Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Две фронтовые встречи с маршалом Рокоссовским. Об участнике освобождения Беларуси Александре Буромском

У фронтовика, старшего лейтенанта Александра Буромского, прошедшего в Великую Отечественную войну от Сталинграда до Берлина, навсегда в памяти остались многие боевые эпизоды. Особо памятными стали встречи в боевой обстановке с одним из выдающихся советских полководцев — Маршалом Советского Союза Константином Константиновичем Рокоссовским.

Сержант и маршал — встреча на Днепре

Александр Буромский вспоминал:

«5 дней осенних боев 1943 года на правом берегу Днепра, недалеко от современного Чернобыля, о которых в сводке Советского Информбюро было сказано одним предложением, как о боях местного значения, для меня запомнились их тяжестью и кровопролитностью. Смертью героев погибли тогда лучшие люди нашего полка, такие как капитан Резцов, лейтенанты Ткач и Эренбург, старшина Абдурашитов. В районе населенного пункта Горностайполя, переходившего из рук в руки несколько раз, беспримерный подвиг совершил старшина Гудков, во время боя ему оторвало руку и ногу, истекая кровью он нашел в себе силы и гранатой подорвал себя и атаковавших врагов.

-2

Именно у Горностайполя был ранен в ногу и я, а когда, ковыляя и поддерживая себя с помощью срубленной толстой ветки дерева в медсанбат, то произошла встреча с Командующим фронтом Константином Константиновичем Рокоссовским. Увидев быстро приближавшиеся ко мне две легковушки, я посторонился, но они остановились и ко мне подошли трое военных в фуражках, знаков различия не было видно, так как на них были плащ-палатки. Один из них, высокой и чернявый, стал расспрашивать взят ли Горностайполь, затем пожелал мне быстрейшего возвращения в строй и, уже садясь в машину, поинтересовался, а знаю ли я, с кем разговаривал? Я отрицательно помотал головой и тогда он произнес: «Я Рокоссовский, сержант. До встречи в Берлине!»

Не думал и не гадал тогда сержант Буромский, что они действительно встретятся в поверженном советскими воинами логове фашистской Германии.

Но они встретились.

Старший лейтенант и маршал, встреча вторая — в Берлине

В первые дни исторического мая 1945 года, полк, в котором воевал старший лейтенант Александр Буромский, участвовал в штурме Берлина, вел тяжелые, но успешные уличные бои. Тогда-то и состоялась вторая встреча Буромского с Командующим фронтом Маршалом Советского Союза Рокоссовским.

Тому, находившемуся непосредственно в боевых порядках вверенных войск, срочно потребовалась связь со своим штабом, которую ему обеспечил телефонист батареи, в которой Буромский командовал огневым взводом, рядовой Луконин. Маршал не узнал рапортовавшего ему старшего лейтенанта (а сам Буромский не решился напомнить о встрече в 43-м), но после отдачи распоряжений по телефону пожал руку офицеру и убыл из расположения батареи. Александр Буромский был не в обиде на Рокоссовского, главное, что они встретились и встретились в поверженном логове врага, в Берлине, они стали победителями!

-3

Военная судьба Александра Буромского в 1941–1945 годы

Война для юного Саши Буромского началась уже в июле 1941, когда всю учебную группу будущих железнодорожников из города Кривой Рог, отправили рыть окопы: тяжелые кровавые мозоли на руках, вой сирен, извещавших о вражеских самолетах, отход вместе с войсками все дальше и дальше на Восток, аж до самой Тулы — таковы были его первые горькие фронтовые уроки.

-4

Затем пришло время для Саши и его сверстников встать в строй Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Запасный полк, короткое обучение — и фронт. Воевал под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Харьков, форсировал Днепр, не раз смотрел смерти в лицо, но проносило. Были боевые награды и сержантское звание. Одним словом, в свои 18 лет Александр Буромский был уже закаленный в боях опытный боец, поэтому после излечения в госпитале его отправляют на офицерские фронтовые курсы.

По завершении учебы уже лейтенант Александр Буромский принимает командование огневым взводом минометной роты на 1-м Белорусском фронте. 24 июня 1944 года полк, в котором он воевал, форсировал Днепр в районе белорусской деревни Задрутье (ныне Рогачевский район Гомельской области). С ходу атаковал противника, выбив его из первой и второй линии обороны. В ходе этого наступления успешно действовали и боевые расчеты молодого лейтенанта — так состоялось боевое крещение офицера-артиллериста Буромского.

