Айна Гермогенова несколько лет работала аккаунт-менеджером в рекламных агентствах и однажды решила, что хочет сильнее погрузиться в аналитику. Ради интереса прошла курс по Data Science в Яндекс.Практикуме. Благодаря полученным знаниям начала участвовать в хакатонах, чтобы нарабатывать опыт, а в итоге стала выигрывать денежные призы и решилась на смену профессии. Айна рассказала, как ушла из рекламы в никуда и что из этого получилось.
Как любовь к математике привела меня в Data Science
Я закончила специалитет Московской международной высшей школы бизнеса и РАНХиГС по направлению «Менеджмент». Это совместная программа двух университетов. После института около пяти лет работала аккаунтом-менеджером в рекламных агентствах: Proximity (BBDO group), R:TA, Possible. Аккаунт-менеджер — это такой координатор хаоса, который выстраивает коммуникацию между клиентом и командой агентства, ставит задачи творческим и техническим специалистам. Он отвечает за успех проекта и контролирует его на каждом этапе.
Аналитика всегда была важной частью моих проектов. Я сдавала ежемесячные отчёты, отслеживала KPI и на их основе настраивала рекламные кампании в соцсетях. Со временем аналитики на разных рабочих проектах становилось всё больше. А поскольку мне всегда нравилась и хорошо давалась математика, я решила попробовать себя в сфере Big Data. Мне хотелось меньше координировать и больше считать.
Я начала учиться в Яндекс.Практикуме по направлению Data Science в начале пандемии. Тогда моя компания, как и все, перешла на удалёнку. Мне больше не нужно было тратить время на дорогу, так что у меня освободилась пара часов на учёбу и саморазвитие. Полгода я продолжала работать и учиться параллельно, а потом уволилась и взяла долгий отпуск — чтобы полностью погрузиться в учёбу и сосредоточиться на сдаче финального проекта.
Изначально я шла на курс, чтобы больше узнать про предмет, попробовать себя в Data Science и понять, насколько мне это интересно и подходит. А получилось так, что в процессе учёбы я только убедилась в том, что хочу сменить профессию.
Как заработать 200 евро за выходные
После завершения курса в Практикуме я искала способы дальше развивать полученные навыки. С этой целью я решила принять участие в хакатоне DataCrunch. Его организуют ребята из французской Школы программирования 42 (в России она называется «Школа 21»).
Поучаствовать в хакатоне может любой желающий. Мероприятие проводится каждые выходные: в пятницу выпускают набор данных, а уже вечером воскресенья подводят итоги. Входной порог на хакатон довольно простой. На мой взгляд, задания идеально подходят для начинающих: мы составляем прогнозы, чтобы определить, какие акции будут приносить доход, а потом на основе этой выборки акций строится инвестиционный портфель. Миссия проекта — создать открытый хеджевый фонд, управляемый дата-сайентистами. Приз за попадание в тройку лучших — 200 евро.
Во время хакатона можно пользоваться чем угодно, а сами участники могут общаться между собой — для этого создаётся чат в мессенджере Discord. В хакатоне мне больше всего пригодились спринты о машинном обучении и практические задания, которые мы выполняли на курсе, — непростые, надо сказать.
Я участвовала в хакатоне каждые выходные в течение месяца и трижды добиралась до первых строчек в таблице лидеров. А на выигранные деньги даже успела позагорать в Турции, пока её не закрыли.
Ещё один плюс хакатона, кроме опыта, — дружелюбное комьюнити, в котором уже состоят более 150 дата-сайентистов из 31 страны. Несмотря на то, что среди дата-сайентистов больше мужчин, особого отношения к себе я не заметила. А самое крутое — меня пригласили стать амбассадором хакатона в России. Моя главная задача — рассказывать о проекте и приглашать всех желающих поучаствовать.
