Огромные динозавры на весь экран телевизора. Что, страшно? А теперь представьте, какого было съёмочной группе, когда на площадке вдруг ожил двенадцатиметровый механический динозавр весом шесть тонн. Стивен Спилберг снимал это кино на Гавайях, и однажды острова накрыл ураган. Аниматронная модель тираннозавра хоть и была покрыта резиной, но тропический ливень не выдержала. Электронику замкнуло и этот монстр начал двигаться сам по себе. При этом, каждый поворот его головы, сопровождался жутким звуком. Такой издаёт автобус, когда тормозит на полной скорости.
В начале 90-х в Голливуде вокруг ещё неоконченного романа писателя Майка Крайтена, развернулась битва киностудий и режиссёров. История про остров с воскресшими динозаврами хотели снять Тим Бёртон, Джеймс Камерон и Джо Данте. Но проворнее оказался Стивен Спилберг. Студия, с которой он сотрудничал, заплатила писателю за право экранизировать роман полтора миллиона долларов.
Спилберг сразу решил, что доисторические ящеры в его фильме должны быть до жути правдоподобные и появляться в кадре в полный рост. Для этого были созданы огромные аниматронные (роботизированные), куклы динозавры. В некоторый сценах, древних чудищ, играли актёры в специальных костюмах. Однако ни куклы, ни артисты не могли дышать, бегать и прыгать так, как это делали динозавры.
На помощь Спилбергу пришёл постановщик спецэффектов Деннис Мьюрен. Это он работал над второй частью «Терминатора». Мьюрен предложил нарисовать бегущих динозавров на компьютере. Это сейчас компьютерная графика нам с вами кажется обычным делом. А в 90-х она считалась чуть ли не чудом. Спилберг тогда решил, что Мьюрен рассказывает ему сказки. Но когда он и другие члены съёмочной группы увидели результат работы художника, то хором заявили: «Нам пора вымирать». Фильм Стивена Спилберга открыл в мировом кино новую эру. Эру компьютерной графики.
Эти динозавр получились у Спилберга такими правдоподобными еще и потому, что их создавали под руководством американского палеонтолога, Джека Хорнера. Спилберг правда, ради пущего эффекта, пару раз пренебрёг советами учёного. Например, сделал некоторых динозавров больше, чем они были в действительности. Одного, того, что плюёт в глаза своей жертве, вовсе выдумал. Несмотря на эти вольности, американское космическое агентство NASA в 2011 году внесло «Парк Юрского периода» в список наиболее достоверных научно-фантастических фильмов.
Во время съёмок на Гавайях, Спилбергу несколько раз пришлось меня сценарий. И всё из-за того самого урагана, который «оживил» механического тираннозавра. Ветер и дождь, тоже разрушили часть декораций. Поэтому, режиссёр не смог снять эпизод с гибелью главного инженера парка динозавров Рэя Арнольда. Его сыграл …Сэмюэл Джексон. А многие уже и не помнят, что он тоже снимался в этом кино. Говорят, актёр сильно из-за этого переживал. Ему нравилась сцена, где за его персонажем гонятся велоцирапторы, и он погибает от их клыков и когтей. В итоге, герой Джексона погиб менее эффектно.
Харрисон Форд, Курт Рассел, Кевин Костнер и Мэл Гибсон. Все эти актёры отказались от предложения Стивена Спилберга сыграть главную роль в фильме про динозавров. Зато образ палеонтолога Алана Гранта очень понравился Сему Ниллу. Актёр готовился к роли под руководством научного консультанта фильма Джека Хорнера. Штудировал книги по палеонтологии. И учился правильно смахивать кисточкой песок со скелетов динозавров.
Специалист по теории хаоса, математик Ян Малкольм, мог выглядеть совсем по-другому. Спилберг пробовал на эту роль Джима Керри. Но он провалил пробы. Режиссёр увидел актёра Джеффа Голдблюма в фильме «Муха», где тот сыграл генетика-неудачника. Спилбергу так понравилась его работа, что он позвал артиста в свой проект. Но в какой-то момент сценаристы решили убрать персонажа Голдблюма из фильма. Однако, актёр развернул целую компанию по спасению своего героя. В итоге, именно Ян Малкольм предупреждает создателей парка аттракционов об опасности экспериментов с клонированием динозавров.
Успех фильма «Парк Юрского периода» был ошеломительным. Билеты на сеансы были распроданы на недели вперёд. Критики не уставали петь режиссёру дифирамбы. Киноакадемики отметили картину тремя «Оскарами». А если кто-то и заметил оборванные сюжетные линии или слишком упрощённых персонажей, то предпочёл промолчать об этом. Оживавшие на экране динозавры, искупали всё.
Режиссёр фильма Стивен Спилберг так вспоминает день премьеры: «Когда я снял «Парк Юрского периода», все только и думали, что о технологии и о нарисованных динозаврах. И никто не хотел думать о фильме. Но через десять минут зрители забывали про технологии и понимали, что эти динозавры лишь часть интересной истории».
Чтож, предлагаю поверить человеку, изменившему мир кино, и вместе с героями его картины, отправится на прогулку, по парку Юрского периода.