На катере через половину России
Второй день нашего путешествия начался в три утра 11-го июня.
Я за рулём, экипаж отдыхает на Волге благодать, мы прошли все Саратовские дебри и теперь идём ориентируясь на буи, контролируя маршрут по Навигационному приложению Навионикс. Так ходить значительно проще, и я немного расслабляюсь.
День сегодня будет непростым, нам нужно дойти до Балаково, пройти там шлюз и выйти в Саратовское водохранилище, пройти сколько удасться и встать на якорь на ночёвку, но это всё будет ещё не скоро, пока можно просто получать удовольствие от реки. А посмотреть есть на что, в Саратовских протоках вовсю бьёт жерех, мы попробовали его ловить, но парусность катера и непонятность управления не позволили нам встать так, как нужно.
Ну и пусть его, наловим ещё.
На реке оживлённо, рыбаки бороздят Волжские просторы на своих утлых судёнышках, которые совсем недавно казались мне мощным кораблями. У меня складывается устойчивое мнение о том, что правила управления маломерными судами для них вообще ничего не значат, а скорее всего они их просто никогда не читали. Но это ничего, на реке почти нет судоходства, большие суда нам пока не встречались.
Постепенно на открытую палубу поднимаются искусанные комарами, хмельные, помятые, но бодрые члены экипажа. Завтрак готовить никто не хочет, завариваются Дошираки, открывается первая бутылка и речная прогулка превращается в разгулку. Я пока ничего не контролирую, только заставляю всех убирать за собой, мыть посуду и гадить на Принцессе
В походе я не пью вообще, хотя в обычной жизни выпить не дурак, но здесь у меня гипер ответственность, и пока Евгений Морозов управляет судном, я занимаюсь обще судовыми и хозяйственными вопросами.
Перво наперво нужно обеспечить достойные средства для борьбы с комарами. Сделать это оказалось не так легко, старые сетки оставляют щели, новые не держаться и я совершаю первую глупость в этом походе, приклеиваю сетки прямо к палубе скотчем. Это кардинальная ошибка, я до сих пор никак не могу оттереть этот злодейский скотч и моя белоснежная палуба покрывается чёрными следами.
Второе моё ноу хау - стирка полотенец. На катере много небольших полотенец и учитывая время провождение экипажа, они очень быстро становятся грязными. Мы с Евгением придумали для них быстро возводимую стиральную машину. Один конец верёвки мы закрепили на утке, а на втором, петлёй крепим полотенца, после чего эта связка отправляется за борт и полощется там в речной водичке. Если добавить немного порошка, то процесс очень похож на стирку в обычной стиральной машине и через час - другой полотенца становятся идеально - чистыми. Времени у нас хоть отбавляй и наши полотенца стираются постоянно.
Снова за руль, мы с Евгением решили, что будем нести ходовую вахту по два часа, наша разгульная команда залегла отдохнуть, а мы проводим ревизию припасов. Всё плохо, еды почти нет, одна водка. Начинаем грустить, но тут просыпается Юрий Николаевич и решает нас порадовать яичницей, но не тут то было, масла то продуктовая команда не закупила. Этот факт нашего кока не пугает и он жарит прекрасную, вкуснейшую яичницу на колбасе. Вкусно и питательно, а главное горячо, теперь можно и поспать.
Спится на ходу прекрасно, шум двигателя практически не слышен, в люк задувает свежий речной ветерочек, волны нежно качают мой корабль и я спокойно ухожу в сон. Сны снятся яркие, какие то немного волнительные, цветные и беспокойные. Видимо я здорово переживаю.
Проснулся, выхожу на мостик, смотрю в экран Навионикса и вижу, что Принцесса неуклонно приближается к Балаковскому шлюзу. Я начинаю отчаянно волноваться и мне пора сделать лирическое отступление от рассказа.
В период индустриализации страна отчаянно нуждалась в электричестве и на Волге был построен целый каскад Гидроэлектростанций. Волгоградская ГЭС, Саратовская ГЭС, Куйбышевская ГЭС, Чебоксарская ГЭС, Горьковская ГЭС и Рыбинская ГЭС надёжно перегородили реку своими бетонными плотинами.
Гидроэлектростанция устроена несложно, плотина перегораживает реку и вода образует искусственное море - Водохранилище. Уровень водохранилища на несколько метров выше, чем уровень реки после плотины, и за счёт этого создаётся давление воды, которое используется, как движитель для лопаток турбин Гидроэлектростанции. Каждая такая станция имеет несколько гидро агрегатов, постоянно вырабатывающих электроэнергию и это хорошо. Кроме этого строительство плотин позволило поднять уровень реки, что положительно повлияло на судоходство и это тоже хорошо.
