Найти в Дзене

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОНЛАЙН-СРЕДЕ

АВТОРЫ СТАТЬИ:

Асадова Юлия Андреевна и Морозова Елизавета Дмитриевна

«Институт бизнеса и дизайна» Протопоповский переулок д.9 с1, Россия (полный адрес организации, страна) – студенты 2-ого курса направления «Менеджмент в дизайн бизнесе».

Пандемия нового вируса COVID-19 оказала значительное влияние на всю мировую экономику, затронув все сферы общественной жизни. Значительно пострадала сфера предпринимательства. Актуальность статьи заключается в том, что развитие сектора онлайн-предпринимательства является одним из приоритетных направлений, поэтому стабилизация ситуации и скорейший выход из кризисного периода очень важны для российской экономики. В статье рассматриваются способы создания онлайн-бизнеса и различных направлений онлайн-предпринимательства в России.

Сейчас многие студенты задумываются о создании индивидуального предприятия, так в связи с возросшей потребностью в собственном заработке и применении на практике полученных в процессе обучения знаний. Однако от мечты «работать на себя и при этом зарабатывать» к действиям переходит далеко не каждый желающий открыть свое дело.

Многим хочется скорее открыть что-нибудь свое, не разобравшись в том, а что же такое создание и ведение собственного бизнеса, как лучше открывать свой бизнес – в оффлайн или онлайн среде, какие подводные камни могут встретиться в каждом из этих видов. Поэтому для начала стоит понять, что такое предпринимательство.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная деятельность, целью которой является получение прибыли от продажи товаров, имущества, оказания услуг. Осуществляется она на свой риск и лицами, которые должны быть законодательно зарегистрированы. Предпринимательство подразделяется на виды в зависимости от содержания и направления деятельности, объекта вложения средств, взаимосвязи предпринимательской и производственной деятельности:

- производственное (его деятельность направлена на производство товаров, выполнение работ, создание духовных и интеллектуальных ценностей с целью их дальнейшей реализации конечным потребителям);

- коммерческо-торговое (распространяется на все виды деятельности, в которых консультативное (Компании приглашают консультантов для поиска, решения и разъяснения проблем, возникающих в сфере управления);

- финансово-кредитное (это разновидность торгового, так как оно основано на купле-продаже. Однако, в качестве товара рассматриваются оборотные средства - валюта, акции, ценные бумаги);

- посредническое (здесь предприниматель не является ни производителем, ни продавцом товара, а выполняет роль посредника в товарном обмене);

- cтраховое (при заключении договора страхования гарантирует потребителю возмещение ущерба в случае форс-мажорных обстоятельств, аварийных ситуаций, потери здоровья за определенную цену).

На рис.1 представлены данные, иллюстрирующие динамику количества субъектов малого и среднего бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей) согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

-2

Рис. Динамика численности малого и среднего предпринимательства в 2015-2020 г.г. [2]

Как видно из рисунка, в последние три года число субъектов малого бизнеса в российской экономике снижается. В 2019 году пандемия COVID-19 дополнительно усугубила сложившуюся ситуацию.

Больше всего пострадали рестораны, кафе, бары, кинотеатры и прочие публичные заведения. Спрос на них в четырёх исследованных странах (Китай, Германия, Великобритания и США) упал в среднем на 86%. Почти так же плачевно обстоят дела в туризме — почти 84% падения спроса. Немного лучше в бытовых услугах — уровень падения спроса составляет почти 73%. Продажи одежды упали в среднем на 50,7%, а потребительской электроники, мебели и товаров для дома совокупно — на 33,5%. [5]

Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский проанализировал изменение спроса на различные группы товаров в России. Больше всего просел спрос на сувениры (-61,8%), ювелирные изделия, часы и украшения (-56,8%), фото и видео (-46,6%) и товары из-за рубежа (-42,9%). В то же время спрос на софт и видеоигры вырос на 15,8%, продукты питания — на 22,9%, а на водку так и вовсе на 24,1%. Вне конкуренции, разумеется, находятся медицинские товары, спрос на которые вырос на 37,5%. В среднем падение спроса на товары составило 14,9%. Что же касается услуг, то больше всех пострадали здесь всё те же туризм и HoReCa. Из-за жестких карантинных мер московские кафе и рестораны потеряли даже больше среднемировых — более 90% выручки [5]

Такая ситуация стала мощным сигналом для многих предпринимателей для перевода своего бизнес в онлайн-среду. Поэтому с недавнего времени онлайн-магазинов товаров и услуг стало открываться еще больше, чем в реальности: причинами тому стали доступность и низкая стоимость «старта» интернет-проектов.

