Всем Здравствуйте!
В этой статье рассмотрим устройство и принцип работы стартера. Для многих это устройство тёмное пятно и не все понимают как всё должно работать, хотя там и нет ничего сложного, ну если конечно во всём разобраться. Сразу прошу прощения у людей с техническим образованием за то что буду мало использовать общепринятых терминов, а постараюсь объяснить всё простыми словами, так как думаю что это позволит разобраться большему колличеству людей.
Стартер - это устройство, которое запускает двигатель, он работает именно в момент запуска двигателя пока вы держите ключ зажигания в положении "старт" (третье положение), а в остальное время он не работает и не должен. По сути это электродвигатель постоянного тока в сборке со втягивающим реле, которое с помощью обгонной муфты (бендэкса) вводит этот электродвигатель в зацепление с маховиком двигателя внутреннего сгорания и запускает его, заставляя вращаться маховик. Разберём его устройство подробнее.
По устройству стартеры различных марок конечно же разные, но у всех есть схожие основные узлы. Внешне стартеры выглядят вот так:
Электродвигатель может передовать вращение на бендэкс напрямую или через редуктор. Чтобы электродвигатель работал ему нужно возбуждение, и по способу возбуждения в нём могут быть постоянные магниты либо обмотки возбуждения. Вот как стартер выглядит внутри:
Теперь рассмотрим как это работает. В качестве примера возмём неже приведенную схему стартера с последовательным возбуждением. Зесь вокруг полюсного наконечника намотана обмотка возбуждения, а на схеме обмотка нарисована рядом с полюсным наконечником для наглядности. Полюсной наконечник - это кусок железа, когда по обмотке протекает ток, то этот кусок железа какбы становится магнитом и, грубо говоря, создаёт магнитное поле с которым взаимодействует ток, протекающий по обмотке якоря и происходит вращение этого якоря. Вот простейшая электрическая схема стартера (кстати, это схема с последовательным возбуждением, так как ток идет сначала по обмотке возбуждения. а затем через щетки по обмотке якоря) :
Как видно по схеме в точке В постоянно присутствует плюс от аккумулятора. При замыкании контакта замка зажигания ( это положение "старт" или третье положение) подаётся плюс в точку S и питание попадает на втягивающую и удерживающую обмотки втягивающего реле. Втягивающая обмотка заставляет реле втянуть якорь и передаёт плюс на точку М. Далее ток продолжает протекать по удерживающей обмотке, тем самым удерживая контакт реле замкнутым. Как вы заметили втягивающая обмотка больше удерживающей, так как для того чтобы втянуть плунжер и выдвинуть вилкой бендэкс нужно больше энергии, чем потом просто держать всё это в данном положении. Когда контакт замкнут, точки В и М соеденены и на втягивающей обмотке с двух сторон присутствует плюс и, соответственно, она не работает(так как для работы нужен плюс с одной стороны и минус с другой). Всё держит удерживающая обмотка.
Далее ток от точки М протекает через обмотку возбуждения, создовая магнитное поле на полюсном наконечнике, и через щетки попадает на обмотки якоря и, взаимодействуя с магнитным полем полюсного наконечника, заставляет вращаться якорь.
Если стартер с возбуждением от постоянных магнитов, то разница лишь в том, что вместо обмотки возбуждения и полюсного наконечника установлен магнит и ток от точки М идет сразу на обмотку якоря, которая, взаимодействуя с магнитным полем постоянного магнита заставляет вращаться якорь.
После того как вы отпустили ключ зажигания, В точке S пропадает плюс и удерживающая обмотка обесточивается и пружина возвращает плунжер в исходное состояние. При этом контакт между точками В и М разрывается и прекращается подача питания на электродвигатель. Также плунжер при помощи вилки выводит бендэкс из зацепления с маховиком двигателя. Бендэкс или обгонная муфта служит для того, что бы, когда двигатель запускается и маховик вращается быстрее чем электродвигатель стартера, не произошло разрушение стартера. Именно это и происходит, когда по причине выхода из строя замка зажигания или других управляющих устройств, плюс в точке S не пропадает и стартер работает одновременно с двигателем внутреннего сгорания.
Схема возбуждения электродвигателя может быть ещё паралельной и смешаной, это придумали для того, чтобы добиться от электродвигателя каких-то характеристик, например мощности, крутящего момента и т.д., но это уже предмет "Электрические машины" и мы в эти дебри лезть не будем, да оно вам и не надо.
Теперь вы знаете что такое и как работает стартер, а в следующей статье я расскажу о методах его проверки и диагностики.
На этом всё. Если было интересно, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить. С удовольствием прочитаю Ваши коментарии. Если что-то не понятно - задавайте вопросы, постараюсь помочь.
Всем добра и удачи на дорогах!