Уважаемые взрослые! Если Вы заметили, что у Вашего ребенка есть трудности произнесения звука [Ш] - эта статья для Вас. Прежде чем требовать от ребенка красивого и четкого произнесения звука [Ш], ПОПРОБУЙТЕ произнести его, уперев кончик языка в основания нижних резцов. А может быть у Вас получится красивый звук, если кончик языка будет находиться между передними резцами? НЕ ПОЛУЧИТСЯ.
Часто дети произносят этот звук именно так. При таком положении органов артикуляции произнести правильно звук [Ш] - НЕВОЗМОЖНО.
У звука [Ш] ЕСТЬ СЕКРЕТЫ правильного произношения.
В норме каждый звук появляется в определённый возрастной период. Для звука [Ш] это период с 3-х до 5-ти лет. Появление звука на уровне нижней границы, это повод для радости, а отсутствие звука на уровне верхней границы – повод для беспокойства и обращения к логопеду....
Чудес не бывает.
Сначала, на диагностическом этапе, учитель -логопед выявляет причины и характер нарушения. При необходимости советует посетить стоматолога, ортодонта, возможно даже невролога.
Чтобы нарушенный или отсутствующий звук появился, необходима готовность всех компонентов, обеспечивающих этот процесс. Эта задача решается на подготовительном этапе. На этом этапе учитель – логопед работает над:
- развитием фонематического слуха, ребенок учится слышать звук, выделять его среди других звуков и в словах;
- формированием правильного речевого дыхания, которое формируется в процессе выполнения дыхательной гимнастики;
- подготовкой мышц артикуляционного аппарата с помощью специального комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.
Если подготовка прошла полноценно, то этап постановки или вызывания звука по подражанию будет успешен.
Звук появился, но работа еще не закончена. Впереди этап автоматизации. Сначала отдельного, изолированного звука, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Автоматизация изолированного звука [Ш], следующий за его постановкой этап, которым нельзя пренебрегать. Этот этап с одной стороны закрепляет успех предыдущей работы, а с другой характеризует степень ее завершенности и позволяет выработать автоматическое произнесение звука, т.е. умение быстро, не задумываясь правильно его произносить при необходимости. И только потом можно автоматизировать звук в различных сочетания звуков в слогах, словах …
Поддержка интереса и положительного отношения к занятиям.
Несмотря на то, что постановка и автоматизация звуков требует от ребенка терпения, усилий, сосредоточенности на конечном результате, необходимо учитывать тот факт, что основным видом деятельности дошкольника является игровая деятельность.
Поэтому, наиболее эффективными, не вызывающими отрицательные эмоции будут задания, содержащие игровые элементы, сюрпризные моменты, возможность озвучить героя. Очень важным на этапе автоматизации звуков является ненавязчивый контроль со стороны взрослых.
И волшебные слова:
- ⁃ Давай вместе…
- ⁃ А у меня правильно получается ...?
- ⁃ Покажи еще раз как надо…
Это те слова, которые помогут взрослому включить ребенка в работу незаметно для него самого... Предлагаем Вам видео «Веселые истории». Используйте его в работе по автоматизации изолированного звука [Ш] и ваши занятия будут интересными и продуктивными. Желаем успеха!