Израиль вступил в войну на второй день своего существования в виде отдельного государства. Эта небольшая страна постоянно находится под военной угрозой.
Израильтяне всегда закупали танки за рубежом. В основном, это были уцелевшие во второй мировой войне французские, американские и британские образцы. К концу 60-х годов они серьезно устарели, а Израиль заинтересовался британскими "Чифтенами". Но политическая обстановка сложилась таким образом, что поставки "Чифтенов" были отменены Британией.
Танковая промышленность Израиля была готова только на ремонт и модернизацию имеющихся машин. Но необходимо было принимать решение. Так, в 1970 году, программа по созданию собственного танка была утверждена и проектирование началось. Во главе проекта поставили генерал-майора Исраэля Таля.
Исраэль Таль инженером не являлся, но был опытным боевым офицером-танкистом, который участвовал в множестве арабо-израильских конфликтов.
То, что характер ведения боевых действий у израильтян в основном является оборонительным, повлияло на концепцию создания защищенного танка с повышенной выживаемостью машины и экипажа. Предпочтение к ведению оборонительного огня из укрытий повлияло и на конструктивные особенности. Война Судного дня доказала состоятельность концепции.
Война Судного дня – военный конфликт Израиля и арабской коалиции в период с 6 по 23 октября 1973 г.
В ходе конфликта, израильтяне быстро ремонтировали подбитые машины и переформировывали экипажи, что значительно поспособствовало победе Израиля.
Уже в 1974 году были построены первые опытные образцы, в 1977 году началось серийное производство. А в 1979 году танк был официально принят на вооружение, получив обозначение "Merkava Mk.1".
"Меркава" переводится с иврита как "колесница".
Конструкция
"Меркава" обладает нетрадиционной, для танков других стран, компоновкой. Моторно-трансмиссионное отделение расположили спереди, справа от механика-водителя. Во-первых, это повысило защищенность экипажа спереди. Во-вторых, освободило место в корме, которое стало возможно использовать для перевозки десанта, груза и т.д. К минусам расположения двигателя спереди можно отнести понижение обзорности водителя.
Экипаж состоит из 4 человек. "Мехвод" находится спереди слева (в полу-лежачем положении). Командир, наводчик и заряжающий в боевом отделении в центре (наводчик справа, командир позади наводчика, слева – заряжающий). Боевое отделение максимально утоплено вниз, что так же призвано дополнительно защитить экипаж, в добавок к расположенному спереди двигателю, дополнительной защитной переборке и возможности покидать подбитую машину через десантный кормовой люк.
Малая площадь страны позволила разработчикам не зацикливаться на ограничении веса и габаритов для транспортировки по железной дороге и т.д.
Броня корпуса и башни литые, что тоже не совсем традиционное решение. Клиновидная башня и большие углы наклона её разнесенной брони необходимы для повышения вероятности рикошета, в случае попадания в неё снаряда.
Уникальным решением было подвешивание на башне металлических грузов на цепях, которые закрывают собой зазор между корпусом и башней от потенциальных угроз.
Пружинная подвеска шести опорных обрезиненных катков обеспечивает высокую ремонтопригодность и хорошие ходовые качества на каменистой местности.
Силовая установка
Двигатель представляет собой американский турбированный дизель, который устанавливался на М60. Это 12 цилиндровая V-шка с принудительным воздушным охлаждением и сухим картером. В паре с двигателем – гидромеханический полуавтомат (тоже американский). Топливные баки расположены в надгусеничных нишах и в корме.
- Мощность двигателя: 900 л.с.
- Максимальная скорость: до 60 км/ч.
- Запас хода: до 500 км.
Вооружение
Основная пушка первых моделей была представлена в виде стабилизированной в двух плоскостях 105-мм. пушки М68 с термоизоляционным кожухом (боекомплект – 62 выстрела, но может быть увеличен). Углы наведения по вертикали: от -8,5 до +20 градусов.
С основной пушкой спарен 7,62-мм. пулемет MAG. Два аналогичных пулемета находится у люков заряжающего и командира. Кроме того, над стволом основной пушки установлен дистанционно управляемый 12,7-мм. пулемет.
На "Меркаве" присутствует и 60-мм. миномет, с боезапасом на 30 выстрелов. Стрелять из миномета может заряжающий, через открытый люк.
Модификации
"Merkava Mk.2"
"Меркава Мк.2" создана в результате опыта, который Израиль получил во время Ливанской войны 1982 года.
В данной модификации танк получил улучшенную защиту, за счет замены бортовых экранов и установки накладных экранов на башню. Трансмиссию заменили на автоматическую, увеличили ёмкость топливных баков, а миномет перенесли внутрь башни.
Систему управления огнем заменили на "Матадор-2" с новым баллистическим вычислителем и дальномером. А в 1984, в модификации "Merkava Mk.2B", добавили еще и тепловизор.
"Merkava Mk.3"
К концу 80-х годов танки начали устаревать, поэтому в 1990 году начали производство модификации Mk.3
"Меркава Мк.3" получил модульную защиту, которая крепится болтами и может быть быстро заменена. Кроме того, добавили систему предупреждения об облучении танка прицельными устройствами.
Основную пушку заменили на 120-мм. пушку MG-251. Гидроприводы башни и орудия заменили на электроприводы. Систему управления огнем обновили до "Матадор-3". А двигатель разогнали до 1200 л.с. Доработали и подвеску.
"Merkava Mk.4"
В 2004 году начали производство последней ступени модернизаций.
"Меркава Мк.4" оснастили новым двигателем, мощностью 1500 л.с. Установили комплекс активной защиты "Трофи". Основную пушку обновили до MG-253, с установленной маской. Форма башни претерпела изменения, за счет установки модульной брони. А количество люков сократилось до одного (у командира). Появился автомат заряжания на 10 выстрелов.
Merkava Mk.4 считается одним из лучших основных боевых танков мира. Хоть танк и не задумывался как универсальный, а разрабатывался исключительно под нужды и климатические условия Израиля.
Больше статей: M1A2 "Абрамс" | Т-14 "Армата" | "Леопард 2" | Type-90 | "Челленджер 1" | "Челленджер 2" | Т-64Б |
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Military Clan!