Найти в Дзене
Вахтенный начальникЪ

Адмирал Риковер - "отец атомного флота" США: реактор для движения

Оглавление

Создание «реактора для движения» представляло собой весьма непростую проблему, какого бы типа ни был сам ядерный реактор.

АПЛ "Наутилус" с установленной экспериментальной гидроакустической системой связи MACS. 1977 г. (Фото Командования военно-морской истории и наследия ВМС США / www.history.navy.mil)
АПЛ "Наутилус" с установленной экспериментальной гидроакустической системой связи MACS. 1977 г. (Фото Командования военно-морской истории и наследия ВМС США / www.history.navy.mil)

Принятый Хайманом Риковером на работу инженер Теодор Рокуэлл вспоминал позднее:

«Не было почти ничего – все надо было создать в рамках одной программы, в том числе создать топливные элементы, конструкционные и иные материалы – такие как цирконий и циркаллой (цирконий, легированный оловом. – Прим. авт.), бериллий, гафний, урановое оксидное топливо и нержавеющие стали специальных марок. Необходимо было также подключать специалистов-радиохимиков, экспертов по жидким металлам и тяжелой воде, физике реакторов и радиационной безопасности, теплообмену и текучим средам, а также создать целую гамму специального оборудования и различных систем. Но в начале 1950-х значительная часть этих направлений была строго засекречена».

Кроме того, размещение атомной энергоустановки в достаточно ограниченном объеме ПЛ накладывало дополнительные требования: реактор должен был обладать высокой мощностью при малых габаритах, а система теплообмена – иметь высокий рабочий коэффициент.

Адмирал Хайман Риковер и его супруга Элеонора на церемонии крещения АПЛ типа "Лос-Анджелес", названной в честь "отца атомного флота США" (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)
Адмирал Хайман Риковер и его супруга Элеонора на церемонии крещения АПЛ типа "Лос-Анджелес", названной в честь "отца атомного флота США" (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)

Также необходимо было обеспечить адекватную защищенность личного состава, особенно непосредственно работавших с атомной энергоустановкой моряков инженерно-механической боевой части, от воздействия радиоактивного излучения реакторной установки.

Поэтому многие склонялись к тому, чтобы сначала построить надводный корабль с атомной энергоустановкой, а уже после того, как такой тип корабельной силовой установки будет отработан, – перенести реактор на подлодку.

Но Риковер продолжал убеждать всех: первоочередной задачей является разработка АЭУ для подводной лодки, что позволит существенно повысить боевой потенциал подводных сил ВМС США.

Фактически оснащенная реактором субмарина могла бы находиться под водой неограниченное время, в пределах автономности по запасам провизии.

Как шутили тогда подводники, атомная подлодка могла всплывать на поверхность только раз в четыре года – чтобы уволить «дембелей» и принять новых матросов.

Наконец, 19 августа 1949 года сменивший адмирала флота Нимица на посту командующего ВМС адмирал Луис Денфельд подписал распоряжение, которым программа создания корабельной АЭУ получала в ВМС официальный статус, к 1955 году такая силовая установка должна была уже быть установлена на первой субмарине.

Церемония приема в боевой состав ВМС США атомной подлодки "Хайман Г. Риковер" (SSN-709) типа "Лос-Анджелес". 21.07.1984 г. (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)
Церемония приема в боевой состав ВМС США атомной подлодки "Хайман Г. Риковер" (SSN-709) типа "Лос-Анджелес". 21.07.1984 г. (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)

«ЭЛЕКТРИК БОУТ» БЕРЕТ ВСЕ!

17 марта на заседании Комиссии по атомной энергии было решено прекратить в Нользской лаборатории работу по теме гражданского ядерного реактора с натриевым теплоносителем.

А 12 апреля 1950 года после трехсторонних переговоров – с участием Комиссии по атомной энергии США, Управления кораблестроения ВМС США и «Дженерал Электрик» – было решено, что лаборатория отныне будет вести только два проекта:

  • работать на огромный комплекс в Ханфорде (штат Вашингтон), производивший радиоактивные материалы и имевший в своем распоряжении «реактор В» (первый ЯР для промышленного производства оружейного плутония),
  • а также осуществлять разработку корабельного ЯР с натриевым теплоносителем (такой реактор позже был установлен на «Сивулфе» – второй американской АПЛ).

В итоге Риковеру для его будущего «Наутилуса» достался ядерный реактор с водой под давлением, создаваемый «Вестингауз».

Быстро решился и вопрос с выбором места постройки атомоходов.

Поскольку уже в течение длительного времени «Вестингауз» и «Дженерал Электрик» поставляли элементы главных энергоустановок и другое оборудование на строившие подлодки государственную Военно-морскую верфь в Портсмуте и частную верфь «Электрик Боут» в Гротоне соответственно, то и для программы постройки атомной субмарины было решено выбрать именно эти предприятия.