Теперь о плохом: гидроэлектростанции убили рыбу в реке, и если, когда то, в Волжских водах обитали осетры и белуги, некоторые из которых весили немногим меньше тонны, то теперь их нет вообще.
Фермы и другие хозяйственные постройки находящиеся на местах нынешних водохранилищ подарили нам селитёрную рыбу.
В водохранилищах слабое течение и вода там зацветает уже в июле. Купаться в ней противно, она плохо пахнет и не радует взгляд.
Определить сейчас: правильно ли была построена система ГЭС не представляется возможным, но есть мнение о том, что каждый киловатт электроэнергии вырабатываемой Волжской ГЭС в Волгограде обходится стране в баночку чёрной икры.
И вот мы подходим к такой ГЭС в Балаково Саратовской области. Пейзаж меняется на индустриальный и мы входим в судоходных канал, который приведёт нас прямо к камере шлюза. Пора приступать к переговорам с диспетчером.
Я глобально изучал этот вопрос в сети, просмотрел кучу видео и прочитал массу статей, но ни одна из них полностью не ответила на мой вопрос и я чувствую себя немного неуверенно, беря в руки рацию.
На реке все переговоры осуществляются по радио связи, мы использовали два канала 5-й - для переговоров с другими судами, правда разговаривать с нами никто не стал бы, да и повода то не было особого, а вот третий канал речной радиостанции используется для связи с Диспетчером шлюза. Это самый главный человек в шлюзе, с ним нельзя спорить и ругаться, говорят, что особо мстительные диспетчеры могут связаться со своими коллегами на реке и Вас просто не пропустят через следующий шлюз если вы нагрубили или повели себя как то не так. Забегая вперёд скажу, что радиостанцию на катере иметь в общем то не обязательно, с диспетчером можно связаться и по обычному мобильному телефону. Но для меня это как то не комильфо, всё должно быть именно по речному.
Все речные объекты имеют свои позывные, у Балаковского шлюза позывной "Балаково-4", Ваш позывной: - это номер или название Вашего судна.
Ваша связь с диспетчером должна происходить следующим образом: Вы: - Балаково 4, ответьте катеру Р09-83СЖ, у нас же было просто Диспетчеру шлюза Балакова от катера Р09-83СЖ. В принципе ничего страшного, но диспетчер сразу понимает идут Чайники. Диспетчер отвечает "Слушаю", в этот момент Вы должны доложиться ему следующим образом: Катер Р09-83СЖ, длина 10 метров, ширина 2,8, на борту 5 человек, детей нет, все в жилетах, якоря закреплены по походному, капитан Юрий Павлович Бажан. Идём Саратов - Нижний Новгород, подходим к нижнему бьефу, просим шлюзования. Этого обычно хватает, но вот в Тольятти у меня спрашивали ещё прописку и номер телефона, в Чебоксарах и Балаково хватило обычного доклада, то есть у них есть какие то ещё свои внутренние правила.
Можно ещё запросить возможность швартовки каким либо бортом. Если у Вас например кранцы и шлюзовой швартов закреплены на левом борту просите шлюзование левым бортом, но правда могут и не разрешить, в Чебоксарах нам пришлось перевязывать всё на правый борт.
Следующий момент, который Вы должны учитывать при подходе, это Ваше местоположение относительно шлюза. Теоретически по Правилам судоходства вы должны связаться с диспетчером за час до подхода к шлюзу, на практике лучше объявляться когда Вы находитесь в прямой видимости у диспетчера. В Балаково мы встали далеко от Вышки диспетчера и она решила, что нам ещё час идти и пригласила нас на шлюзование примерно через полтора часа после доклада, хотя шлюз был пустой и открытый.
Ну и вот, диспетчер говорит ожидайте, мы встаём на якорь, а вокруг лето, распогодилось, народ рыбу ловит купается, туда сюда носятся катера и моторные лодки, в общем жизнь кипит. Я немного успокоился в принципе пока ничего страшного не происходит, стоим стоим, а нас не зовут. Может быть забыли?
Мы как дураки в жилетах паримся, до шлюза примерно километр, забили на всё, разделись и Евгений, главный рулевой решил пойти посетить гальюн и только, только он присел, как рация ожила.
-Катер! Какой там у Вас номер, заходите в шлюз швартовка левым бортом к девятому рыму!
Рым это такой поплавок с крюком, он находится в стенке шлюза и ездит вверх вниз вместе с водой и судном, которое к нему пришвартовано. Стенки шлюза из серого бетона, а рымы выкрашены яркой красной краской, только крюк и номер рыма закрашены белым, ну никак уж тут не промахнуться.
Я забегал, давай якорь поднимать, мотор заводить, кричу Евгений давай скорее, он там бедный торопится, я бегаю как белочка по палубе, вяжу кранцы и готовлю швартов в общем состояние близкое к панике.
