Следующая беседа с Ильей Григорьевичем началась не с рассказов о способах достижения пробуждения, а с обсуждения темы смысла.
— Если все нами воспринимаемое имеет сновидческую природу и ничего на самом деле не существует, то какой во всем этом смысл? — задал вопрос желающий более объемно понимать педагог.
— Относительно недавно такой вопрос часто возникал в моем уме, — Митя улыбнулся и продолжил: — Есть разные степени восприятия, и мировоззрение формирует смысл соответственно воспринимаемой реальности. Условно разобьем все этапы на три основных уровня. Первый — это восприятие мира как действительно существующей материальной реальности. На этом этапе смысл формируется соответственно реальности: нужно создавать и улучшать реальный мир — для реальных людей, для себя или для других — это лишь персональные детали основного смысла. Так как сейчас я трактую материальный мир как иллюзию, то любой смысл, формируемый в иллюзии, является — иллюзией смысла.
Следующий средний уровень восприятия, это когда материальный мир — еще реальность, но в той или иной степени понимается роль сознания в его формировании, или доступно восприятие тонких тел и энергий, когда сознание перенастраивается на более «тонкий уровень», но — единство всего еще не очевидно. На этом этапе смысл формируется верой в реальность — «тонких энергий», «различных духовных сущностей», или в существование «сознаний более высокого уровня» - которые определяют смысл и задачи.
Крайний уровень восприятия — осознание иллюзорности всего воспринимаемого и понимание отсутствия «более высокого сознания в виде личности бога». На этом уровне происходит осознание «себя» как вечного сознания в абсолютном, безличностном состоянии, пытающегося постичь бесконечность своего состояния — посредством восприятия. Смысл на этом уровне сознания в том, что никакого смысла нет, а просто происходит временное отождествление своей отдельностью — как чувствование персонально переживаемых состояний, и обязательное возвращение в вечное и свободное ничего…
Понимаете, смысла жизни как какой-либо конечной задачи не существует, это условность, развивающая игру сознания. Вроде правил или целей, которые придумывают дети для своих игр, единственный смысл которых — развлечение или чувствование новых переживаний.
Илья Григорьевич, как обычно, несколько минут молча обдумывал Митины слова, юноше было легко его ждать, пребывая в состоянии мыслительной тишины, которая приятно контрастировала с периодами умственной активности.
— Тогда получается, что все вообще напрасно. Например, бессмысленными оказались годы, которые я посвятил физике?! — с некоторым разочарованием спросил преподаватель.
— Осознание на логическом уровне бессмысленности и бренности всего, во что верит человек, может вызвать некоторую эмоциональную подавленность. Попытка понимать следствие, не осознавая причины, может привести к душевным страданиям. Поэтому я бы не рекомендовал Вам серьезно воспринимать умственные заключения, возникающие до достижения целостного восприятия всего. И отвечая на Ваш вопрос: ничего не было напрасно, все воспринятое было самым правильным и лучшим путем в никуда, иного «места назначения» нет, как нет лично для Вас иного Вашего пути. Это не значит, что все предопределено, это значит, что иначе быть не могло. Понимаете, что получается: нельзя не любить любое то, что сейчас происходит! Мы привычно стремимся чего-то достичь в иллюзии, не осознавая блаженства — уникальности текущей «трансформации сознания в сторону абсолютного состояния». В любом случае все вернутся в абсолютное состояние, но осознание такового при жизни — качественно улучшает ее восприятие. После осознания иллюзорности реальности не возникает обесценивания воспринимаемого, скорее, наоборот: текущее восприятие — единственное, что есть сейчас, прямо посреди вечности, и тогда ценность того, что воспринимаешь, вызывает восхищение, естественным образом происходит освобождение от страхов и привязанностей, вызывающих страдания. А по поводу потраченных на физику лет думаю так: возможно, именно ее изучение и понимание сейчас толкает Ваш разум на постижение большего. Так как все есть сознание, то и природу сознания можно постигать через все и любыми путями. Например, постепенно осознавая восприятие, настраиваясь на более тонкие диапазоны, и углубляясь в его источник. Или через физику как науку, которая, изучая свойства мельчайших частиц и их энергий, придет к пониманию сознательной основы всего воспринимаемого, в том числе и материи.
— Признаюсь: ты, Митя, очень сильно меня заинтриговал. Надеюсь, подскажешь мне, как развиваться в этом направлении?
