Найти тему
Дороги России

Трасса Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара. Почему Чапаевск называют городом мертвецов

Оглавление

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 47.

Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!

2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.

10 000 остановок. 30 000 фотографий.

6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.

Все реки. Все стелы областей, районов, городов.

Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.

В этой части:

Автодорога: Региональная автодорога 36Р-069 Марьевка – Чапаевск – Самара (часть бывшей автодороги Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара).

Участок маршрута: Прибой – Чапаевск – Новокуйбышевск.

Расстояние маршрута: 25 км.

Федеральный округ: Приволжский федеральный округ.

Регион: Самарская область.

Административные районы: Безенчукский район, городской округ Чапаевск, городской округ Новокуйбышевск.

Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).

Природно-географическая зона: Поволжье.

Часть природно-географической зоны: Среднее Поволжье.

Обширная составная часть природного района: Заволжье.

Подраздел обширной составной части природного района: Сыртовое Заволжье.

Рельеф местности: Западные отроги Общего Сырта.

Часть рельефа местности: Безымянный сырт (Самарский Сырт).

Часовой пояс (время по отношению к московскому): + 1 час.

= на всех фотографиях время московское, часы не переводил =

День в пути: 4-й день.

-2

Поворот в посёлок Прибой (траса Р226, 734-й км).

Приближаясь к городу Чапаевск по трассе Р226 со стороны Саратова, прямо перед самым мостом через реку Чапаевка у поворота в посёлок Прибой замечаем оригинальную стелу с его названием, изготовленную, судя по всему, из подручных материалов, мешающихся под ногами – авторы этого произведения просто взяли старые ненужные железобетонные плиты и просто поставили их на дыбы, прикрепив соответствующие таблички «Прибои». Само название посёлка, по одной из версий, возникло от слова «прибывать» – в начале XX века сюда на постоянное место жительства прибывало много переселенцев, хотя, как мне кажется, всё гораздо проще, и звучное имя для совхоза «Прибой», образованного здесь в 1932 году, всего лишь навеяно мыслями о широких просторах Волги, протекающей не так уж и далеко отсюда.

-3

Река Чапаевка (трасса Р226, 734-й км).

Перед рекой Чапаевка трасса Р226 менее чем на один километр расширяется до четырёх полос (по две полосы для движения в каждом направлении), чтобы пересечь реку по двум отдельным автомобильным мостам, и затем сразу же сужается снова до двух полос.

-4

Изначально эта река называлась Мóча, от слова «моченый», означающего влажное место низменного луга – раньше такие имена нередко давали рекам, протекающим по низменным заболоченным местам. В советское время неблагозвучное название решили заменить на более патриотичное Чапаевка, в честь Василия Ивановича Чапаева, принимавшего в этих местах активное участие в борьбе против антибольшевистских мятежников, свергнувших Советскую власть в Самаре в 1918 году. Чтобы молодые читатели, изучающие историю по современным учебникам, в которых вряд ли упоминается биография красных командиров времён Гражданской войны, не подумали, что Василий Иванович утонул именно в этой реке, добавлю от себя, что его гибель произошла более чем в 300 км южнее, а именно на реке Урал у города Лбищенск (ныне село Чапаев) в Казахстане.

-5

Река Чапаевка берёт своё начало прямо на границе Самарской и Оренбургской областей, на стыке двух западных отрогов Общего Сырта – Синего Сырта и Среднего Сырта – и спустя 298 км впадает в широкой левобережной пойме Волги в один из её многочисленных рукавов – реку Сухая Самарка. Устье реки Чапаевка вместе с другими волжскими протоками и ериками образует к северу от города Чапаевск обширную дельту, подтопленную водами Саратовского водохранилища. Летом в своей верхней и средней части Чапаевка часто пересыхает, образуя цепочку небольших озёр, но поскольку мы переезжаем её в нижней части, то можем увидеть с моста полноценную реку шириной около 50 метров с постоянным течением. Если с юга река Чапаевка на всём своём протяжении ограничена грядами Средний Сырт и Каменный Сырт, то для водораздельной гряды, спускающейся с возвышенности Общий Сырт к городу Самара с севера от реки Чапаевка, географы почему-то название не придумали. Предлагаю назвать этот безымянный отрог в междуречье рек Чапаевка и Самара, по западной окраине которого нам предстоит проехать следующие 85 км пути, наблюдая его справа от дороги, Самарским Сыртом, и выдать мне премию Русского географического общества за внесение неоценимого вклада в популяризацию географической науки и новаторские идеи в области просвещения.