Но тут всё налаживается, Евгений у Штурвала, я на палубе, Юрий Николаевич готов крепить второй конец швартова, Принцесса бодро идёт в шлюз на своё первое в жизни шлюзование, дальше Балакова предыдущий хозяин не ходил.
Я чуть чуть расслабляюсь и тут начинается шоу, по другому просто не скажешь. Мы ещё до конца не освоились с управлением, а тут сильный отжимной ветер отталкивает нас от стенки шлюза, Евгений с ним безуспешно борется и мы пролетаем мимо нужного рыма, пытаемся пятиться задом, но не тут то было, снова этот рым проплывает мимо нас, не хвататет всего лишь чуть чуть, даём вперёд и Принцессу разворачивает прямо поперёк шлюза.
Меня начинает захёстывать волна отчаяния, мне кажется, что всё, жизнь закончилась, мы позорно не можем пришвартоваться, и, похоже, что оставаться нам в этой Саратовской области навсегда.
Но не тут то было, Евгений включил всё самообладание, вышел из шлюза и зашёл снова. Мы как партизаны прокрались по стеночке и зацепились таки за этот девятый рым. Представляю, как веселилась добрая женщина, диспетчер Балаковского шлюза, глядя на наши жалкие потуги!
Теперь новая беда, крюк на рыме расположен высоко, он рассчитан на большие серьёзные суда и мы просто не можем никак до него достать швартовым. А нас снова начинает относить ветром от стенки шлюза, неужели опять то же шоу? Я ещё раз такого позора не переживу.
Вышли из ситуации просто накинули на крюк петлю и притянули катер, затем запрыгнув на рым Евгений геройски закинул таки наш швартов на рым.
Вроде всё, стоим, но тут диспетчер связывается по рации и требует снять петлю. Она конечно же права, в процесе наполнения камеры шлюза водой рым может заклинить и тогда он утянет нас за собой под воду, или же наоборот, если шлюз нас опускает и рым застрянет то мы останемся на нём висеть, пока швартов держит.
Геройски подтягиваемся к рыму и снимаем петлю с крюка, теперь точно всё, докладываемся диспетчеру.
- "К шлюзованию готовы!"
Пара слов про швартовку. При шлюзовании маломерным судам, а мы именно такое судно, не взирая на серьёзные габариты, рекомендуется швартоваться к крюку рыма серьгой. В этом случае один конец швартова крепится на носу судна наглухо, затем швартов проходит сковозь крюк рыма и удерживается на корме мускульной силой экипажа. В случае, если рым застрянет, мы не уйдём вместе с ним на дно и сможем отдавать швартов до тех пор, пока он не вылетит из воды. Или пока не кончится швартов.
Диспетчер предупреждает нас о внимании и говорит, что ворота шлюза начинают закрываться, а камера наполняться. Мы внимательны пипец как, ещё бы, после такого шоу.
Мы шлюзуемся одни, никто больше не видит нашего позора, и находиться в пустом шлюзе мне не по себе. Ворота закрылись, бетонные стены давят своей массивностью, небо кажется маленьким и далёким. А вокруг всё монументальное, мой катер кажется мелкой пушинкой среди бетонных стен и десятиметровых ворот.
И тут началось: из под закрытых, дальних от нас, ворот шлюза хлынули потоки воды, вся водная гладь пришла в движение, волны, водовороты, коряги поплыли вокруг нас. Принцесса тоже собралась было потанцевать, но мы её быстро притянули опять к рыму, который тоже пришёл в движение, ролики завращались, мы начали подниматься на встречу солнцу и свежему ветру.
Моё внимание привлёк какой то звук, у противоположный стенки шлюза из воды в облаке брызг вылетел девятый рым по правому борту, зрелище конечно величественное, хорошо, что мы не к нему пришвартованы.
Примерно через 15-ть минут диспетчер разрешает нам выход из шлюза, ворота опускаются, загорается зелёный семафор и мы выходим в Саратовское водохранилище. На прощание благодарим диспетчера за шлюзование и извиняемся за свою нерасторопность. Мне кажется, что добрая женщина перекрестилась с облегчением и на прощание перекрестила и нас.
Ну и видео версия прохода через шлюз:
часть фото и видео Евгений Морозов
Продолжение следует!
Вся эпопея:
"Как я купил катер вместо дома"
"Поход на катере через Пол России"
"По реке от Тольятти до Казани"
"Казань глазами водномоторника"
"Путешествие на катере. Казань-Чебоксары"
"Из всех волжских городов мне больше всего понравились Чебоксары"
"Путешествие на катере по Волге! Перегон "Чебоксары-Воротынец"