В апреле 2020 число новых открытых интернет-магазинов стало почти в 2 раза больше (на 99,02%), чем за период январь-март, и в 1,5 раза больше, чем в апреле прошлого года. Это связано с тем, что бизнесу приходится адаптироваться к новой жизни и лучшее решение — это выход в онлайн [4].

-3

Рис.2 Динамика открытия интернет-магазинов январь-апрель, 2019-2020гг. [2]

Следует отметить, что онлайн-бизнес умирает гораздо чаще, чем реальный. Тем не менее он имеет множество преимуществ. К их числу относятся:

- Доступность, низкий порог вхождения. Такой бизнес, как правило, не требует крупных инвестиций. Существует масса возможностей легко и бесплатно создать свой сайт или вообще запустить бизнес в социальных сетях.

- Отсутствие привязки к местоположению. Возможность вести бизнес из любой точки мира, искать клиентов и предоставлять услуги практически в любой уголок земли.

- Сокращение традиционных издержек. При ведении бизнеса таким образом нет необходимости в аренде офиса, затрат на проезд к месту работы и обратно.

- Скорость принятия решений. Потребители все больше времени проводят онлайн и из-за роста информационных потоков готовы быстро принимать решение о покупке/работе с тем или иным продуктом/поставщиком онлайн.

- Управление своим временем. В современных условиях это дает возможность рационально распределять свое время в течении суток, повышает эффективность труда с учетом индивидуальных свойств личности

- Широкий выбор партнеров. В онлайн-среде легче найти не только клиентов, но и партнеров, а также заключать сделки.

К недостаткам онлайн-предпринимательства можно отнести следующие факторы:

- Низкие доходы на старте. На начальном этапе как правило человек не получает желаемой прибыли ввиду длительной окупаемости бизнеса.

- Оторванность от социума. Работа вне коллектива и отсутствие межличностных живых коммуникаций является неотъемлемой чертой данного вида бизнеса.

- Мошенники в интернет-среде. Работая в онлайн, нужно быть максимально бдительным, так как, сотрудничая с людьми, здесь гораздо сложнее проверить качество и подлинность предлагаемых ими товаров или услуг.

- Доказательство своей уникальности. В онлайн-среде гораздо сложнее выделиться и доказать клиенту, что ему нужно купить именно ваш товар. Успехом здесь будет пользоваться только что-то по-настоящему эксклюзивное.

Но так или иначе, чтобы понять, какой бизнес запускать, нужно разобраться, какие виды онлайн-предпринимательства существуют на данный момент.

Один из самый популярных вариантов онлайн бизнеса – интернет-магазин. Суть заключается в построении бизнеса путем продаж различных товаров через онлайн-платформы. Необходимо понимать, где именно открывать торговую точку. Так как на данный момент есть множество вариантов, куда можно выйти со своим товаром, такие как сайт, маркетплейс или аккаунт в социальных сетях. Последние несколько лет все больше и больше предпринимателей открывают свой бизнес в Instagram. Теперь это не просто социальная сеть для общения, а настоящая платформа для продаж любых как товаров, так и услуг. Также сейчас активно развивается Tik-Tok и ClubHouse. Поэтому можно уже сейчас задумываться, как «запуститься» в одной из этих социальных сетей.

Альтернативой интернет-магазину являются продажи по дропшиппингу. В этом случае не обязательно физически хранить у себя товар, которым намерены торговать начинающие предприниматели. Все, что нужно — определиться с товаром и найти надежных поставщиков, после чего создать свою площадку для продаж и хорошо о ней заявить, прорекламировать. Это один из самых популярных способов заработка с нуля.

Следующим вариантом можно назвать фриланс-предоставление услуг разным компаниям, используя свои навыки и умения, в качестве сотрудника на аутсорсе. Дизайн, копирайтинг, программирование, верстка — все эти услуги востребованы, и компетентные специалисты очень ценятся на рынке труда.

В последние годы все большую популярность приобретает профессиональный блоггинг. Раскрученный блог со множеством подписчиков и интересным контентом легко монетизировать - зарабатывать можно на рекламе, размещенной на своей площадке. Особенно быстро набирает обороты видео-контент: тенденции сводятся к тому, что люди охотнее посмотрят послание, нежели прочтут его. Собственный канал в Youtube — отличная площадка, с которой и можно вести диалог со своей аудиторией.

