Это стало известно «из первых рук», когда ЦРУ выложило огромную пачку документов, посвящённых операции «AEDINOSAUR» — проекту по «направлению», перевозке и изданию работ Пастернака за рубежом. Союз разбит, срок давности истёк, можно уже и не скрываться.
В советское время среди интеллигенции над такими теориями было принято смеяться, но... Оказалось, что газета «правда» не врала.
Половина всего того хорошего, что нам рассказывали о социализме — оказалась ложью, но абсолютно всё плохое, что нам рассказывали о капитализме — оказалось правдой
Сам роман — отличный пример того, как антисоветскую пропаганду делать надо. Но, к сожалению для ЦРУ, это был их первый проект такого рода, и обернулся он самым эпическим провалом агитации и пропаганды новейшей истории.
Я же взяла на себя смелость покопаться в этих документах и рассказать вам, как проходила первая операция ЦРУ по влиянию на советское общество, и почему она провалилась с таким треском, что Пастернаку пришлось отказаться от Нобелевской премии.
Фаза 1. Госзаказ.
Здесь я утверждать точно не могу, в «слитых» документах — только намёки, но есть все основания полагать, что операция «AEDINOSAUR» была также и первой, в ходе которой текст самого романа писался «под дудку» и с корректурами агитотдела ЦРУ, как это было со всеми последующими антисоветскими романами.
Впрочем, также возможно, что ЦРУ просто вышло на писателя, у которого на руках была антисоветская «портянка»... Но эту версию я считаю менее вероятной. Как минимум — потому что едва ли это было бы возможно в годы сталинско-хрущёвской «шпиономании».
Как бы то ни было — на выходе получилась образцовая, гениально написанная (к художественной части у меня вопросов никаких) антисоветская книга (причём, что характерно, очень ненавязчиво антисоветская: «интеллигентские» агенты влияния ещё не появились, тонко работали).
Теперь её нужно доставить за рубеж, перевести и распространить, так как бдительная советская цензура роман не пропустила
Ещё бы она пропустила эту «портянку» с пропагандой православия головного мозга и «утверждениями, что Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать» (Э. Г. Казакевич).
Фаза 2. Переправка и распространение
А с этого момента уже совершенно точно начинаются что «шпионские страсти» в духе Джеймса Бонда, что грязные копыта ЦРУ.
Потому что вместо «официальной версии» Пастернака, по которой роман вывез рукописью его хороший знакомый Серджио Д’Анджело — роман был тайно доставлен на микроплёнке неким агентом ЦРУ. А другой агент ЦРУ возмущался, что, дескать, язык у Пастернака сильно сложный, и «перевод может задержаться».
Дальше была наспех состряпана легенда про итальянского издателя (дал бы ему кто спокойно гулять по Союзу и встречаться с писателями, ага), и спустя некоторое время книга выходит «в свет». Что характерно, как водится в ЦРУ, «левая нога не знает о правой», и те, кого не касалась операция с вывозом плёнки также получили «дезу» о происхождении романа.
Все версии романа «Доктор Живаго» на всех переведённых языках были изданы при прямом финансировании ЦРУ, о чём в архиве есть соответствующие документы.
Фаза 3. Скандал и «ну очень независимая» «Нобелевка».
Пока происходило всё вышеперечисленное — наши чекисты терпели, позволяя заглотить наживку поглубже (как и, например, с известным лётчиком Пауэрсом). Да и советское население, согласно данным ЦРУ, восприняло новую «нетленку», провозимую «самиздатом» из-за рубежа силами разведки, мягко говоря, со скепсисом (хвала неразваленному ещё сталинскому образованию, которое ещё не успело «разложить» диссидентство самих преподавателей).
Терпение иссякло, когда, предположительно (почти всё, что связано с присуждением нобелевской вымарано или не опубликовано), «грязные копыта» ЦРУ побывали и в Нобелевском комитете, после чего Пастернака быстро, решительно на премию номинировали (в прямом влиянии ЦРУ на Нобелевский комитет мы убеждались неоднократно, вспомнить только Солженицына).
И тут ловушка захлопнулась:
- На Пастернака посыпались обвинения со всех сторон. Как мы теперь понимаем — оправданные
- По внутренним каналам «вежливо» было пояснено, что Нобелевская Пастернаку — это уже наглость, и если её выдадут — КГБ тоже «выдаст» прессе «свободного мира» всё, что накопали.
Потому что, в отличие от более поздних операций, здесь были именно «грязные копыта», особенно в вопросе доставки «самиздата» в СССР (книги на папиросной бумаге, разделяемые на три части при перевозке — это вот ни разу не подозрительно, да, и совершенно точно не издание ЦРУ. Как и доставка первых образцов «на родину» ДО любого возможного времени получения и издания «типа датчанами»). - Были одновременно и жестко пресечены все каналы контрабанды разного рода антисоветской «агитки», как своеобразная месть за наглость в «игре спецслужб». С того момента и до Горбачёва всех туристов, заграничников и прочих подозрительных личностей раздевали «до трусов».
Фаза 4. Конец немного предсказуем
ЦРУ попросили Пастернака от Нобелевской премии отказаться, что он с большой неохотой (и крайне бредовым предлогом), собственно, сделал, а шквал критики просто смёл Пастернака с литературного поля (тем более, что кроме «Живаго» при поддержке ЦРУ он не отметился ничем, что прочитало бы больше 10000 человек).
Для самих «буржуёв» такая ответная реакция была, стоит отметить, крайне неожиданной. Настолько, что какое-то время они не понимали, что с этим всем дальше делать.
Потом они, конечно, взяли реванш, и не раз, но этот «матч» был выигран Страной Советов практически «всухую».
Подводя итог
Хотя этот «матч», как и целая череда «сражений» 50-х...60-х и были выиграны с разгромным счётом... Войну мы проиграли. С грохотом рассыпающейся страны.
Почему? Вообще, это тема отдельной статьи, которую я когда-нибудь напишу, но на мой взгляд — дело тут в «беззубости» уже нашей пропаганды. На конец шестидесятых она устарела, и дальше было только хуже. Западная культура, песни, фильмы — всё это было свежее и современнее, а «повестка» наших агитаторов уже никак не коррелировала с реальностью. О причинах этого можно говорить долго, и я поговорю, но уже не в этой статье.
А на этом у меня всё. Лучший способ поддержать молодой канал — лайк и репост: одно без другого (почти) не работает.
Также буду крайне благодарна любым комментариям: всех прочту, на всё отвечу.