Юноша коротко рассказал про дядю Леню и подробно описал первую предложенную им медитативную практику, после чего Илья Григорьевич спросил:
— Извини меня за скептицизм, но как это работает?
— Глубокая медитация по своей сути — это «забивание на все». Практикуя «забивание на все» в спокойных условиях, сознание постепенно привыкает к такому состоянию, и это «качество» постепенно настолько становится «твоим», что «ты без усилий естественным образом забиваешь на себя», и после этого «забиваешь» на «забивание на все»… Таким образом, самая важная и формирующая какие-либо соотношения — идея сознания «я», вокруг которой формируются все остальные важные идеи, — уже становится не так важна. Это освобождает сознание от «информационной зависимости», которая провоцируя переживание состояния неудовлетворенности, постоянно толкала на поиски чего-то лучшего. После такого освобождения восприятие жизни становится более легким.
— То есть задача этой практики — осознанно перестать что-либо воспринимать?
— Да, вы уловили суть, тогда происходит перенастройка персонального состояния сознания в сторону абсолютного состояния. По сути абсолютное состояние воспринимается как пустота без субъекта ее восприятия, а знаете, какое основное свойство пустоты, если попытаться описать концепцию ее восприятия?
— То, что в ней ничего нет? Или то, что у нее нет границ? — стал предполагать Илья Григорьевич.
— В принципе, да, но я бы сформулировал иначе: нигде и ничего не происходит. И чтобы приблизить сознание к абсолютному состоянию, во время медитации нужно максимально не внимать что-либо, будь то ощущения, мысли или какие-либо видения. Эдакое несоучастие в каких-либо восприятиях, как — «целенаправленное отключение» не только физических ощущений, но и какой-либо психической активности.
Илья Григорьевич заварил в подсобке чай, принес две налитые кружки, и они продолжили беседу. Митя рассказал о второй практике, предложенной покойным соседом, — «наблюдении темы своих мыслей». Выслушав методику выполнения и создаваемый эффект, педагог, снова с нотками скептицизма в голосе, задал уточняющий вопрос:
— Значит, такая практика избавит от бестолковых мыслей, повысит качественно содержание новых идей и поможет научиться создавать мыслительную тишину в голове?
Митя решил, что нужен небольшой сравнительный пример, и продолжил объяснять:
— Очень скоро после начала наблюдения за темами мыслей Вам станет очевиден «механизм ума» и его влияния на состояние, но, если интересно, я приведу короткий пример. Представьте: Вы выходите каждый день на улицу и воспринимаете «внешние объекты»: погоду, события, людей или что-то еще… Например, Вы увидели рассыпанный мусор прямо у подъезда, в голове сразу зазвучали мысли: «что за свиньи некоторые люди!», или «наверно, это тетя Тося со второго этажа рассыпала и не убрала за собой!», или что-то подобное в персональной редакции. Такие мысли возникают самостоятельно — как привычная реакция на воспринимаемые символы, и состояние сразу реагирует на эти мысли соответствующими эмоциями. И не важно, сделаете Вы что-либо по этому поводу или нет, Ваше состояние уже стало негативным. Получается, Вы — высокосознательное существо, не способны контролировать свои состояния, и если вся жизнь — это сплошная череда состояний, то как высоко можно оценить уровень сознания, не по своей воле ощущающего то — что неприятно? Так вот, практика «наблюдения тем своих мыслей» позволяет естественным образом освободить себя от спонтанно возникающих на различные символы негативных мыслей, так как большинство из них похожи и уже не раз осознавались, и поэтому — становятся неинтересными. Через некоторое время такой практики мысли перестают быть «функцией влияния объектов на состояние субъекта», и становятся просто полезным инструментом для взаимодействия в социуме.
Они проговорили почти до вечера, Илья Григорьевич иногда конспектировал что-то из практик, предлагаемых юношей. Митя также рассказал о способах «включать» желаемые состояния и стабильно в них пребывать.
(Дмитрий Гаун. из "Коронованный пустотой")
Если Вам нравятся публикации о - сознании, философии, психологии, эффективной саморегуляции, природе реальности и т.п. - подписывайтесь на канал, мотивируйте лайками, делитесь с друзьями и - ЖИВИТЕ СЧАСТЛИВО!
Статья - О БЕСКОНЕЧНОСТИ СОЗНАНИЯ.