-6

Рядом с автомобильными мостами через реку Чапаевка также перекинут железнодорожный мост, по которому проходит южный ж/д обход городов Чапаевск, Новокуйбышевск и Самара – так называемый Южный ход Самарского узла. Этот участок, проложенный между станциями «Безенчук» и «Кинель», был открыт для движения в 1970 году и предназначен исключительно для грузовых составов – пассажирские поезда здесь не ходят, т.к. они следуют через Самару по параллельной ветке, являющейся по отношению к этому участку Главным ходом.

-7

Трасса Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара, 735-й км.

Вдоль южного железнодорожного обхода Самары трасса Р226 проходит на протяжении примерно трёх километров, после чего проезжает над ним по путепроводу и дальше их пути временно расходятся.

-8

Южный железнодорожный обход Самары (трасса Р226, 737-й км).

Участок Безенчук – Кинель, как и почти вся Куйбышевская железная дорога в целом, электрифицирован на постоянном токе, поэтому здесь мы можем наблюдать железнодорожные составы под соответствующими локомотивами. Во время пересечения южного ж/д обхода Самары нам посчастливилось увидеть проходящий товарный поезд с двумя электровозами семейства ВЛ10, и поскольку в кадр из этой сцепки более удачно попал второй локомотив ВЛ10у-168, его мы и рассмотрим более подробно. Советский магистральный грузопассажирский электровоз постоянного тока семейства ВЛ10 (Владимир Ленин, 10-й тип) выпускался в Тбилиси (ТЭВЗ) и Новочеркасске (НЭВЗ) в период с 1961 по 2005 годы, и с середины 1960-х годов являлся основным грузовым электровозом постоянного тока в СССР. Локомотивы ВЛ10у (утяжелённый), способные перевозить более тяжёлые составы по сравнению с предшественником ВЛ10, производились с 1974 года – всего было построено почти 1000 экземпляров ВЛ10у от общего количества (2891 шт.) выпущенных локомотивов семейства ВЛ10. Электровоз ВЛ10у-168 (три последние цифры – порядковый номер локомотива в серии) был изготовлен Тбилисским электровозостроительным заводом (ТЭВЗ) в 1977 году и с самого первого дня эксплуатации вплоть до настоящего времени приписан к эксплуатационному локомотивному депо ТЧЭ-3 «Пенза». У нас в Ростовской области электровозов семейства ВЛ10 никогда не было, так как железная дорога электрифицирована более современным переменным током (преимущества напряжения 25 кВ на переменном токе по сравнению с напряжением 3 кВ на постоянном токе очевидны), и поэтому в моём детстве я любовался товарняками только под локомотивами ВЛ80, которые внешне, стоит отметить, очень похожи на ВЛ10. Кстати, заметили в окне задней кабины электровоза ВЛ10у-168, обращённой в сторону вагонов, нелегального пассажира в чёрных очках? Не иначе как шпион-диверсант пробрался к пульту управления поездом и задумал сделать какую-нибудь подлянку.

-9

Пустой состав проходящего грузового поезда, который мы наблюдали с путепровода на трассе Р226, полностью состоящий из открытых вагонов-платформ, предназначенных для перевозки контейнеров, следовал в сторону северо-востока, а это значит, что где-нибудь там, в Сибири, он загрузится контейнерами с барахлом переезжающих в Краснодар на постоянное место жительства счастливых эмигрантов-северян, навсегда оставляющих свои суровые холодные края взамен жаркого изнурительного юга страны в надежде на новое светлое будущее.

А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Внимательно смотрите на фотографию с пустыми вагонами, а теперь пролистайте страницу чуть ниже… Оп! Вагоны исчезли! Это ли не чудо?

-10

Железнодорожный участок Безенчук – Кинель, составляющий в длину около 100 км, на всём своём протяжении не имеет ни одной станции или хотя бы какого-нибудь остановочного пункта – как уже и говорилось чуть выше, пассажирские поезда здесь не ходят, электричек тоже не наблюдается, поэтому кроме блок-постов, ограничивающих несколько двухпутных вставок (перегонов), на южном железнодорожном обходе Самары никакой «жизни» нет. В принципе, писать про этот участок дороги больше и нечего, как сказал бы лидер группы «Гражданская Оборона» Егор Летов: «Высказано всё, что только может рот». Хотя в своей песне «Поезд ушёл» он, наверное, подразумевал всё-таки что-то другое, вряд ли она была посвящена Южному ходу Самарского узла.

