На прошлой неделе нас занесло в центр реабилитации хищных птиц «Тайгун», что находится в 20 км от столицы Алтайского края города Барнаула. Здесь начали клеймить птенцов сокола-балобана, и нам стало любопытно узнать, зачем птицам делают татуировки.
Соколята, месяц от роду, громко пищат в деревянном гнезде. Им его обустроили сотрудники центра «Тайгун». Малыши появились на свет от соколов, которых конфисковали в 2018 году на границе с Осетией из рук браконьеров. Уголовное дело затянулось, а птицы выступали в качестве важного вещественного доказательства. За это время все 13 взрослых особей балобанов разучились сами добывать пропитание, разжирели, и в дикой природе их ждет смерть. Соколов решили до конца их дней оставить в стенах центра, а их птенцов отпускать в природу.
Чтобы защитить птенцов от браконьеров, им ставят над клювом и на лапу особые клейма с надписью SOS и номером региона 22. «Меченые» птицы у покупателей спросом не пользуются, а значит, и изымать их из природы браконьерам бессмысленно – вид нетоварный.
Хотя процесс татуирования весьма болезненный, птенцы не сопротивляются. В лапке крепко сжимают тряпку и не издают не звука. «Я до этого птиц ни разу не клеймил, только собак, - говорит, не отрываясь от работы, тату-мастер Михаил. – Но сегодня утром потренировался на курице». Татуировки наносят чертежными чернилами – они дольше сохраняют цвет, и на соколиный век их наверняка хватит.
«Красивый, блондин будет, белая голова и белая грудь!», - моет лапы перед татуированием соколенку руководитель центра «Тайгон» Артем Кучер. На лапке каждого птенчика кольцо с идентификационным номером. Совсем скоро их выпустят на волю в Сайлюгемский национальный парк, что находится в республике Алтай на границе с Монголией.
Пока что соколят кормит мама: разрывает острым клювом на части подброшенных сотрудниками центра тушки цыплят. Скоро они научатся добывать себе пищу сами.
Соколята-подростки учатся летать в специальном большом вольере – облетнике. Под сеткой-крышей 16 птиц. Каждого из них работники центра знают по именам. «Это Бэтмен, только он один любит висеть вниз головой, как летучая мышь, а это Раджа – у нее голова совсем белая», - говорит сын Артема Кучера школьник Прохор. Он ежедневно помогает отцу с птицами: кормит, чистит клетки, возится с малышами.
В среднем, балобаны живут в питомнике около 30 лет. В дикой природе срок жизни хищных пернатых значительно сокращается. До наступления половоззрелового состояния, которое у соколов происходит в 3 года, доживают лишь 5-10% особей.
Их убивают естественные инфекции, браконьеры, бескормица, высоковольтные провода и бич последнего времени – голубеводы. Они травят хищных птиц ядами, и от них погибают не только ястреба-тетеревятники, но и крупные сокола.
Браконьеры продают ловчих птиц в страны Ближнего Востока. Соколиная охота – вековая традиция и страсть богатых эмиров и шейхов Объединенных Арабатских Эмиратов. За птиц они готовы платить большие деньги – от 80 до 100 тысяч долларов.
В основном при помощи соколов добывают дичь: куропаток, уток, гусей, фазанов, но сокола, разгоняясь с высоты, могут словить и зайца. Однако обучить хищника подчиняться – задача не из легких.
Поделитесь своим мнением, нужно ли наносить птицам тату, чтобы уберечь от браконьеров? Подпишитесь на наш семейный блог, мы расскажем еще много интересного.