Чемпионат Европы по футболу в самом разгаре... Десятки тысяч фанатов смотрят футбольные матчи на огромных стадионах. Миллионы телезрителей следят за тем, как два десятка взрослых мужчин пинают (балду) мяч на экранах телевизоров. Ведутся ожесточенные споры (о том, кто у кого выиграет и почему), делаются ставки, рекой льется пи-во...
Среди сонма футбольных болельщиков, совершенно очевидно, находятся православные христиане: миряне, чтецы, диаконы, священники (аффтор). Они тоже наблюдают за футбольными баталиями: горячо обсуждают игру, болеют за (Россию) ту или другую команду, волнуются, переживают...
Но вот вопрос: можно ли им (православным христианам) это делать? Могут ли они (христиане) играть в футбол? Или просто наблюдать за игрой, то есть "болеть"? Ведь известный оптинский старец Варсонофий (Плиханков) высказывался о футболе очень негативно. Он даже ассоциировал этот вид спорта с гипнозом. Вот высказывание святого:
"Гипноз – злая, не – христианская сила… Точно также вновь появившаяся игра футбол... Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохие" (цит. по книге И. М. Концевича "Оптина пустынь и ее время").
Значит ли это, что футбол - это игра от диавола? Давайте разбираться...
Начнем, пожалуй, с феномена игры. В Большой Советской Энциклопедии игра определяется, как "тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе". Иначе говоря, игра не является продуктом и не имеет онтологического мотива (не является жизненно необходимой). Ее единственная цель - это она сама, как замена (воплощение, профанация, сакрализация и что угодно) реальной жизни (отсюда известный афоризм - "вся наша жизнь - игра"). Слепому ясно, что человек без игры жить не может. Играют дети и взрослые (в том числе и обучаясь). Играют педагоги, играют спортсмены.
Спортивные игры характеризуются наличием правил, двигательной активностью, взаимодействием с партнерами, соревновательностью и сильным психоэмоциональным воздействием. Эти игры строятся на противоборстве двух (или более) команд, стремящихся к завоеванию некоего приза (медали, кубка, лаврового венка, славы или внимания).
В Библии однозначно позитивную оценку получает игра на музыкальных инструментах. Ибо играет на гуслях (псалтири) святой царь и пророк Давид (1Цар.16:23). Играют (пред Господом) на цитрах, тимпанах, систрах сыны Израилевы - профессиональные храмовые музыканты (2Цар.6:5). Одобряются детские (Ис.11:8) и юношеские игры (Зах.8:5). "Благословляются" даже любовные игры (правда, между мужем и женой), поскольку в Книге Бытия читаем, как Авимелех, царь Филистимский, увидел в окно, как "Исаак играет с Ревеккою, женою своею" (Быт.26:8).
Что касается спорта вообще (и спортивных игр в частности), то он, по сути, получает в Библии негативную оценку. Мы узнаем об этом из 1 послания к Коринфянам святого апостола Павла. В этом послании Павел говорит о награде, ожидающей христианина (апостола, благовестника, проповедника, любого верного). Эта награда, по мысли апостола, есть нетленный венец (1Кор.9:25). Под нетленным венцом апостол понимает не тленный лавровый венок (получить который желали легкоатлеты в Древней Греции и в Древнем Риме), но сияние святости, которое достигается путем строгой аскезы. Иначе говоря, нетленный венец - это такой золотой нимб, который сейчас изображается на иконах святых.
Чтобы получить нетленный венец (спасение, обожение) христианин должен усмирять и порабощать свое тело (1Кор.9:27). Он должен бежать к спасению так же, как это делают на ристалище (стадионе) атлеты-бегуны. Причем, не делать вид, что бежит; но именно бежать, прилагая все силы, чтобы обогнать всех и получить желанную пальмовую ветвь победителя.
В этом контексте спорт (понимаемый, как самоцель) приобретает у апостола Павла значение ложной цели в иерархии духовных ценностей. Ведь эта культура, служащая земным целям, не приводит человека к Богу. Она приводит его к "тленному венцу", который сегодня есть, а завтра - нет.
То есть в богословии апостола Павла подвиг духовный (аскеза) и подвиг телесный (спорт) противопоставляются друг другу по целевой установке. Ибо языческий атлет стремится получить тленный венец. А христианин - нетленный. Хорошо говорит о двух венцах святитель Феофан Затворник:
"Апостол говорит: видите, как хлопочут и усиливаются; из-за чего? – Чтоб получить венец, который завтра уже будет никуда негож. Сравните с этим то, что нам обетовано, и рассудите, сколь больше должно быть у нас напряжения и труда и заботы. Венец наш превосходнее того не тем только, что неистленен, когда тот тленен, но и тем, что нашему цены нет по его высоте и добротности. И этому тоже цены нет, но по его ничтожности". (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном)..