-11

Повороты в город Чапаевск и посёлок Залесье (трасса Р226, 739-й км).

Тем временем мы уже подъезжаем к городу Чапаевск, первый поворот в который по трассе Р226 находится на перекрёстке, уводящем в противоположном направлении к посёлку Залесье, о котором я ничего рассказывать не буду, т.к. сам про него ничего не знаю, и поэтому сразу предлагаю перейти непосредственно к Чапаевску.

-12

Первая стела «Чапаевск» (трасса Р226, 739-й км).

Город Чапаевск в составе Самарской области является городом областного подчинения, и поэтому территория вокруг него называется не Чапаевским районом, а муниципальным образованием «Городской округ Чапаевск». То есть если собственно сам город Чапаевск с населением 71 тысяча человек – это одно, то городской округ Чапаевск – это уже некоторая территория вокруг города, чем-то похожая на район, только гораздо меньших размеров. История города началась в 1909 году вместе со строительством Самарского Сергиевского завода взрывчатых веществ, названного так в честь великого князя Сергея Михайловича Романова. Изначально на этом заводе, построенном к 1911 году под руководством артиллерийского генерала В.П.Иващенко, изготовляли тротил, тетрил, снаряжение и взрыватели для артиллерийских снарядов, а посёлок при заводе получил название Иващенково. В период Гражданской войны посёлок был переименован в Троцк в честь российского революционера, одного из организаторов Октябрьской революции Льва Давыдовича Троцкого, после высылки которого за пределы СССР с последующим лишением советского гражданства, в 1929 году, к 10-летию гибели Василия Ивановича Чапаева, город получил свое нынешнее название Чапаевск. В годы советской власти Самарский Сергиевский завод взрывчатых веществ был засекречен и получил нехитрое название «Завод №15». В 1990-х предприятие было приватизировано и разделилось на ряд акционерных обществ, среди которых сегодня действуют АО «Полимер» (производство взрывных снарядов и шашек-детонаторов для промышленных взрывных работ), АО «Промсинтез» (один из крупнейших в России производителей промышленных взрывчатых веществ), ЗАО «Химсинтез» (производство химической продукции технического назначения – формалин и синтетические смолы). Отдельно стоит отметить ФКП «Чапаевский механический завод», появившийся в 1913 году в составе Самарского Сергиевского завода взрывчатых веществ как «первое производство» по изготовлению капсюлей к винтовочным патронам, капсюлей-детонаторов, гильз к взрывателям и снаряжения ручных гранат. В 1939 году капсюльное производство было преобразовано в самостоятельный завод №309 «Металлист», а сегодня это предприятие оборонной промышленности «Чапаевский механический завод», которое также специализируется на изготовлении взрывных средств для горнорудной и нефтяной промышленности, являясь одним из крупнейших производителей современных кумулятивных зарядов для прострелочно-взрывной аппаратуры в России.

-13

Чапаевский песчаный карьер (трасса Р226, 741-й км).

Примерно через один километр после первой стелы «Чапаевск» трасса Р226 выезжает с территории Безенчукского района и попадает в пределы городского округа Чапаевск. В этом месте справа от дороги можно увидеть большой Чапаевский песчаный карьер, совсем недавно заброшенный вместе с Чапаевским заводом силикатного кирпича, производящим силикатные и керамические кирпичи, а также строительную известь из сырья, добываемого в этом карьере.

-14

Богатое месторождение известняка, украшенное красивыми белыми кварцевыми песками, начали разрабатывать ещё в 1929 году. Покрытый бурьяном пустырь копали вручную с помощью лопат, ломов и кирк сотни людей – землеройной техники тогда ещё не было. Кирпичный завод начал свою работу в 1931 году, в то время песок из карьера грузился в вагонетки лопатами и по узкоколейной железной дороге с помощью лошадей вывозился на производство.

-15

В 2010-е годы вместе с остановкой производства кирпича заводская узкоколейная железная дорога, ведущая от песчаного карьера к силикатному заводу, была полностью разобрана, и теперь на дне этого карьера можно увидеть лишь старые деревянные шпалы, уложенные по его периметру в виде кольца.

-16

По некоторым данным, в Чапаевском карьере также добывался известняковый щебень, что не удивительно, если обратить внимание на россыпь крупных белых бутовых камней причудливой формы, а ещё говорят, что на них даже можно обнаружить окаменевшие растения Юрского периода.

