Найти тему
Социальное действие

Как лучше запоминать, чтобы потом все обязательно вспомнить?

Порой бывает очень сложно вспомнить какие-либо списки заданий, дел, имя какого-то человека, дату, детальное содержание какой-нибудь статьи, книги или суть доклада.

Memories.  ian dooley
@sadswim  https://unsplash.com/photos/FgSyP02I0gw
Memories. ian dooley @sadswim https://unsplash.com/photos/FgSyP02I0gw

Во все времена человек пытался найти способы (техники, приемы, методики), которые позволяют запоминать, потом еще и вспомнить информацию, начиная с механического заучивания, автоматического запоминания, завершая осмыслением и концентрацией внимания на запоминаемом материале.

Главное правило: запоминаемый материал должен быть организован и структурирован так, чтобы мог хорошо отложится в памяти и потом так же хорошо вспомниться.

Сейчас мы рассмотрим несколько таких приемов.

Простейший метод запоминания и последующего эффективного воспоминания и воспроизведения – это метод группировки.

Например, номер банковского счета или телефона проще запомнить, если сгруппировать все цифры этого номера в более крупные блоки.

С детства знакомый и, пожалуй, самый яркий пример этого приема.

- Наш телефон: Два-два-три, три-два-два. Два-два-три, три-два-два. («Карлсон вернулся». Мультфильм. Союзмультфильм. СССР. Вики-цитатник).

Так же можно запоминать и список необходимых покупок, сгруппировав их перед походом в магазин.

Например, мы идем в супермаркет за продуктами.

Для того, чтобы запомнить, а потом и быстро вспомнить, делим все планируемые покупки на группы:

  • овощи (морковь, капуста, картофель);
  • фрукты (апельсины, яблоки, бананы);
  • мясные изделия (сосиски, колбаса);
  • и т.д.

Или делим продукты на необходимые для:

  • завтрака (яйца, крупа, молоко);
  • обеда (курица, фарш, макароны);
  • ужина (кефир, яблоки).

Следующий очень простой прием для запоминания и воспоминания - прием рифм и ритма.

Опять приведем для иллюстрации с детства знакомый пример - всем известную считалку:

«Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять…»

В данном случае рифма служит опорой для группировки, осуществляемой благодаря ритму.

Еще один прием - метод акронимов и акростихов.

Метод акронимов состоит в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов:

СССР, ГОЭЛРО, СЭВ, ООН, НАТО, ЮНЕСКО, ВДНХ и т. п.

Мы эти акронимы запомнили и быстро вспоминаем, но, многие ли сейчас могут сказать, как расшифровывается?

Например, СЭВ или ЮНЕСКО?

Акростихи - стихи , в которых первые буквы каждой строки (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или фразу.

Вот например, тоже с детства знакомые строки, в которых зашифрована героиня книг Льюиса Кэрролла - Алиса Плэзнс Лидделл :

Ах, какой был яркий день!
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.
Сестры слушают рассказ,
А река уносит нас.
Плеск волны, сиянье глаз.
Летний день, увы, далек.
Эхо смолкло. Свет поблек.
Зимний ветер так жесток.
Но из глубины времен
Светлый возникает сон,
Легкий выплывает челн.
И опять я сердцем с ней
Девочкой ушедших дней,
Давней радостью моей.
Если мир подлунный сам
Лишь во сне явился нам.
Люди, как не верить снам?
(Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» — Заключительный акростих . Перевод Нины Демуровой)

Или всем известный акростих:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» ,

используемый для запоминания последовательности цветов радуги и цветов спектра.

Студенты-медики запоминают по порядку черепномозговые нервы, используя, казалось бы, бессмысленный стишок:

«Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнав гостей, выть акулой хочет».

Первые буквы этих слов и соответствуют, по порядку, латинским названиям черепномозговых нервов (I пара — ольфакториус (обонятельный), <...>,12-я пара — хипоглоссус (подъязычный).

И кто сейчас не вспомнит, как , учась в школе, запоминал по совету бабушки падежи?

«Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»

Именительный, родительный, дательный, <...>,предложный.

Есть еще цепной метод запоминания.

Замечательный пример этого метода приведен в одной из моих любимых книг по психологии:

«Это более сложный метод, при котором элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев. Представьте себе, например, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине — кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого же образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна; этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете». (Жо Годфруа . Что такое психология? В 2х томах. Том 1. Пер. с фр. М.: Мир, 1992.С. 382.)

Очень хорошо помогает запоминать и потом все вспоминать метод парных ассоциаций.

В этом способе запоминания одновременно используются рифмы и мысленные образы.

Нужно сначала срифмовать десять (а при желании можно и 20) чисел с какими-нибудь словами, например:

один — магазин,
два — трава,
три — пузыри,
четыре — в квартире,
пять — кровать,
шесть — жесть,
семь — тень,
восемь — осень,
девять — деверь,
десять — месяц.(Жо Годфруа . Что такое психология? В 2х томах. Том 1. Пер. с фр. М.: Мир, 1992.С. 382.)

А теперь возвратимся к нашему списку продуктов, которые необходимо купить в супермаркете, и постараемся соединить каждый из них с одной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который возникает при таком сочетании.

«Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегать цыпленок, пузыри будут получаться из кипящего масла и т. д. Потом достаточно будет вспомнить по порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимый список». (Жо Годфруа . Что такое психология? В 2х томах. Том 1. Пер. с фр. М.: Мир, 1992.С. 382.)

Возможно все названные приемы для развития памяти Вам напомнили детство, детскую игру. На таких "играх" основывается большинство современных мнемотехник (приемов запоминания).

"Новое - это хорошо забытое старое" (Из мемуаров (1824) Розы Бертэн, личной портнихи французской королевы Марии Антуанетты).

И такая "игра" действительно «стоит свеч»: она требует от Вас постоянной мобилизации внимания, памяти, мышления, воображения и будет развивать Вашу креативность.

А если подключить к этой игре всех членов семьи ( внуков, бабушек и дедушек; детей и родителей; жен и мужей), то она обретает уже новый смысл и несет еще больше позитивных эффектов.