Найти тему
Киноа: кино + архитектура

7 фильмов художника кино Марксэна Гаухмана-Свердлова, многолетнего соавтора Панфилова и создателя декораций к «Ассе»

Оглавление

В этот день родился выдающийся художник-постановщик советского кино Марксэн Гаухман-Свердлов.

Марксэн Гаухман-Свердлов, художник кино (1929-1997)
Марксэн Гаухман-Свердлов, художник кино (1929-1997)

Окончил архитектурный факультет петербургской Академии художеств (тогда Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина), с 1958 работал на «Ленфильме». Также неоднократно создавал декорации для театра и телефильмов. Много лет сотрудничал с Глебом Панфиловым.

Вот 7 самых интересных в художественном отношении фильмов по его эскизам:

1. Черёмушки

(1962, реж. Герберт Раппапорт)

В новом микрорайоне "Черемушки". Мылкин, он же Сергей Филиппов.
В новом микрорайоне "Черемушки". Мылкин, он же Сергей Филиппов.

Классика «Ленфильма», классика музыкального кино и классика архитектурного кино. Мюзикл по оперетте Шостаковича про массовое жилищное строительство в Москве снимали в Автово, получилось очень ярко и безумно красиво.

2. Начальник Чукотки

(1966, реж. Виталий Мельников)

Один из лучших фильмов об освоении Советами дальних рубежей. Дураки называют это колонизацией, но по факту то был приход цивилизации (социализма) в дикий край. Очень здорово Гаухман-Свердлов выстраивает композицию, работает с пространством и создает лаконичный, но выразительный мир фильма.

3. В огне брода нет

(1967, реж. Глеб Панфилов)

Инна Чурикова и Михаил Кононов в фильме "В огне брода нет"
Инна Чурикова и Михаил Кононов в фильме "В огне брода нет"

Очень трогательная, но и страшная история простой девушки Тани Теткиной во время гражданской войны. Много искусства на грани аутсайдер-арт.

Это была первая совместная работа с Панфиловым, во время которой режиссер и художник стали единомышленниками.

Гаухман-Свердлов так вспоминал о создании эскизов и декораций:

«Несколько случайно собранных двухосных вагончиков, превращенных в санитарный эшелон, агитвагон с наивной росписью, запасные пути захолустной станции, покосившаяся водокачка, старый пакгауз, люди, живущие в этом эшелоне, с запутанными, сложными судьбами, вовлеченные в кровавый водоворот гражданской войны, делающие свое несложное, повседневное, но необходимое дело, – все это диктовало определенную, жесткую стилистику, не переходящую ни в натурализм, ни в навязчивую стилизацию, изыск. И выбранная натура, и костюмы персонажей, и интерьеры были подчинены этой задаче».

4. Живой труп

(1968, реж. Виктор Венгеров)

Светлана Тома и Алексей Баталов в фильме "Живой труп"
Светлана Тома и Алексей Баталов в фильме "Живой труп"

Эскизы к этой экранизации начинал делать мастер советской кинодекорационной школы Николай Суворов, но он потерял зрение. Гаухман-Свердлов закончил работу, консультируясь с Суворовым. Художник отказался от исторической достоверности, поселив своих героев в обыкновенные петербургские квартиры. Вот что пишет Руслан Лавров в подробном исследовании-альбоме о творчестве Гаухмана-Свердлова:

«В идее драмы, в самом духе ее Гаухман-Свердлов открыл для себя нечто призывающее рушить устоявшееся и безусловное, строить образ и композицию по-новому. Ведь Гаухман-Свердлов считает, что никакой так называемой экранизации классического произведения нет.

Художественное произведение, созданное в одном жанре, насущно нуждается в решительном переосмыслении при переводе в другой вид искусства. И был взят документальный регистр, тогда как Толстой перевел хроникальный факт из жизни средних слоев русского общества в его высший круг для того, чтобы падение представителя этого круга было «ушибливым» и, главное, резонансным».

5. Тема

(1979, реж. Глеб Панфилов)

Кладбище. Эскиз к фильму "Тема"
Кладбище. Эскиз к фильму "Тема"

Не самый мой любимый фильм у Панфилова, но очень сильный, и его иногда полезно пересматривать. Это печальное кино о творческом кризисе, об отчаянии, об интеллигенции (куда без нее) и, конечно, о любви. Фоном вырисовывается из-под снега прекрасный Суздаль с его куполами и тихим кладбищем.

6. Прошу слова

(1975, реж. Глеб Панфилов)

Подробнее об этом фильме я писала к 8 марта, прочитать можно по этой ссылке

7. Асса

(1987, реж. Сергей Соловьев)

Мальчик Бананан, он же Сергей Бугаев (Африка)
Мальчик Бананан, он же Сергей Бугаев (Африка)

Начало сотрудничества Гаухмана-Свердлова с Сергеем Соловьевым. Фильм проблемный, а еще забавный, детективный, с мощным художественным подтекстом – короче, один из лучших фильмов Перестройки. Закончу на немного грустном воспоминании о художнике от режиссера Соловьева:

«Марксен был, с одной стороны, совершенно неприкаянный и бесконечно одинокий советский хипарь, а с другой стороны – действительный член Академии Художеств, член всяческих правлений всяческих союзов, что, впрочем, ни жизни его, ни сознания никак не задевало. Вся его удивительная и пленительная человеческая судьба из этих фатально-комических противоречий и состояла. Имя его – Марксэн расшифровывалось как Маркс и Энгельс. Это с одной стороны. С другой – он был одним из самых выдающихся и веселых антисоветчиков, каких я только видел.

Марксэн Яковлевич Гаухман-Свердлов и режиссер Сергей Соловьев
Марксэн Яковлевич Гаухман-Свердлов и режиссер Сергей Соловьев
Жизнь он прожил блистательную, но очень трудную. С одной стороны, он был художником-постановщиком знаменитейших советских кинокартин, в частности, с ним Глеб Панфилов сделал все свои лучшие фильмы. А с другой стороны, умирал он практически нищим, потому что вообще по природе своей никаких денег скопить он по определению не мог, да и не хотел, а все меняющиеся государственные и общественные институции, с которыми он прожил свою жизнь и которые свято ненавидел, в ответ ему всячески “помогали”, стараясь денег не платить никаких ни за что вообще».


Об одной из учениц Гаухмана-Свердлова на «Ленфильме» Вере Зелинской читайте в отдельном материале
ЗДЕСЬ

👉 Читайте также о других художниках-постановщиках на канале:

Михаил Ромадин // Владимир Светозаров // Алекс Макдауэлл // Жан Рабасс // Рашит Сафиуллин // Евгений Еней // Юрий Пугач // Данило Донати // Юрий Истратов // Александра Экстер, Виктор Симов и Исаак Рабинович