-17

Дымовая труба Чапаевского завода силикатного кирпича (трасса Р226, 741-й км).

Возле песчаного карьера немного впереди, с противоположной стороны трассы Р226, можно увидеть высокую дымовую трубу заброшенного Чапаевского завода силикатного кирпича. Чуть дальше наша автодорога по путепроводу пересекает остатки заводской узкоколейной железной дороги, ведущей от песчаного карьера к силикатному заводу, и устремляется в сторону Самары, обходя город Чапаевск вдоль его восточных окраин.

Перечисляя градообразующие предприятия Чапаевска, нельзя не упомянуть про ещё одно ныне не существующее производство – это Чапаевский завод химических удобрений, он же «СВЗХ» (Средневолжский завод химикатов), некогда располагавшийся прямо на берегу реки Чапаевка с другой, западной части города, выходящей прямиком к широкой левобережной пойме Волги, к так называемым Чапаевским лугам, имеющим в наши дни статус заказника «Чапаевские лиманы». Химический завод купца П.К.Ушкова по производству серной кислоты, необходимой для изготовления тротила на Самарском Сергиевском заводе взрывчатых веществ, был построен к 1912 году. В советское время завод Ушкова стал самостоятельным засекреченным химическим предприятием «Госхимзавод №2» (чуть позже «Завод №102»), на котором были произведены тысячи тонн боевых смертельно опасных отравляющих веществ, таких как иприт, люизит и фосген, а также налажено производство хлора и мышьяка. В годы Великой Отечественной войны на заводе было выпущено огромное количество химического оружия для фронта, среди которого химические мины, химические авиабомбы, артиллерийские химические снаряды и реактивные снаряды для боевых машин «Катюша». По словам очевидцев, смертельно опасные яды иприт и люизит заливались в поставляемые на завод готовые корпуса снарядов иногда прямо из обычного чайника, а лишние остатки просто сливались в ближайшую канаву. Массовый выпуск компонентов для химического оружия производился в Чапаевске вплоть до 1987 года, после чего завод некоторое время пытался выпускать мирную продукцию (удобрения, пестициды и другие агрохимикаты), но вскоре был окончательно заброшен. Несмотря на то, что сейчас на его территории якобы проводится рекультивация, в городе по-прежнему сохраняется сложная экологическая обстановка – химической отравой заражены стены зданий, почва, грунтовые воды и река Чапаевка. Страшно представить, но в начале 1990-х годов только 8% появившихся на свет детей в Чапаевске были рождены без каких-либо патологий – остальные оказались хронически больны, в основном поражением лёгких и иммунной системы. Именно «благодаря» химическому заводу Чапаевск нередко называют городом смерти и городом мертвецов. Одно время даже предлагалось полностью расселить этот город, причём заявление о ликвидации многотысячного населённого пункта поступало не от кого-либо, а от самого мэра города. И это при том, что в Самарской области по загрязнённости Чапаевск стоит лишь на 5-м месте, любезно уступая призовой пьедестал Самаре, Новокуйбышевску, Тольятти и Сызрани – какая экологическая обстановка складывается тогда в этих городах?

-18

Индустриальный парк «Чапаевск» (трасса Р226, 745-й км).

Недалеко от места расположения бывшего Самарского Сергиевского завода взрывчатых веществ, только с противоположной стороны трассы Р226, у поворота в село Воздвиженка несколько лет назад в чистом поле был открыт индустриальный парк «Чапаевск» – современная площадка с перспективами развития, созданная с целью размещения здесь новых промышленных предприятий. Пока что тут появился только один завод «Knauf», но руководство индустриального парка мечтает привлечь и других резидентов, если у вас есть желание – добро пожаловать, свободного места и желающих поработать, думаю, хватит на всех. Такими темпами появления новых рабочих мест, как на «Кнауфе» (численность персонала завода – всего 33 человека), 71-тысячный Чапаевск сможет обеспечить сотрудниками ещё более 2000 предприятий.

-19

Завод «Knauf» (трасса Р226, 745-й км / г.Чапаевск, ул.Академическая, 1).

Завод «Кнауф» по производству сухих строительных смесей на гипсовой основе и грунтовочных составов (штукатурка, шпаклёвка, грунтовка), являющийся филиалом компании «Кнауф Гипс Челябинск», в свою очередь являющейся дочерним предприятием одного из крупнейших мировых производителей строительных материалов – немецкой группы компаний «Knauf» – открыт в городском округе Чапаевск в 2018 году. Как сказал на торжественном открытии немецкого завода в Чапаевске генеральный директор международной компании «Knauf Group» немец Манфред Грундке, этот проект стал успешным примером осуществления импортозамещения.

