Найти тему
RogerW

"Вот раньше была музыка, не то, что ваше это ТУЦ-ТУЦ". Часть 1. История эмбиента

Оглавление

Представьте. Вы заказали такси по бизнес-тарифу. К вам приезжает черный Мерседес, водитель открывает вам дверь, помогает сесть в машину, а там... играет тяжелый металл с экстрим-вокалом. Или вы сидите в ресторане с любимым человеком, а фоном играют последние треки Little Big. Пришли в магазин - играет шансон. Хорошо, если вам такая музыка нравится, а если нет?...

Дочитайте пост до конца, и в ближайшие несколько минут вы узнаете, как рок-группа Pink Floyd повлияла на развитие электронной музыки, при чем тут индустриализация и как один эксцентричный композитор начала 20 века опередил свое время на 60 лет.

Лайк, подписка, комментарий? Ни в коем случае! И до конца тоже не читайте!

Давайте сначала определимся, что такое эмбиент. Если грубо, это такая легкая ненавязчивая электронная музыка, построенная на различных звуковых эффектах, где используются зацикленные короткие мелодии. Для технарей поясню - в качестве звуковых эффектов используются хорусы, делеи, модуляции и т.п. вещи.

Jean-Michel Jarre и Pynk Floyd

Для меня знакомство с эмбиентом началось в глубоком детстве с Jean-Michel Jarre - Oxygen. Меня с ним познакомил мой дедушка. Помню, как под эту музыку рисовал в Пэинте всякие домики:) Те, кто постарше, возможно даже были на его концерте в Москве в 1997 году или смотрели фильм "Сгоревшие амбары", он написал музыку к нему (Жан Мишель, а не мой дедушка). Долгие годы для меня это было просто приятной "космической" музыкой, и я не задумывался о том, когда она была создана и как появился этот альбом, пока я недавно не стал интересоваться историей музыки.

Жан-Мишель Жарре
Жан-Мишель Жарре
Обложка альбома Oxygen
Обложка альбома Oxygen

Совершенно случайно я наткнулся в Ютубе на сборник из отрывков электронной музыки с начала 20 века, выстроенном в хронологическом порядке. К тому моменту я уже знал, что альбом "Oxygen" был написан в 1976 году, и он был очень новаторским для своего времени. Я уже знал, что Жан-Мишель сильно повлиял на появление развитие электронной музыки. Но сколько я не искал, я ничего не мог найти о истории появления альбома. Тем более, что более раннее творчество совсем иначе звучало. Находил только некоторые технические моменты записи, которые говорил сам композитор в своих интервью. И какого же было мое удивление, когда в одном из отрывков в том видео (отрывок датировался 1975 годом) я услышал очень знакомые звуковые эффекты. Это был коллектив Tangerine Dream с композицией "Rubycon". Я сразу нашел полную композицию, и моему удивлению не было предела... Фактически, основой часового альбома Oxygen была 20-ти минутная работа "Rubycon". Но, пока я его слушал, меня не покидало ощущение, что я что-то похожее уже слышал. Немного поиска в своей голове, немного прослушивания музыки в интернете, и да, я был прав! По звучанию и настроению это было очень похоже на психоделику раннего Pink Floyd (до Темной стороны Луны).

Вернемся к вступлению этого поста и на 110 лет назад. Массовая индустриализация привела к массовому потреблению. Люди стали ходить по магазинам, ходить в кафе/рестораны... Согласитесь, в тишине, это все делать очень скучно. Но уличные музыканты или какой-нибудь марш Вагнера звучал бы в ресторане так же нелепо, как тяжелый металл в такси. Нужно было что-то новое. Что-то, что создавало бы настроение, но не отвлекало. Такие мысли посетили одного французского композитора импрессиониста.

Эрик Сати

-3

Я не буду вдаваться в подробности его биографии. Если вам интересно, вы можете поискать ее сами. Для нас интересны его идеи и его творчество. В конце 10х годов 20го века он придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, непрерывно звучащей в магазине или на выставке. Этот жанр был создан по канонам индустриализации. Музыка становится "конвеерной", без изысков, украшательств и разнообразии. В основу произведения ложатся короткие мелодии, которые играются по кругу. Подробнее про жанр вы можете найти на Википедии.

Идеи Сати в то время были слишком новаторскими. Сати не был широко известен, да и сейчас, я думаю, мало кто знает его. Но для нас важно, что о нем узнал американский композитор Джон Кейдж.

-4

Вот цитата с Википедии: "Кейдж увлекся Эриком Сати во время своего первого путешествия в Европу, получив ноты из рук Анри Соге, и в 1963 году он решил представить американской публике сочинение Сати «Досада» — простую короткую фортепианную пьесу, сопровождавшуюся инструкцией: «Повторить 840 раз». В шесть часов вечера 9 сентября приятельница Кейджа Виола Фарбер села за рояль и принялась играть «Досаду». В восемь вечера за роялем её сменил другой приятель Кейджа, Роберт Вуд, продолжив с того места, на котором Фарбер остановилась. Всего исполнителей было одиннадцать, они сменяли друг друга каждые два часа. Публика уходила и приходила, обозреватель «Нью-Йорк Таймс» заснул в кресле. Завершилась премьера в 0:40 11 сентября; считается, что это был самый длинный фортепианный концерт в истории музыки."

Зарождение Эмбиента

Brian Eno
Brian Eno

Сати и Кейдж не являются основателями эмбиента, но своим творчеством они повлияли на Брайана Ино - клавишника Roxy Music. Он соединил их идеи с синтезаторами, которые в то время еще только входили в моду и бурно развивались. Ино придумал новый метод записи и создания звука, и все вместе это уже стало эмбиентом. А дальше это все подхватили другие музыканты, и пошло-поехало...

Кстати, Ино придумал сам термин "ambient", которым и назвал первый альбом в этом новом жанре - "Ambient 1" (1975).

Кстати, эта композиция мне напоминает синтезаторные партии Ричарда Райта, клавишника Пинк Флойда. Уверен, что Ино так же слышал Рубикон и творил в т.ч. под их влиянием. Вот таким образом Пинк Флойд повлияли сами на себя через музыку тех, на кого повлияли они сами...

P.S. Я ни коем образом не обвиняю Жан-Мишеля Жарре в плагиате. Долгое время мне было не понятно, как в эпоху диско появилась на столько уникальная и новаторская музыка. Без заимствований и вдохновений не появляется новое искусство. Теперь для меня все встало на свои места. Надеюсь, и для вас тоже.