Далее в ходе операции «Багратион» лейтенант Буромский со своим взводом участвовал в боях по освобождению Гомеля, Бобруйска, Борисова, Барановичей, Березы и Бреста. Особо памятными были бои за освобождение небольшого городка — Березы.

Исход боев за освобождение Березы, поскольку немцы построили сильную оборону по реке Ясельде, а подходы к ней были сильно заболочены и врагом простреливался каждый метр, могла решить лишь артиллерия.

-5

Для этого нужно было переправить пушки на противоположный берег, где закрепилась часть наших бойцов и прямой наводкой уничтожить огневые точки немцев. Но как это сделать при невозможности использовать на болотистой местности тягловую силу и отсутствия необходимых плавсредств? Из воспоминаний самого Александра Буромского, приведу их по тексту книги «Память. Историко-документальная хроника Березовского района»:

«Ценой огромных усилий артиллеристов и пехотинцев орудия были вручную перетянуты к реке, началась переправа по дну реки. Разорвавшаяся вражеская мина оборвала жизнь двух бойцов взвода, осколками были пересечены ремни и веревки, за которые расчеты тянули орудия. Пришлось заменить, обычными солдатскими портянками и, после неимоверного солдатского труда, орудия оказались на берегу. Грянули залпы, били по амбразурам пулеметных гнезд прямой наводкой, так одна за другой огневые точки врага были подавлены. С громким «Ура!» поднялись в атаку пехотинцы, выбитые из траншей гитлеровцы в спешке отходили...»

И снова бои — победные бои в Прибалтике и в Восточной Пруссии — правда, с горьким привкусом потерь боевых товарищей, участвовал уже старший лейтенант Александр Буромский в штурме Кенигсберга, а в апреле и первых числах мая 1945 года добивал фашистского зверя в его логове — Берлине.

В этих заключительных боях Александр Буромский был вторично ранен и встретил День Победы в госпитале, где ему сообщили о представлении его к еще одной награде — ордену Отечественной войны 2-й степени.

Беларусь стала для фронтовика Буромского второй родиной

Свою военную карьеру старший лейтенант Буромский завершил в 1946 году, когда полк был выведен на расформирование в Беларусь — в тот городок, который он освобождал, Березу Брестской области.

Здесь демобилизованный воин создал семью, женившись на полюбившейся ему белорусской девушке Любови Сущевич и получил направление райкома Компартии учителем начальной военной подготовки в деревне Первомайской.

Педагогического образования, естественно, у него не было. Как мог Буромский, как и все его сверстники, учиться, если нужно было защищать Родину? Но имелся фронтовой опыт, высочайшая ответственность за порученное дело и горячее желание как можно лучше готовить ребят к армейской службе. Необходимыми азами педагогики Александр овладел быстро благодаря поддержке коллег-учителей, и стал для ребят не просто учителем, — старшим товарищем, наставником по жизни.

-6

У микрофона на импровизированной трибуне в День Победы

В подтверждение приведу слова выпускника школы 1959 года, ныне майора в отставке Николая Гордейчика:

«Александр Иванович Буромский, как и другие учителя-фронтовики, были для нас олицетворением Победы над страшным и жестоким врагом. Но если предметники, как мы их называли, давали нам знания, то наш военрук растил нас как граждан, побуждал в наших подростковых душах любовь к родной стране, готовность ее защищать. С нами он был не только на занятиях, но и играл в футбол, ездил на уборки урожая в колхозе. Бывало, что некем было заменить заболевшего историка или литератора, тогда приходил в класс Александр Иванович и читал нам Твардовского, Симонова, Бондарева, а затем велось живое обсуждение, умел он увлечь нас. Многим мальчишкам, в том числе и мне, Буромский стал «крестным отцом», рекомендовав поступать в военные училища и помогая готовиться к вступительным экзаменам. Уважали его сильно, чтим его память»

-7

С внучкой в праздничный день

В школьном музее сохранился рабочий дневник директора той поры Владимира Васильевича Савельева, в котором есть такие строки об учителе Буромском:

«И начальную военную подготовку, и физическую культуру, которые вел в школе Буромский, дети воспринимали такими же важными дисциплинами, как, к примеру, математика или литература. Внешне строгий, как и подобает офицеру, он умел расположить к себе школьников, многим ребятам дал правильные жизненные установки»

-8

Более 30 лет своей жизни фронтовик Александр Буромский отдал работе в школе, оставив добрый и светлый след в ее истории и в истории города, который он освобождал в далеком уже 1944 году.

Автор статьи: Владимир Касьянов

Автор фото: из открытых источников