-20

Суслик (трасса Р226, 745-й км).

Возле завода «Кнауф» на территории индустриального парка «Чапаевск» заметили сидящего рядом с дорогой суслика, но как только я приготовил фотоаппарат, чтобы сфотографировать его, он тут же убежал, притаившись за кучкой свежевскопанной земли. Решив поиграть с нами в прятки, этот хитрый грызун то и дело выглядывал в сторону дороги, внимательно изучая нас, но как только я направлял в его сторону объектив фотоаппарата, он тут же снова прятался, не желая фотографироваться. И всё же один раз мне удалось удачно запечатлеть на память эту наглую любопытную морду. На территории Самарской области обитает несколько видов сусликов: малый, большой, жёлтый и крапчатый. Какой именно перед нами представитель семейства беличьи из вышеназванных – затрудняюсь сказать, внешне он не похож разве что только на крапчатого, а поймать его, чтобы измерить длину тела (малый суслик – до 24 см, большой суслик – до 33 см, жёлтый суслик – до 38 см), как-то сразу не догадался.

-21

Трасса Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара, 748-й км.

На трассе Р226 возле Чапаевска километровые столбики снова начинают чудить. Как я уже писал в прошлой части своего рассказа, при въезде в Самарскую область на них внезапно изменился километраж, и расстояние почему-то стало указываться не от Волгограда, а от Саратова. В окрестностях Чапаевска стало ещё веселее: многие километровые столбики оказались вообще с пустой синей табличкой без указания каких-либо значений, а на некоторых появилось странное исчисление «64 км», «65 км» и далее по нарастающей. Как я понимаю, этот отсчёт ведётся от самого начала Самарской области, подразумевая региональную автодорогу 36Р-069 Марьевка – Чапаевск – Самара, являющуюся летом 2020 года (на момент нашего путешествия) частью бывшей единой трассы Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара. Однако с декабря 2020 куски бывшей автодороги Р226 снова объединили, вернув ей статус федеральной, правда уже под новым номером Р229, и теперь бедным дорожникам опять придётся переписывать на табличках столбиков весь километраж на прежний, который и был отмечен на них изначально. Я же в своём рассказе, чтобы не путаться, указываю расстояние на трассе Р226, как и положено, именно от Волгограда – спасибо линейке «Яндекс.Карт», с помощью которой я и смог отметить правильные точки километража вместо той чепухи, которую можно было увидеть на дорожных столбах.

-22

Посёлок Нагорный (трасса Р226, 748-й км).

Посёлок Нагорный, который сейчас входит в состав города Чапаевск, можно увидеть справа от трассы Р226, немного не доезжая до Чапаевского кольца. Поскольку относительно Чапаевска он находится на некоторой возвышенности (перепад высот от 30 метров в центре города до 120 метров в Нагорном), посёлок и получил своё соответствующее название. Частного сектора в Нагорном нет совсем, только многоквартирные дома, и два из них – красные кирпичные пятиэтажки, расположенные по адресу «ул.Гайдара, 15» и «ул.Гайдара, 17» (справа налево), построенные в 1986 и 1988 году соответственно – с дороги видны особенно хорошо. Посёлок Нагорный был образован в 1936 году как посёлок при Чапаевском артиллерийском полигоне, созданном двумя годами ранее. В годы Великой Отечественной войны на этом полигоне проводились испытания снарядов, мин и авиабомб, а также осуществлялась сборка различных боеприпасов, в том числе реактивных снарядов для боевых машин «Катюша» и авиации. После войны сюда на испытания поступали партии боеприпасов, изготовленных на 24 заводах Поволжья и Урала – артиллерийские снаряды, мины, ракеты и их комплектующие, а также здесь испытывались узлы для ракет-носителей и космических аппаратов. С 1966 года полигон носил название «Чапаевский опытный завод измерительных приборов», а с 2006 года – «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон». В наши дни на полигоне в Нагорном проводятся испытания, сборка, ремонт и утилизация артиллерийских, морских и авиационных боеприпасов. В 2013 году здесь произошла крупная чрезвычайная ситуация, о которой я расскажу чуть ниже, когда мы будем проезжать возле места эпицентра взрыва.

-23

Чапаевское кольцо (трасса Р226, 750-й км).

