«Фальшивая нота, сыгранная неумело, — это просто фальшивая нота.
Фальшивая нота, сыгранная уверенно, — это импровизация». Бернар Вебер
Вы облажаетесь. Обязательно.
Есть такая поговорка, что у каждого хорошего доктора есть свое маленькое кладбище. Так и тут, у каждого хорошего перформера, артиста, музыканта, стендапера или поэта…. перечислять можно долго, есть свое кладбище выступлений.
И я как-то однажды уже высказывался на этот счет. Пришла пора освежить, дополнить и представить вам пошаговый гайд в карточках.
Но сначала выкачу пояснение для раскрытия сути под туториалом.
В идеале предполагается, что вы сохраните пост себе в закладки. А карточки можно открывать на телефоне, они удобно располагаются по формату экрана.
Юзайте их, пока не почувствуете, что это не нужно.
СУТЬ ПЕРВАЯ:
Сцена сама по себе не страшна — вот она стоит, какая бы она ни была, выглядит круто или не оч.
Испуг появляется, когда смотришь на пустующие стулья, которые вскоре наполнятся людьми. И пугает именно момент, когда уже выступаешь — ты должен действовать, показывать, демонстрировать себя и творчество, и на тебя смотрят вот эти люди напротив.
Сцена — это и есть данный момент. Ты напротив массы людей. Тебе предстоит делать что-то такое, чтобы все они, такие разные, но все-таки вместе, остались под впечатлением.
Тебе надо впечатлить массу — это и есть понятие «Сцена», если копаться до сути.
И этот момент — критическая ситуация. А как говорят в МЧС: «Во время критических ситуаций, мы не взлетаем до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня своей подготовки».
Потому самый главный и основной совет — РЕПЕТИРУЙТЕ. Даже если вам кажется, что уже хорошо владеете материалом, то РЕПЕТИРУЙТЕ.
РЕПЕТИРУЙТЕ ВСЕ, пробуйте репетировать свои речи, приветствия, заключительные слова. НЕ ПРОПУСКАЙТЕ РЕПЕТИЦИИ.
Пока я не заморозил Coelum, мы постоянно имели дело с такой проблемой. Вот ну считает человек, что у него есть дела важнее, и в принципе он норм, сообразит. То есть человек думает о задаче по уровню своих ожиданий от себя же.
И еще до Coelum в КЛАЙСТе была та же проблема.
Как сейчас помню два кейса:
Кейс первый.
Комедия в трех действиях
Действие 1:
Ритмач:
— Ну я же ритмач, надо просто подхватить ритмический рисунок и приукрасить его…
Ритмач не приходит на репетицию.
Действие 2:
Мы:
Репетируем кавер на Sky is over Сержа Танякяна без Ритмача.
(Если кто не в курсе, то там постоянные мутации мелодии и ритма. Как и Radiohead в Paranoid Android, а то и круче).
Действие 3:
Ритмач приходит на репетицию.
Мы репетируем тот же кавер.
Ритмач:
— ЭЭЭЭЭ!!! Погодите, а давайте еще раз! Давайте еще раз ее сыграем!!!!
Занавес.
Кейс второй.
Трагедия в трех действиях.
Действие 1:
Вторая гитаристка:
— У меня работа, заказы, я фрилансер. Сегодня пропущу, и не приду не некоторые репетиции.
Действие 2:
Мы репетируем все композиции когда с ней, когда без нее. Но много раз без нее.
Действие 3:
За час до премьеры спектакля, после полного прогона:
Вторая гитаристка:
— Ой, я так волнуюсь, так переживаю за все, Давайте ЕЩЕ ПОИГРАЕМ КОМПОЗИЦИИ?
(А Я все уже отыграл, у меня часок до старта, еще перекусить надо. Я был на всех репетициях и не только потому, что я лид-гитара).
Занавес.
В Coelum дисциплину получилось выстроить лучше, но там я не совсем верно рассчитал политику и потому не всегда угадывал с мотивацией участников. А от этого страдала посещаемость, в общем.. об этом в другой раз.
Потому РЕПЕТИРУЙТЕ.
Отрепетировали? Хорошо идет? Дай пару дней отлежаться и СНОВА РЕПЕТИРУЙ.
Когда время планировать репетицию? ПРАВИЛЬНО — СРАЗУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРЕДЫДУЩЕЙ.
Дело в том, что эти жопочасы, которые ты откатаешь на репах, как тварь, привьют тебе владение материалом на уровне рефлексов. А ведь чтобы впечатлить публику — самое ключевое, чем надо владеть — СВОИМ МАТЕРИАЛОМ.
Ибо ценишься ты в первую очередь за ту суперсилу, которой обладаешь, как художник:
Подачей шутки, интонацией и комедийной паузой. если ты стендапер.
Декламацией и отыгрышем — если ты поэт.
Своей игрой — если актер.
Игрой в такт и безупречным исполнением партий — если ты музыкант(ка).
Исполнением песни, подачей, отыгрышем и попаданием в ноты — если ты вокалист(ка).
Ну и так далее..
Если ты писатель — то можешь со сцены читать отрывки из своих рассказов, а еще тебя ждут автограф сессии, что тоже можно репетировать, в общем.. смотри пункт про поэта.
СУТЬ ВТОРАЯ:
Сцена, как критическая ситуация, контролируется только твоим поведением на ней, и владением материала, которое встроено в поведение на сцене.
И чем больше ты будешь щупать сцену на предмет, как она (то есть люди, твое поведение и вся ситуация) ведут себя в ответ на твои действия — тем больше ты будешь получать опыт владения сценой. Возможностью своего контроля над ней.
Вся сцена — это инструмент донести свое слово.
Используй все, что придет в голову, и увидишь насколько это сработает. Получишь опыт — и научишься контролю.
А теперь порядок предписаний на карточках. Получилось 6 шт.
На этом все.
Творите себя и творите.
До новых встреч.
Ваш Бо.
P.S.