Найти тему

Щелочное число моторного масла: что это такое и каким должно быть

Оглавление

Что означает параметр щелочного числа моторного масла с теоретической и практической точки зрения?

Большинство автомобилистов знакомы с классификацией масел по вязкости, а также с распространенным международными стандартами API и ACEA – все эти данные указываются на лицевой стороне канистр.

Мы же хотим поговорить о таком показателе как щелочное число (TBN).

Хотите узнать, от чего он зависит и как влияет на состояние смазочных жидкостей? Тогда читайте дальше!
Моторное масло
Моторное масло

Что такое щелочное число?

Щелочное число моторного масла, обозначаемое аббревиатурой TBN, – это величина, которая указывает на количество гидроксидов калия (КОН) в одном грамме продукта. Единица измерения щелочного числа – мгКОН/г.

Щелочь, как известно, способна нейтрализовывать кислоты, т.е. преобразовывать их в менее активные химические соединения.

Благодаря мощным расщепляющим и растворяющим свойствам гидроксид калия широко применяется при производстве промышленных моющих средств. В моторных маслах он также отвечает за способность продуктов к очищению деталей двигателя.

Смазочные жидкости под воздействием давления, высоких температур, топлива и раскаленных газов испытывают неизбежные негативные преобразования. Присутствие кислорода вызывает окисление масел – любых, даже синтетических.

Для окислов как бесполезного балласта из химически нейтральных или малоактивных соединений существует особый термин – шлам. Продукты термического разложения масла оседают на поверхностях двигателя и загрязняют его. Это чревато перегревом силового агрегата, а также его абразивным износом.

Шлам в двигателе
Шлам в двигателе

Некоторые окислы способны инициировать коррозионные процессы или локально разрушать неметаллические детали мотора (в основном, резиновые уплотнители).

Щелочные присадки, содержащиеся в моторных маслах, работают в двух направлениях:

  • Частично нейтрализовывают образующиеся кислоты
  • Расщепляют шламовые соединения и препятствуют их формированию

При работе двигателя щелочное число моторного масла постепенно уменьшается, что является нормальным процессом.

Нормальное значение TBN

Щелочное число моторного масла почти всегда указывается на тыльной стороне канистры.

Этот показатель может варьироваться от 5 (в самых простых и дешевых смазочных материалах) до 14 мгКОН/г.

Как правило, масла для дизельных двигателей имеют более высокое щелочное число. Это связано с несколькими факторами:

  • Дизельное топливо более сернистое, чем бензин, а сера под воздействием нагрева склонна формировать различные оксиды
  • Условия работы дизельных двигателей сложнее, чем бензиновых: они испытывают более высокие давления и температуры в камере сгорания; вследствие этого активнее идет процесс выгорания масла
Загрязненное масло в дизельном двигателе
Загрязненное масло в дизельном двигателе

В связи с этим для чисто дизельных масел нормальным считается щелочное число от 9 мгКОН/г и выше. У бензиновых моторов требования не такие высокие – для нефорсированных двигателей вполне достаточно 7-8 мгКОН/г.

Если щелочное число у масла ниже, это не означает, что оно плохое – просто его моющие свойства будут не слишком высокими, и менять такой продукт придется чаще.

Кроме того, стоит заметить, что чем богаче пакет присадок у моторного масла, тем ниже его щелочное число. Таким образом, в теории высокий TBN может указывать на обедненный состав других важных присадок.

А что вы знаете о щелочном числе моторного масла? Обращали ли вы внимание на этот параметр? Делитесь в комментариях!

Больше статей на автомобильную тематику и не только вы найдете на нашем сайте!