На 750-м километре трассы Р226 мы ненадолго, чуть более чем на один километр, территориально въезжаем в границы непосредственно самого города Чапаевск, и здесь, по так называемому Чапаевскому кольцу, поворачиваем направо по указателю направления движения в сторону Самары. Налево уходит дорога в центр Чапаевска, а прямо – в город Новокуйбышевск, через который, кстати, тоже можно проехать в областной центр, но поскольку мы не планировали его посещение, то продолжаем наше движение по трассе Р226 дальше, повернув направо, в сторону обводной дороги Самары. Если взглянуть на карту автодорог, то можно увидеть, что в этом месте начинается большое полукольцо, опоясывающее по левому берегу Волги, повторяя очертания её излучины, известной как Самарская Лука, знаменитые Жигулёвские горы, расположенные на противоположном берегу реки. Большое полукольцо от Чапаевска до Тольятти составляет в длину около 150 км, при этом первые 15 км после Чапаевского кольца относятся к автодороге Р226, следующие 79 км – обводная дорога Самары, а оставшееся расстояние, охватывающее промежуток между Самарой и Тольятти – это уже трасса М5 «Урал».

-24

Вторая стела «Чапаевск» (трасса Р226, 750-й км).

На Чапаевском кольце можно увидеть вторую стелу с названием города, установленную на нашем пути при движении в сторону Самары. На стеле надпись – «Город трудовой доблести и славы». Почётное звание было присвоено Чапаевску в 2017 году за массовый трудовой героизм и мужество, проявленные жителями города в годы Великой Отечественной войны при производстве оружия и взрывчатых веществ на местных заводах в условиях военного времени.

-25

Железнодорожный путепровод южного ж/д обхода Самары (трасса Р226, 751-й км).

Свернув с Чапаевского кольца направо, трасса Р226 тут же ныряет под железнодорожный путепровод грузового участка Безенчук – Кинель, являющегося южным железнодорожным обходом Самары, с которым в этой статье мы уже пересекались 13 километров назад. На пролёте моста едва различимы красные облезшие буквы старого советского лозунга «Народ и партия едины!», отражающего единую государственную идеологию социалистического общества. Подразумевалось, что любой гражданин СССР через многочисленные контролирующие органы на предприятиях может обратиться с жалобой на руководителя или чиновника любого ранга, превышающего свои полномочия или даже нарушающего закон, для восстановления справедливости во благо как самого гражданина, так и процветания всей страны в целом. В наши дни подкрашивать стёршиеся от времени буквы на пролёте моста руководство муниципалитета почему-то не торопится.

-26

Третья стела «Чапаевск» (трасса Р226, 751-й км).

За железнодорожным путепроводом можно увидеть третью стелу «Чапаевск», встретившуюся нам на пути по трассе Р226, правда, установлена она лицом только к встречному движению, что вполне себе объяснимо – поскольку мы уже покидаем город, то буквы с его названием, соответственно, увидят лишь те, кто только въезжает в него. Стела находится прямо на автобусной остановке «Посёлок Нагорный», и отсюда до центра Самары можно спокойно уехать на одном из проезжающих мимо автобусов или маршруток, если, они, конечно, не проедут мимо, например, на пригородной маршрутке №140 Чапаевск – Самара приблизительно за 120 рублей (лайфхак совет: идите на электричку, там цена за проезд в два раза ниже).

-27

Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон (трасса Р226, 752-й км).

Проезжая мимо посёлка Нагорный, трасса Р226 выходит за пределы города Чапаевск, но на протяжении ближайших двух километров находится ещё в границах его городского округа. На этом промежутке дороги возле сомнительной АЗС «Даиз», где можно заправиться топливом, судя по всему, исключительно местного разлива, хорошо видно кирпичный забор с колючей проволокой, ограждающий территорию Приволжского государственного боеприпасного испытательного полигона, а также одно из его промышленных зданий, очень похожее на склад. На заднем плане виднеются две водонапорные башни (у второй башни среди макушек деревьев выглядывает только обветшалая деревянная крыша), а за ними – труба поселковой котельной, однако эти сооружения находятся уже за пределами испытательного полигона и секретными стратегическими объектами не являются, хотя первую водонапорную башню, ближайшую к нам, при желании можно было бы неплохо использовать в качестве сторожевой вышки для наблюдения за территорией закрытого военного объекта.

-28

Примерное место эпицентра взрывов снарядов на Приволжском государственном боеприпасном испытательном полигоне 18.06.2013 года (трасса Р226, 752-й км).

