Найти в Дзене
knews.kg

Госаппарату Казахстана грозит паралич. Почему слова Токаева подняли шум?

Казахстанцы активно обсуждают заявление Касым-Жомарта Токаева на совещании о выборах акимов. Тогда он призвал антикоррупционные службы разумно выполнять свою работу и не преследовать госслужащих, если они совершили ошибку без злого умысла. Ведь только в прошлом году к уголовной ответственности привлекли семь акимов и их заместителей, а также 14 руководителей областных управлений и их помощников.

В интервью "31 каналу" высказывание главы государства прокомментировал директор Центра прикладных исследований Рахим Ошакбаев.

Напомним, на прошлой неделе Касым-Жомарт Токаев сказал:

"Если госслужащий ошибся при принятии решения, при этом не преследуя злого умысла похитить бюджетные средства или незаконно обогатиться за счёт взятки, он не должен привлекаться к уголовной ответственности. В противном случае мы парализуем госаппарат. В орбиту уголовного преследования должны вовлекаться чиновники, которые намеренно пошли на совершение коррупционных преступлений".

Это заявление президента вызвало большой резонанс. Некоторые граждане считают, что чиновники, у которых был умысел совершить коррупционное преступление, теперь смогут избежать наказания. А Рахим Ошакбаев полагает, что глава государства абсолютно прав.

"Я получил небольшой опыт работы на государственной службе – был вице-министром по инвестициям и развитию недолго, месяцев семь. И та проблема, которую поднял глава государства, была одной из ключевых причин, почему я решил не продолжать работу на госслужбе.
Законодательство и правоприменительная практика не дают государственному служащему никакой уверенности в том, что даже если он добропорядочен, он будет надёжно защищен законом от того, чтобы не быть обвинённым в коррупционных правонарушениях", – объясняет эксперт.

В качестве примера экономист приводит работу вице-министра. На вице-министров возложена задача подписывать акты выполненных работ на объектах в регионах. Для полноценного приёма этих проектов замминистра должен выезжать на место и там проверять выполненную работу. Однако его должностные обязанности не предусматривают этого, вице-министр должен заниматься нормотворчеством, разработкой государственных программ.

И многие госслужащие такого ранга, поясняет Ошакбаев, были обвинены в подписании фиктивных актов, когда работы на самом деле не были выполнены. А вице-министры при этом не были виноваты: они – люди системы и подписывают акты, поскольку на документах стоят визы нижестоящих департаментов, региональных подразделений.

Эта проблема очень сильно снижает эффективность работы государственных учреждений, уверен эксперт.

Иного мнения придерживается известный журналист Сергей Дуванов:

Президент Токаев опять удивил, выдав на-гора очередное признание, что если с чиновников спрашивать по всей строгости закона, то может наступить паралич государственного аппарата.

Прочитав это, наши люди кинулись спорить. Одни рассматривают это как чуть ли не легализацию коррупции, мол, теперь под это дело чиновники будут частенько «ошибаться» и тратить государственные деньги «без умысла».

Другие видят в этом плюс, по их мнению, сегодня чиновники зажаты в тиски жесткой ответственности, а потому боятся принимать ответственные решения из-за чего нет быстрой и слаженной работы.

Третьи вообще приветствуют такой подход, дескать, против бедных чиновников в рамках тотальной борьбы с коррупцией часто возбуждают уголовные дела там, где не было коррупционной составляющей, а были рабочие ошибки.

Каждый видит свое.

На мой же взгляд, главное в этой фразе Токаева то, что нынешнему госаппарату грозит паралич, если начать наказывать госчиновников за плохую работу.

Насколько принципиально для государственных интересов то, что чиновники потратят бюджетные деньги на реализацию никому не нужного проекта или положат их в карманы? Это интересно для прокуратуры, следователей и суда. Для государства и общества важен результат – то, что деньги ушли из бюджета, нанеся тем самым ущерб государству и обществу.

И с этой точки зрения не столь важно сознательно их «увели» из бюджета или по ошибке. А следовательно люди, допустившие эту ошибку, также должны нести ответственность. И эта ответственность, а значит и степень наказания, должны зависеть от размера ущерба, нанесенного государству.

Таков порядок во всем мире.

Но президент Казахстана, зная профессиональный и моральный уровень своих подчиненных, понимает, что работать так, как надо, в его окружении могут единицы. Автократическая селекция за 30 лет сделала гиблое дело и там сегодня остались преимущественно карьеристы и лизоблюды, которые не умеют и не хотят работать. А потому если начать требовать с них по полной, то завтра их придется через одного сажать за решетку. А это реально паралич госаппарата.

И здесь я с ним вполне согласен.