Давно замечено, что большая часть так называемых "блатных" песен написана людьми интеллигентными, никогда не сидевшими в тюрьме. Вспомнить хотя бы «Материк» Александра Городницкого.
Или вот «Пиковая дама» («Кралечка вразрез»). Многие ее считают «старой арестантской». Между тем она возникла в конце 50-х годов и была написана профессиональными поэтом и композитором.
На Одесской киностудии снимался фильм «Страницы былого». По сюжету в картине должно было прозвучать три песни, сочинением которых занимались композитор Андрей Эшпай и поэт Владимир Карпеко.
Две песни сложились быстро, а вот третья, которую должен был исполнять хулиган Яшка Пятачок, никак не получалась убедительной. Режиссер забраковал один за другим штук шесть вариантов. Расстроенные соавторы пошли прогуляться по Одессе. В небольшом скверике они заметили компанию парней криминального вида: в кепках-восьмиклинках, тельняшках, со сверкающими рандолевыми фиксами, отчаянно резавшихся в карты. Один из игроков вдруг яростно выругался: «Чтоб тебе! Опять кралечка вразрез!». Это выражение на жаргоне картежников означает ситуацию, когда дама при раздаче оказывается между двух тузов.
«Скорее! – потянул за рукав композитора поэт. – Песня готова! Надо только успеть записать!» Фраза неизвестного одессита послужила как бы спусковым крючком для вдохновения, и песня была готова буквально через час.
Два туза, а между
Кралечка вразрез,
Я имел надежду,
А теперь я без.
Ах, какая драма,
Пиковая дама,
Всю ты жизнь испортила мою.
А теперь я бедный,
И худой, и бледный,
Здесь, на Дерибасовской, стою.
Девочки любили,
А теперь их нет,
И монеты были,
Нет теперь монет.
Ах, какая драма,
Пиковая дали
Всю ты жизнь испортила мою,
А теперь я бедный,
И худой, и медный,
Здесь, на Дерибасовской, стою.
Мальчики, на девочек
Не кидайте глаз,
Все, что вы имели,
Вытряхнут из вас,
Ах, какая драма,
Пиковая дама,
Всю ты жизнь испортила мою.
А теперь я бедный,
И худой, и бледный,
Здесь, на Дерибасовской, стою.
Картина имела успех, и песня быстро стала популярной в криминальных кругах Одессы, правда, в усеченном вариант – без последнего куплета.
Прошел год, и Владимир Карпеко снова приехал по делам в Одессу. Поздним вечером, когда он возвращался с киностудии в гостиницу, дорогу ему преградили трое амбалов:
– Дядя! Пиджачок не жмет? А часы не мешают? Мы-таки избавим вас от этих хлопот! Скидывай все сюда! Позвольте поухаживать!
Однако поэт – фронтовик-краснофлотец – не растерялся:
– Ребята, меня нельзя раздевать. Я ваш гимн написал.
Бандиты оторопели:
– Это какой? «Сижу на нарах как король на именинах»?
– Нет. «Кралечка вразрез».
– Кому фуфло толкаешь, шляпа?! «Кралечку» он написал! А Гимн Советского Союза тоже ты написал?
– Так я докажу, – пошел ва-банк автор. – Вы знаете два куплета, а в песне их три.
И исполнил третий куплет – про девочек.
Бандиты поверили ему: не может же человек с ходу взять и сочинить недостающие строчки.
– Ладно, мужик, пойдешь с нами, – приказал старший.
Запутанным путем по темным дворикам Карпеко привели «на малину». Поэт увидел богато уставленный стол, во главе которого сидел симпатичный мужчина лет тридцати в элегантном костюме. На лацкане пиджака красовался университетский значок.
Карпеко было велено исполнить его знаменитую песню, которую урки считали «своей». А потом усадили за стол, как дорогого гостя. Поздней ночью «Коська» - пахан распорядился проводить дорогого гостя до гостиницы. Прощаясь, один и провожатых наклонился к поэту и прошептал:
– Коська велел тебе сегодня вечером с шести до семи гулять по Дерибасовской.
Предвкушая продолжение ночного приключения, Карпеко так и поступил. Ровно в семь к нему подошел Коська собственной персоной, одетый с головы до ног во все белое и даже со свежей белой розой в петлице. Светски поприветствовав знакомого, он произнес: «Теперь ты можешь ходить по Одессе в любое время дня и ночи. Тебя никто не тронет. Мы тебя показали».
Слово пахана оказалось твердым.
Песня стала уголовным фольклором и обросла вариациями и дополнительными куплетами. Звучала в исполнении Аркадия Северного, Саши Комара, Владислава Медяника и Леонида Коржова.
В книге «Блатные песни» (Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2001 г.) приведен вот такой вариант:
Два туза, а между –
Кралечка вразрез.
Я имел надежду,
А теперь я – без.
Припев:
Ах, какая драма -
Пиковая дама,
Ты мне жизнь испортила навек!
И теперь я бедный,
И худой, и бледный,
Никому не нужный человек.
Мальчики, на девочек
Не бросайте глаз:
Все, что в вас звенело,
Вытряхнут из вас.
Припев:
Ах, какая драма –
Пиковая дама,
Ты всю жизнь испортила мою!
И теперь я, бедный,
И худой, и бледный,
Здесь, на Дерибасовской стою.
Девочки забыли,
И теперь их нет.
Ии монеты были -
Нет теперь монет.
Припев.
Дамочка, взгляните -
Я у ваших ног!
Впрочем, разрешите
Мне ваш кошелек.
Припев.
Пиковая дама,
В клеточку окно.
Говорила мама:
Не ходи в кино.
Припев.
Если бы послушал
Мамочку малец,
Я б сейчас не кушал
Этот баландец.
Припев.
Девочка на воле,
А я сижу в тюрьме,
И мечтаю вскоре
Видеть их во сне.
Припев.
Вот промчались годы -
И последний шмон.
Выйду на свободу,
Выжатый лимон.
Припев.
Два туза, а между –
Кралечка вразрез… и т.д.