После АЗС «Даиз» трасса Р226 по железнодорожному переезду пересекает рельсы, ведущие на территорию боеприпасного испытательного полигона от железнодорожной станции «Томылово», расположенной на окраине Чапаевска, и вскоре за этой промышленной ж/д веткой с двух сторон от автодороги начинает идти длинная непрерывная полоса заграждения в виде колючей проволоки, создающая впечатление, что мы оказались где-то в запретной зоне. С правой стороны от трассы, недалеко от того места, где была сделана фотография с табличкой «Опасная зона. Проход запрещён», где-то там, прямо за лесополосой, скрывающей от посторонних глаз секретные виды испытательного полигона, 18 июня 2013 года незапланированно сдетонировали снаряды, хранившиеся в деревянных ящиках на стеллажах под открытым небом, в результате чего произошёл мощный взрыв с последующим продолжительным пожаром. Более суток тысячи боеприпасов как в виде осколков, так и целые неразорвавшиеся артиллерийские снаряды, разлетались в радиусе нескольких километров, падая в том числе и на проезжающие по трассе Р226 автомобили. 64 километра автодороги было закрыто для движения транспорта в течение четырёх дней (с 34-го по 98-й км, если смотреть со стороны Самары, или же с 694-го по 758-й км, если ехать от Волгограда) – за селом Марьевка автотранспорт перенаправляли на Самару в обход Чапаевска через сёла Пестравка и Красноармейское. Трасса Р226 буквально была усыпана огромным количеством неразорвавшихся боеприпасов и осколками от снарядов (сапёры собрали с трассы около 100 тысяч снарядов), так что если вам вдруг приспичит здесь по нужде, не торопитесь бежать в кустики, лучше потерпите немного, мало ли чего там сапёры не доглядели (наверное, именно поэтому лесополосу с противоположной стороны дороги, находящуюся прямо напротив эпицентра взрыва, на всякий случай тоже огородили колючей проволокой). Очевидцы утверждают, что даже в 50-и км от места трагедии, в том числе и в Самаре, был слышен звук первого, самого мощного взрыва, и виден поднявшийся высоко в небо огромный дымовой гриб. Всего в момент катастрофы на складах испытательного полигона хранилось, ориентировочно, от 11 до 18 миллионов единиц боеприпасов, поэтому наиболее удивительно, что в результате чрезвычайной ситуации погиб всего один человек – рабочий полигона. По некоторым данным, взрыв боеприпасов мог произойти в результате технического сбоя или из-за ошибки персонала при плановой ликвидации очередной партии снарядов, однако официальная причина взрыва до сих пор так и не была озвучена.

-29

Городской округ Новокуйбышевск (трасса Р226, 754-й км).

Выехав с территории взрывчато-химического городского округа Чапаевск мы попадаем в границы загрязнённо-нефтяного городского округа Новокуйбышевск, в пределах которого трасса Р226 проходит на протяжении всего лишь 8 км. Сам город Новокуйбышевск, который мы обходим с юга, располагается недалеко от Самары и является городом областного подчинения с населением 100 тысяч человек. Он относится к городам России с наибольшим уровнем загрязнения воздуха, виной чему служит, в первую очередь, огромный нефтеперерабатывающий завод, построенный в 1946-1951 годы прямо в центре города (а точнее центр города чуть позже был построен рядом с заводом) и являющийся к тому моменту крупнейшим в стране. Изначально рядом с Новокуйбышевским НПЗ планировалось построить посёлок нефтепереработчиков с количеством жителей около 14 тысяч человек, но в итоге посёлок быстро разросся, став уже в середине XX века крупным промышленным центром Поволжья. В 1950-1960-е годы в городе были построены Новокуйбышевская ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Куйбышевский завод синтетического спирта (один из ведущих производителей синтетического этилового спирта (в том числе этанола) и фенола в СССР), Новокуйбышевский нефтехимический комбинат (ныне крупнейшее нефтехимическое предприятие области, выпускающее сжиженные углеводородные газы (пропан и бутан) и бытовой топливный газ), завод «Бризол» («Завод изоляционных материалов», «Турбоизоляция», «Новатэк-Полимер» – это всё он же). И напоследок бонус для любителей попсы конца 1990-х: в Новокуйбышевске родился и провёл детство Алексей Потехин – один из основателей группы «Руки Вверх!». После окончания школы он уехал в Самару (тогда ещё Куйбышев), где, работая на радиостанции «Европа Плюс» (тогда уже Самары), познакомился с трудящимся там же Сергеем Жуковым, с которым чуть позже и создал, на мой взгляд, лучшую поп-группу в стране.