Зампомощника министра энергетики США по военно-морским ядерным реакторам адмирал Хайман Риковер, его супруга и министр ВМС Джон Леман на борту новейшей ПЛАРБ "Огайо" (SSBN-726). 11.11.1981 г. (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)
Зампомощника министра энергетики США по военно-морским ядерным реакторам адмирал Хайман Риковер, его супруга и министр ВМС Джон Леман на борту новейшей ПЛАРБ "Огайо" (SSBN-726). 11.11.1981 г. (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)

6 декабря 1949 года Риковер провел переговоры с генеральным управляющим «Электрик Боут» О. Помероем Робинсоном.

Последний с удовольствием взял подряд на постройку атомохода – в войну верфь через каждые две недели спускала на воду по субмарине, но теперь сидела почти без работы.

А 12 января 1950 года Риковер, Данфорд и Роддис вместе с генеральным управляющим Лаборатории Беттиса по проблемам ядерной энергии Чарльзом Х. Уивером прибыли на Военно-морскую верфь в Портсмуте, чтобы изучить возможность привлечения ее к программе в кооперации с «Вестингаузом».

Начальник верфи кэптен Ральф Э. Мак-Шейн был готов подключиться к проекту, но один из присутствовавших на совещании офицеров верфи выступил против – дескать, они слишком загружены подрядами по модернизации дизель-электрических субмарин.

Мак-Шейн согласился с подчиненным и отказался от предложения Риковера, который тут же, перегнувшись через стол, взял телефон и позвонил Робинсону, спросив, не возьмется ли «Электрик Боут» за контракт на вторую атомную подводную лодку.

Робинсон, не раздумывая, согласился.

ДОРОГА К «НАУТИЛУСУ» ОТКРЫТА

Если флот намеревался получить первый атомоход в 1955 году, его надлежало включить в кораблестроительную программу 1952 года.

Однако ее, согласно американскому законодательству, необходимо было направить в Конгресс для рассмотрения и одобрения бюджета уже в 1950 году.

Времени оставалось всего ничего, и надо было еще успеть решить все связанные с этим вопросы.

В частности, получить разрешение командующего и министра ВМС США на включение атомной подводной лодки в программу 1952 года, причем начальники могли сделать это только на основании соответствующих рекомендаций своих групп советников.

АПЛ-музей "Наутилус". Видны запасные торпеды  (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)
АПЛ-музей "Наутилус". Видны запасные торпеды (Фото из собрания Национального управления архивов и документации США)

28 марта 1950 года Риковер пришел на заседание такой группы при министре ВМС.

Он особо подчеркнул, с каким трудом удалось добиться уступок от КАЭ и что если флот не захочет включать постройку первой АПЛ в программу 1952 года, то КАЭ просто перебросит ресурсы на другие проекты, и тут уж он не брался предсказывать, когда же реально флот получит первую АПЛ.

На совещании возникли дебаты относительно того, чем должна быть первая АПЛ – опытовым кораблем или боевой субмариной.

Однако Риковер твердо стоял на том, что полностью и всесторонне оценить потенциал нового образца военно-морской техники можно будет, только если корабль будет полноценной боевой единицей флота.

«Морские волки» согласились с ним.

АПЛ "Наутилус" на испытаниях (Фото ВМС США / http://navsource.org/archives/08/571/0857177.jpg)
АПЛ "Наутилус" на испытаниях (Фото ВМС США / http://navsource.org/archives/08/571/0857177.jpg)

В итоге атомная подлодка была включена в кораблестроительную программу ВМС на 1952 год под номером 4 из 26 в списке, Конгресс программу одобрил, а президент Трумэн утвердил ее 8 августа 1950 года.

Путь к атомному подводному флоту Военно-морских сил США был расчищен, дело оставалось за малым – спроектировать реактор и подлодку, а затем – построить их.

В свою очередь Риковер ко всем своим регалиям добавил почетный титул «отец американского атомного флота».

Адмирал Хайман Риковер и президент Джон Кеннеди (Abbie Rowe. White House Photographs. John F. Kennedy Presidential Library and Museum, Boston)
Адмирал Хайман Риковер и президент Джон Кеннеди (Abbie Rowe. White House Photographs. John F. Kennedy Presidential Library and Museum, Boston)

Начало смотри тут:

"Отец атомного флота" США: группа Риковера

Окончание статьи здесь:

Адмирал Риковер - "отец атомного флота" США: новое агентство

Авторская, расширенная версия статьи, опубликованной в еженедельнике "НВО" (17.05.2019 г.).