Таким образом, главная цель христианина (не язычника) соотносится, конечно же, не со спортом, но со стяжанием благодати Святого Духа, которая и освящает; с обожением. Не случайно апостол Петр говорит, что мы живем, чтобы стать "причастниками Божеского естества" (2Пет.1:4).
Значит ли это теперь, что футбол - это "злая" и "не христианская сила", как говорит преподобный Варсонофий Оптинский? В этом вопросе все зависит от восприятия и целеустановок... Думаем, что нет, если только футбол не воспринимается самоцелью, заменяющей человеку стремление в Царство Небесное. Если футбол - это просто культура тела. Если он не мешает читать Писание и молиться. Если из-за футбола, который идет вечером, не пропускается вечернее богослужение.
И думаем, что да, если человек начинает жить футболом, если футбол делается смыслом его жизни. Если "символом веры" человека становятся известные лозунги: "Живи футболом", "Команда превыше всего", "Большие достижения требуют больших жертв", "Ты сегодня все оставил на поле?", "Отдай меня "Мы", "Будущее сейчас", "Больше,чем игра" и др. Наконец, если футбол не становится суррогатом религии, где вместо богов - футбольные клубы (сборные), вместо крестиков - футбольные шарфы и другая атрибутика, вместо храмов - стадионы, вместо священников - игроки, а вместо причастия - горячительные напитки...
Так, значит, христианам при известных условиях все-таки можно играть футбол и смотреть его по телевизору? Хм... Скажу так, что этот вопрос каждый верный должен решить для себя сам. Еще замечу, что тот же апостол Павел в принципе не отрицал пользы физических упражнений.
В послании к Тимофею он говорил так: "Телесное упражнение мало полезно (жирный шрифт - наш), а благочестие на все полезно" (1Тим.4:8). Это значит, что апостол видел определенную пользу не только в благочестии, но и в телесных упражнениях, то есть в спорте как таковом. Очень возможно (высказываю предположение), что пребывая в Коринфе, Павел сам посещал знаменитые Истмийские игры, которые проводились там каждые два года. Иначе откуда бы взялся в послании Павла к коринфянам красивый образ легкоатлета, бегущего за тленным венцом...
И еще один момент. Есть замечательный латинский афоризм: "Suis quaeque temporibus". Это значит: "Всему свое время". Иначе говоря, мне кажется, что играть в футбол хорошо детям, подросткам и молодым людям. Ибо им нужно выплеснуть куда-то энергию, занять себя (чтобы не быть уловленными многоразличными соблазнами мира сего). Но людям взрослым, которым далеко за 30, полагаю, пора думать о чем-то более серьезном, чем погоня за кожаным мячом (мячом для тенниса, биллиардным шаром и т .п.). Ведь погоня за этим мячом не является жизненно необходимой. Она не есть продукт. Она есть только игра.... А от игры, как говорит духовник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря схиархимандрит Иона (Игнатенко), хлеба не будет:
"Это играют маленькие дети, а взрослым не надо играть... А что эта игра дает толку? Дьявол говорит, я вам дам игру, только чтобы вы не молились: футбол - шарик, волейбол - шарик, теннис - шарик, бильярд - шарик... Игра есть шарик. Нате вам шарик, катайте этот шарик, только не молитесь Богу" .
Таким образом, констатируем следующий факт: при разумной целеустановке (то есть при признании венца нетленного высшей духовной ценностью) футбол (как и любой другой вид спорта) никак не может быть "от диавола". Но при превращении футбола в смысл жизни, в единую мировую религию, он (футбол) от диавола,, конечно, уже исходит.
А что думаете о футболе вы, дорогие читатели? Можно ли клирикам РПЦ играть в футбол или же это занятие только для детей? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если, конечно, статья вам понравилась) и, конечно же, подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Кто такой Антихрист и откуда он выйдет: читаем Писание и святых отцов
Какими ложными чудесами Антихрист будет прельщать людей? (Откр.13)
Отец Федор Конюхов - художник? Рассматриваем картины мастера
Царь Николай II: святой или нет? История одного обращения
Как диавол из чистого херувима стал нечистым духом с хвостом: читаем Писание...