-30

Поворот в сёла Красноармейское и Пестравка (трасса Р226, 758-й км).

Вскоре после Чапаевска на трассе Р226 расположена круговая транспортная развязка, по которой можно повернуть направо в сторону таких районных центров юга Самарской области, как село Красноармейское (Красноармейский район) и село Пестравка (Пестравский район). В ту сторону уходит межмуниципальная автодорога 36К-349 Самара – Пестравка, начинающаяся прямо здесь, на этом автокольце, но она скорее будет актуальна лишь для тех, кто движется с северо-востока, потому что с южной стороны, как мы помним из моей прошлой статьи, свернуть в эти сёла можно было и гораздо раньше. Интересно, что на небольшом 7-и километровом участке трассы Р226, который мы только что проехали, высота дороги над уровнем моря плавно и незаметно поднимается вверх на целых 50 метров – от отметки 100 метров на Чапаевском кольце и почти до высоты 150 метров перед этим круговым перекрёстком. А сразу после автокольца справа от дороги можно увидеть начало широкой Тепловской лесной полосы №18, относящейся к комплексу Генковских лесных полос, вдоль которой трасса Р226 будет идти на протяжении следующих 1,5 километров.

-31

Тепловская лесная полоса №18 (трасса Р226, 759-й км).

Группа памятников природы «Генковские лесные полосы» была заложена в левобережье Волги, по большей части в пределах Сыртового Заволжья, на территории от Хворостянского до Красноярского районов Самарской области (с юга на север), в период с 1889 по 1906 годы под руководством учёного-лесовода Нестора Карловича Генко, по фамилии которого и получила своё название. Водораздельные лесополосы шириной 639 метров, высаженные в длину ломаными линиями на расстояние от 2,5 до 25 км по наиболее возвышенным частям рельефа, являются эталоном степного лесокультурного дела. Если изначально широкие степные насаждения искусственного леса, размещённые на основных водораздельных сыртах, играли противоэрозионную и водорегулирующую роль, выступая заслоном против засух и суховеев, улучшая климатические и гидрологические условия заволжских степей, а также сокращая рост и развитие оврагов, то сейчас они вдобавок ко всему несут ещё и научно-познавательную и культурно-эстетическую ценности, являясь живыми памятниками природы регионального значения. Всего на сегодняшний день известно 17 Генковских лесополос, составляющих несколько групп, среди которых по водоразделу рек Чапаевка и Самара, неофициально названного мной, как мы помним, Самарским Сыртом, проходят две из них – Дубовская и Тепловская группы лесных полос. Тепловская группа состоит из двух лесополос, смыкающихся под углом друг к другу в районе автомобильного кольца на 758-м километре трассы Р226 в виде двух сплошных стен лиственного леса – лесной полосы №18, простирающейся с запада на восток (расположена прямо вдоль трассы Р226 справа от нас), и примыкающей к ней с юга лесной полосы №14 (расположена вдоль автодороги 36К-349 Самара – Пестравка в самом её начале). Продвигаясь в сторону Самары, мы проезжаем вдоль Тепловской лесной полосы №18, длина которой составляет 4 км (из них по-над трассой только 1,5 км), а площадь – 251 Га. В составе её насаждений – смешанные древостои из дуба и берёзы с примесью клёна и ясеня. А уже там, за изгибом дороги, уходящей влево, заканчивается территория городского округа Новокуйбышевск, и мы въезжаем в Волжский район Самарской области, в границах которого проходит бóльшая часть обводной дороги Самары, но об этом – в следующей части рассказа.

Читать следующую часть

Читать предыдущую часть

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)

Как собраться в длительное автопутешествие, если денег почти нет

Маршрут:

День 1 Ростов-на-Дону Каменск-Шахтинский Миллерово Богучар Петропавловка Заброды

День 2 Заброды Калач Воробьёвка Новохопёрск Поворино Пески

День 3 Пески Балашов Калининск Лысые Горы обход Саратова Маркс

Регионы: Ростовская область, Воронежская область, Саратовская область, Самарская область

Города: Богучар, Калач, Новохопёрск, Поворино, Пугачёв

Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино, А144 Курск - Воронеж - Саратов, Р226 Волгоград - Энгельс - Пугачёв - Самара …

Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».