В этот день родился выдающийся художник-постановщик советского кино Марксэн Гаухман-Свердлов.
Окончил архитектурный факультет петербургской Академии художеств (тогда Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина), с 1958 работал на «Ленфильме». Также неоднократно создавал декорации для театра и телефильмов. Много лет сотрудничал с Глебом Панфиловым.
Вот 7 самых интересных в художественном отношении фильмов по его эскизам:
1. Черёмушки
(1962, реж. Герберт Раппапорт)
Классика «Ленфильма», классика музыкального кино и классика архитектурного кино. Мюзикл по оперетте Шостаковича про массовое жилищное строительство в Москве снимали в Автово, получилось очень ярко и безумно красиво.
2. Начальник Чукотки
(1966, реж. Виталий Мельников)
Один из лучших фильмов об освоении Советами дальних рубежей. Дураки называют это колонизацией, но по факту то был приход цивилизации (социализма) в дикий край. Очень здорово Гаухман-Свердлов выстраивает композицию, работает с пространством и создает лаконичный, но выразительный мир фильма.
3. В огне брода нет
(1967, реж. Глеб Панфилов)
Очень трогательная, но и страшная история простой девушки Тани Теткиной во время гражданской войны. Много искусства на грани аутсайдер-арт.
Это была первая совместная работа с Панфиловым, во время которой режиссер и художник стали единомышленниками.
Гаухман-Свердлов так вспоминал о создании эскизов и декораций:
«Несколько случайно собранных двухосных вагончиков, превращенных в санитарный эшелон, агитвагон с наивной росписью, запасные пути захолустной станции, покосившаяся водокачка, старый пакгауз, люди, живущие в этом эшелоне, с запутанными, сложными судьбами, вовлеченные в кровавый водоворот гражданской войны, делающие свое несложное, повседневное, но необходимое дело, – все это диктовало определенную, жесткую стилистику, не переходящую ни в натурализм, ни в навязчивую стилизацию, изыск. И выбранная натура, и костюмы персонажей, и интерьеры были подчинены этой задаче».
4. Живой труп
(1968, реж. Виктор Венгеров)
Эскизы к этой экранизации начинал делать мастер советской кинодекорационной школы Николай Суворов, но он потерял зрение. Гаухман-Свердлов закончил работу, консультируясь с Суворовым. Художник отказался от исторической достоверности, поселив своих героев в обыкновенные петербургские квартиры. Вот что пишет Руслан Лавров в подробном исследовании-альбоме о творчестве Гаухмана-Свердлова:
«В идее драмы, в самом духе ее Гаухман-Свердлов открыл для себя нечто призывающее рушить устоявшееся и безусловное, строить образ и композицию по-новому. Ведь Гаухман-Свердлов считает, что никакой так называемой экранизации классического произведения нет.
Художественное произведение, созданное в одном жанре, насущно нуждается в решительном переосмыслении при переводе в другой вид искусства. И был взят документальный регистр, тогда как Толстой перевел хроникальный факт из жизни средних слоев русского общества в его высший круг для того, чтобы падение представителя этого круга было «ушибливым» и, главное, резонансным».
5. Тема
(1979, реж. Глеб Панфилов)
Не самый мой любимый фильм у Панфилова, но очень сильный, и его иногда полезно пересматривать. Это печальное кино о творческом кризисе, об отчаянии, об интеллигенции (куда без нее) и, конечно, о любви. Фоном вырисовывается из-под снега прекрасный Суздаль с его куполами и тихим кладбищем.
6. Прошу слова
(1975, реж. Глеб Панфилов)
Подробнее об этом фильме я писала к 8 марта, прочитать можно по этой ссылке
7. Асса
(1987, реж. Сергей Соловьев)
Начало сотрудничества Гаухмана-Свердлова с Сергеем Соловьевым. Фильм проблемный, а еще забавный, детективный, с мощным художественным подтекстом – короче, один из лучших фильмов Перестройки. Закончу на немного грустном воспоминании о художнике от режиссера Соловьева:
«Марксен был, с одной стороны, совершенно неприкаянный и бесконечно одинокий советский хипарь, а с другой стороны – действительный член Академии Художеств, член всяческих правлений всяческих союзов, что, впрочем, ни жизни его, ни сознания никак не задевало. Вся его удивительная и пленительная человеческая судьба из этих фатально-комических противоречий и состояла. Имя его – Марксэн расшифровывалось как Маркс и Энгельс. Это с одной стороны. С другой – он был одним из самых выдающихся и веселых антисоветчиков, каких я только видел.
Жизнь он прожил блистательную, но очень трудную. С одной стороны, он был художником-постановщиком знаменитейших советских кинокартин, в частности, с ним Глеб Панфилов сделал все свои лучшие фильмы. А с другой стороны, умирал он практически нищим, потому что вообще по природе своей никаких денег скопить он по определению не мог, да и не хотел, а все меняющиеся государственные и общественные институции, с которыми он прожил свою жизнь и которые свято ненавидел, в ответ ему всячески “помогали”, стараясь денег не платить никаких ни за что вообще».
Об одной из учениц Гаухмана-Свердлова на «Ленфильме» Вере Зелинской читайте в отдельном материале ЗДЕСЬ
👉 Читайте также о других художниках-постановщиках на канале:
Михаил Ромадин // Владимир Светозаров // Алекс Макдауэлл // Жан Рабасс // Рашит Сафиуллин // Евгений Еней // Юрий Пугач // Данило Донати // Юрий Истратов // Александра Экстер, Виктор Симов и Исаак Рабинович