Порой бывает очень сложно вспомнить какие-либо списки заданий, дел, имя какого-то человека, дату, детальное содержание какой-нибудь статьи, книги или суть доклада.
Во все времена человек пытался найти способы (техники, приемы, методики), которые позволяют запоминать, потом еще и вспомнить информацию, начиная с механического заучивания, автоматического запоминания, завершая осмыслением и концентрацией внимания на запоминаемом материале.
Главное правило: запоминаемый материал должен быть организован и структурирован так, чтобы мог хорошо отложится в памяти и потом так же хорошо вспомниться.
Сейчас мы рассмотрим несколько таких приемов.
Простейший метод запоминания и последующего эффективного воспоминания и воспроизведения – это метод группировки.
Например, номер банковского счета или телефона проще запомнить, если сгруппировать все цифры этого номера в более крупные блоки.
С детства знакомый и, пожалуй, самый яркий пример этого приема.
- Наш телефон: Два-два-три, три-два-два. Два-два-три, три-два-два. («Карлсон вернулся». Мультфильм. Союзмультфильм. СССР. Вики-цитатник).
Так же можно запоминать и список необходимых покупок, сгруппировав их перед походом в магазин.
Например, мы идем в супермаркет за продуктами.
Для того, чтобы запомнить, а потом и быстро вспомнить, делим все планируемые покупки на группы:
- овощи (морковь, капуста, картофель);
- фрукты (апельсины, яблоки, бананы);
- мясные изделия (сосиски, колбаса);
- и т.д.
Или делим продукты на необходимые для:
- завтрака (яйца, крупа, молоко);
- обеда (курица, фарш, макароны);
- ужина (кефир, яблоки).
Следующий очень простой прием для запоминания и воспоминания - прием рифм и ритма.
Опять приведем для иллюстрации с детства знакомый пример - всем известную считалку:
«Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять…»
В данном случае рифма служит опорой для группировки, осуществляемой благодаря ритму.
Еще один прием - метод акронимов и акростихов.
Метод акронимов состоит в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов:
СССР, ГОЭЛРО, СЭВ, ООН, НАТО, ЮНЕСКО, ВДНХ и т. п.
Мы эти акронимы запомнили и быстро вспоминаем, но, многие ли сейчас могут сказать, как расшифровывается?
Например, СЭВ или ЮНЕСКО?
Акростихи - стихи , в которых первые буквы каждой строки (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или фразу.
Вот например, тоже с детства знакомые строки, в которых зашифрована героиня книг Льюиса Кэрролла - Алиса Плэзнс Лидделл :
Ах, какой был яркий день!
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.
Сестры слушают рассказ,
А река уносит нас.
Плеск волны, сиянье глаз.
Летний день, увы, далек.
Эхо смолкло. Свет поблек.
Зимний ветер так жесток.
Но из глубины времен
Светлый возникает сон,
Легкий выплывает челн.
И опять я сердцем с ней
Девочкой ушедших дней,
Давней радостью моей.
Если мир подлунный сам
Лишь во сне явился нам.
Люди, как не верить снам?
(Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» — Заключительный акростих . Перевод Нины Демуровой)
Или всем известный акростих:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» ,
используемый для запоминания последовательности цветов радуги и цветов спектра.
Студенты-медики запоминают по порядку черепномозговые нервы, используя, казалось бы, бессмысленный стишок:
«Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнав гостей, выть акулой хочет».
Первые буквы этих слов и соответствуют, по порядку, латинским названиям черепномозговых нервов (I пара — ольфакториус (обонятельный), <...>,12-я пара — хипоглоссус (подъязычный).
И кто сейчас не вспомнит, как , учась в школе, запоминал по совету бабушки падежи?
«Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»
Именительный, родительный, дательный, <...>,предложный.
Есть еще цепной метод запоминания.
Замечательный пример этого метода приведен в одной из моих любимых книг по психологии:
«Это более сложный метод, при котором элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев. Представьте себе, например, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине — кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого же образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна; этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете». (Жо Годфруа . Что такое психология? В 2х томах. Том 1. Пер. с фр. М.: Мир, 1992.С. 382.)
Очень хорошо помогает запоминать и потом все вспоминать метод парных ассоциаций.
В этом способе запоминания одновременно используются рифмы и мысленные образы.
Нужно сначала срифмовать десять (а при желании можно и 20) чисел с какими-нибудь словами, например:
один — магазин,
два — трава,
три — пузыри,
четыре — в квартире,
пять — кровать,
шесть — жесть,
семь — тень,
восемь — осень,
девять — деверь,
десять — месяц.(Жо Годфруа . Что такое психология? В 2х томах. Том 1. Пер. с фр. М.: Мир, 1992.С. 382.)
А теперь возвратимся к нашему списку продуктов, которые необходимо купить в супермаркете, и постараемся соединить каждый из них с одной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который возникает при таком сочетании.
«Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегать цыпленок, пузыри будут получаться из кипящего масла и т. д. Потом достаточно будет вспомнить по порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимый список». (Жо Годфруа . Что такое психология? В 2х томах. Том 1. Пер. с фр. М.: Мир, 1992.С. 382.)
Возможно все названные приемы для развития памяти Вам напомнили детство, детскую игру. На таких "играх" основывается большинство современных мнемотехник (приемов запоминания).
"Новое - это хорошо забытое старое" (Из мемуаров (1824) Розы Бертэн, личной портнихи французской королевы Марии Антуанетты).
И такая "игра" действительно «стоит свеч»: она требует от Вас постоянной мобилизации внимания, памяти, мышления, воображения и будет развивать Вашу креативность.
А если подключить к этой игре всех членов семьи ( внуков, бабушек и дедушек; детей и родителей; жен и мужей), то она обретает уже новый смысл и несет еще больше позитивных эффектов.