Стоит ли участвовать в хакатонах
Мой совет тем, кто раздумывает, участвовать в хакатонах или нет, — определённо да! Как и со многими вещами в жизни, самое главное — начать. При выборе хакатона стоит исходить от предметной области, в которой хочется прокачаться. Мне, например, был интересен алгоритмический трейдинг и табличные данные. Кому-то могут нравиться задачи по компьютерному зрению в медицине — это одно из самых востребованных направлений.
DataCrunch привлёк меня своей непродолжительностью. Сейчас коммьюнити дата-сайентистов растёт, конкуренции на соревнованиях много, и, если хочется добиться результатов на больших конкурсах, то и времени нужно инвестировать много. А на такой хакатон, который длится выходные, ты приходишь, пробуешь и сразу видишь результаты. Идеальный формат, чтобы попробовать свои силы и получить моментальный фидбек.
Как развиваться после курса
На хакатоне я прокачала знания по предобработке данных и построению модели. После уютной платформы Яндекс.Практикума такая работа в поле мобилизует, помогает закрепить пройденный материал и искать новый, не оставаться на одной точке и расти. Главные бонусы для меня — тонна знаний и нового опыта, амбассадорство и возможность заработать.
После курса я рассылала резюме на джуниор-специалиста по Data-Science в крупные IT-компании и получала отказы из-за недостаточного практического опыта. Точнее, даже не отказы — меня просто игнорировали. Думаю, это отчасти связано с наплывом новых выпускников с разных курсов.
А вот после участия в хакатоне реакций стало больше, пусть и незначительно. Тогда же один знакомый дата-сайентист посоветовал мне создать свой pet-проект. Pet-проект — это личный проект разработчика или инженера, который делается для себя, чтобы потренироваться, пока нет рабочих проектов. Наличие таких проектов в портфолио увеличивает шансы при устройстве на работу.
Я последовала совету и разработала несложного телеграм-бота. По ощущениям, после его разработки ситуация с откликами улучшилась.
Сейчас я изучаю новый алгоритм, чтобы улучшить предсказания своего бота. Параллельно прохожу собеседования в нескольких компаниях. В ближайшее время рассчитываю устроиться работать по новой специальности.
Я в любом случае хочу развиваться в Data Science. Сейчас в мире как никогда много данных, в особенности персональной информации. Мне интересно увидеть, как подходы к работе с данными гигантов вроде Google и Netflix будут распространяться и на другие индустрии. Хочу быть в эпицентре этих изменений.
Памятка: что нужно для участия в первом хакатоне
- Знания. Главное, чтобы их было достаточно, чтобы преодолеть входной порог соревнования, потому что не все хакатоны рассчитаны на новичков. Лучше начинать с локальных нишевых мероприятий, а не с международных соревнований, чтобы не затеряться в бесконечном списке участников и получить достаточно внимания и помощи от менторов.
В Яндекс.Практикуме регулярно проводят хакатоны для студентов и выпускников, рассчитанные на те знания, которые они получили на курсе. Например, на последнем хакатоне ребята за 24 часа пробовали разработать функциональный прототип системы, которая предоставила бы возможность просмотра ключевых метрик в режиме реального времени для прогнозирования и оптимизации бизнес-процессов.
- Интересная тема. Чтобы хватило мотивации довести проект до конца, важно выбирать темы, в которых было бы интересно разобраться и получить дополнительный опыт.
- Команда. Не всегда есть возможность поучаствовать в хакатоне в одиночку, чаще всего для участия нужна команда. Для первого хакатона лучше заранее собрать команду из знакомых или однокурсников. Во-первых, в сплочённой команде будет проще реализовать задумку, во-вторых, одиночек без опыта редко приглашают присоединиться к уже существующим командам.
- Подготовка. Перед стартом лучше посоветоваться с опытными участниками хакатонов или старшими коллегами: какие технологии использовать и как лучше подойти к решению задачи.
В Практикуме можно обратиться к выпускному сообществу за помощью в подготовке к хакатону. Например, попробовать решить аналогичную задачу вместе с более опытными выпускниками и наставниками, которые уже участвовали в хакатонах.