Онлайн-коучинг – еще один вид бизнеса в интернете. Онлайн можно проводить любые курсы: обучение игре на музыкальных инструментах, изучение языков, кулинария, психология, маркетинг. Репетиторы онлайн — самые востребованные у всегда занятых родителей, а также сейчас растет потребность в дополнительном образовании, которое можно получить онлайн.

Для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность в онлайн-среде необходимо определить тип заработка, составить примерный план и изложить в нем перспективы и желаемые результаты, выбрать подходящую платформу или способ реализации идеи: платный сайт, платный канал или аккаунт в соцсетях, мобильное приложение.

Чтобы начать бизнес на онлайн-платформе, необходимо выбрать сферу деятельности. Затем важно соблюдать два правила, которые позволят получать достойную оплату – это выбор работы и стратегия развития.

Для получения высокого дохода в онлайн-среде, важно учитывать несколько факторов:

- Несмотря на то, что открыть бизнес в интернете достаточно просто, нужно учитывать некоторые особенности. Так, необходимо позаботиться о рекламе, изучить идеи конкурентов и выявить наиболее подходящий вариант. Это позволит начать бизнес с минимальными ошибками.

- Предпринимателю стоит понимать ситуацию на рынке или на бирже, можно найти постоянного заказчика, который предложит сотрудничество на выгодных условиях.

- По мере развития бизнеса можно привлекать инвесторов, финансирование которых позволит расширить организацию и повысить престиж компании, что является важным в условиях конкуренции и постоянной борьбы между организациями.

Подводя итог, можно сказать, кризис, связанный с пандемией, очень изменил экономику и мышление потребителей, поэтому многие предприниматели активно усиливают свое позиционирование в медиа пространстве, чтобы удержаться на рынке и быть конкурентноспособными. И, несмотря на все трудности 2020 года, тенденция на создание онлайн-бизнеса в 2021 году будет только расти. С каждым годом появляется все больше и больше возможностей для развития предпринимательства в интернет-среде.

Список литературы:

1. Личный проект: интернет-магазин «HW ICONS» - дизайн иконок приложений на Iphone 2020[Электронный ресурс] URL: http://hardworkers.tilda.ws. (дата обращения 06.04.2021)

2. AdvantShop. Исследование о влиянии коронавируса на рынок онлайн-продаж 2020г [Электронный ресурс]URL:https://habr.com/en/post/501116/ (дата обращения 16.03.2021)

3. Оганесян Т. Инновации: разбор полетов 2019 [Электронный ресурс]URL:https://stimul.online/articles/innovatsii/innovatsii-razbor-poletov/ (дата обращения 22.03.2021)

4. Пилипчук И. Электронная коммерция // Виды бизнеса в интернете 2018г

[Электронный ресурс] URL:https://www.calltouch.ru/glossary/elektronnaya-kommertsiya/(дата обращения 22.03.2021)

5. Семехина К. VC.RU // Торговля // 6 причин почему любой офлайн бизнес должен не просто иметь онлайн присутствие, но и развиваться онлайн 2019г [Электронный ресурс] URL:https://vc.ru/trade/58618-6-prichin-pochemu-lyuboy-oflayn-biznes-dolzhen-ne-prosto-imet-onlayn-prisutstvie-no-i-razvivatsya-onlayn (дата обращения 16.03.2021)

6. Танкушин. Н. Предпринимательство онлайн. [Электронный ресурс]URL:https://tankushin.ru/predprinimatelstvo-onlajn/obzornaya_statya.html (дата обращения 22.03.2021)

7. Чехова Н. Журнал об интернет-маркетинге и SEO продвижении // Всемирная паутина или реальная улица: где лучше начать свой бизнес? [Электронный ресурс] URL:https://rspadm.ru/puteshestviya/vsemirnaya-pautina-ili-realnaya-ulica-gde-luchshe-nachat-svoi-biznes-sovmeshchenie/ (дата обращения 22.03.2021)

8. Шевцов В. Колесо жизни // Дело // Преимущества и недостатки онлайн-бизнеса 2019г [Электронный ресурс] URL: https://kolesogizni.com/delo/plusy-i-minusy-onlain-biznesa (дата обращения 22.03.2021)

9. Fenix.help. Экономика // Виды и формы предпринимательской деятельности 2021г [Электронный ресурс]URL: https://wiki.fenix.help/yekonomika/vidy-predprinimatelskoj-deyatelnosti (дата обращения 16.03.2021)