.

Ключ от храма души я искал, только кажется зря,

Ты опять холодна, как гранитная твердь Измаила.

Ведь она не твоя! - издевался рекламы неон,

Да пошел ты! - взорвался я приступом пьяного смеха.

И, хлебнув через край, закатал свое сердце в бетон,

Чтоб не слышать распятой любви окаянное эхо...

Стихотворение относится к жанру любовной лирики, его тема – переживания лирического героя из-за угасшего чувства. Тема эта не раз поднималась поэтами во все времена. Посмотрим, что удалось и что не удалось автору в раскрытии темы. Приступим к подробному разбору стихотворения.

 

Купол неба густою смолою наполнила ночь,

Завернувшись от глаз любопытных в покровы ненастья,

В ступе сумрачных дней надоело бесцельно толочь

Стылый пепел далекой, тобою потушенной страсти.

 

Катрен представляет собой завязку сюжета и рассказывает о том, что заставило ЛГ переживать. Строки наполнены образами, погружающими читателя в мир души ЛГ. Метафора в первой строке: «Купол неба густою смолою наполнила ночь» - безусловно, красивая и необычная, но кажется мне не вполне логичной. Наполняют, как правило, то, что имеет полость – чашу, ведро, бочку. Но наполнить купол, да ещё и смолой? Или автор пытается показать, что ЛГ отгородился в своих переживаниях от всего мира и задыхается оттого, что подруга его оставила?

Толочь в ступе пепел – такое же бесполезное занятие, как и толочь воду в ступе. Необычный образ, показывающий тщетность переживаний ЛГ понравился.

В третьей строке происходит слипание слов: «в ступесумрачных дней» - из-за несовпадения ритмического ударения с грамматическим.

«Страсти-ненастья» - рифма довольно часто употребляющаяся поэтами, пишущими об ушедшей любви.  

Тишина, только падают звезды в скучающий лес,

Ярким шлейфом огня на куски разрезая несмело

Черный саван печали, укрывший просторы небес,

И казалось, что вместе со мною беззвучно ревела

 

В этом катрене мне кажется неуместным определение «несмело» по отношению к падающим звёздам, разрывающим темноту ночи. Яркие, быстрые, прямые росчерки на тёмном фоне никак, по-моему, не могут быть робкими и несмелыми. Образ беззвучно ревущей ночи понравился.

В первой строке происходит слипание слов и при чтении получается «толькопадают»

Собутыльница-ночь ... и лишь тусклый янтарь фонаря

Освещал пустоту, что в израненном сердце царила.

Ключ от храма души я искал, только кажется зря,

Ты опять холодна, как гранитная твердь Измаила.

 

В данном катрене, на мой взгляд, не вполне уместен фонарь. Автор не раскрыл, даже не намекнул на то, что же является тем фонарём, что освещает глубины его сердца. Не бродит же он и в самом деле по закоулкам своей души с электрическим фонариком.

Ключ от храма души подруги искал хотя бы раз, наверное, каждый поэт, пишущий о любви. Сравнение души гордой и холодной девушки с неприступной крепостью также часто встречается в поэзии. 

«Кажется» в третьей строке надо выделить с обеих сторон запятыми. 

 

Ведь она не твоя! - издевался рекламы неон,

Да пошел ты! - взорвался я приступом пьяного смеха.

И, хлебнув через край, закатал свое сердце в бетон,

Чтоб не слышать распятой любви окаянное эхо...

 

Развязка сюжета внезапно возвращает читателя из мира души ЛГ в реальность, меняется даже лексика. Неожиданность перехода понравилась.

Не очень понравилось в этом катрене выражение «хлебнув через край», плеснуть, на мой взгляд, было бы логичнее, впрочем, это моё субъективное мнение. 

В первой строке слово «ведь» теряет своё ударение и слипается со следующим за ним словом, в результате чего при чтении получается «ведёна».

 

В стихотворении точные рифмы, чётко выдержаны система рифмовки, ритм и размер. Вот схема первого катрена:

 

--!--!--!--!--!     15 А

--!--!--!--!--!-    16 в

--!--!--!--!--!     15 А

--!--!--!--!--!-    16 в

 

В общем и целом стихотворение мне понравилось – логичное композиционное построение, хороший образный ряд, мало логических нестыковок и фонетических ошибок, хорошая отработка по форме, грамотное написание. 

#литература #критика #стихи #рецензия