Планы Турции по строительству нового канала вызвали, как минимум, удивление не только в соседних странах, но и в государствах, активно осуществляющих морские перевозки.
О серьезности намерений турецкой стороны говорит тот факт, что официальное заявление поступило лично от президента Эрдогана.
Возникают вполне закономерные вопросы. Какой статус будет у нового канала? Предусмотрено ли распространение на него положений Конвенции Монтрё?
Указанная Конвенция, вступившая в силу в 1936 году, фактически явилась подтверждением суверенитета турецкого государства над Дарданеллами и Босфором.
От Турции требовалось соблюдение всех без исключения принципов, предусмотренных международным морским правом.
Следует отметить! Согласно Конвенции Монтрё, военные суда также могут пересекать оба пролива. Однако, действует запрет на перемещение по ним авианосцев.
Поскольку для России стратегически важен черноморский регион и государство строго придерживается указанной Конвенции, были построены суда категории ТАВКР, не являющиеся авианосцами в прямом понимании.
Такой вариант давал возможность свободного прохождения российским авианосным судам по Босфору и Дарданеллам без нарушения Конвенции. Следует отметить, такая необходимость возникала лишь дважды с 1936 года.
Впервые это произошло после распада СССР. В 1991 году, после раздела Черноморского флота, потребовалось возвращение «Адмирала Кузнецова» в РФ. Судну следовало добраться до Северодвинска. Турецкая сторона не препятствовала прохождению Босфора.
Второй раз это произошло в 1998 году после заключения с Китаем договора о продаже «Варяга». Это судно было авианосцем по факту. Однако, в момент покупки китайцами корабль пребывал в недостроенном состоянии. Он не мог передвигаться на собственном ходу. Использовались буксиры.
Возникли юридические коллизии, как именно классифицировать «Варяг». Переговоры с турками продолжались в течение 16 месяцев. Лишь по истечении этого строка было получено разрешение на прохождение «Варягом» Босфора.
Если на территорию нового канала не будет распространяться Конвенция Монтрё и его смогут пересекать военные суда любых типов, в том числе авианосцы, возникает еще один актуальный вопрос.
Нужен ли ТАВКР в таком случае России? В настоящий момент на «Адмирале Кузнецове» предусмотрена масштабная модернизация. Однако, оправданы ли такие расходы?
Что вы думаете по этому поводу? Ждем ваши ответы в комментариях.