Найти в Дзене
Прошлое и Настоящее

Путь к стене позора

После разгрома фашизма столица Германии разделилась на два города. Стена между Западным и Восточным Берлином стала зримым символом холодной войны, не вылившейся, к счастью, в форму ядерного конфликта. Хотя шажок до него был совсем маленький. Из Бизонии в ФРГ Растянувшийся на 17 лет процесс разделения Берлина был запущен в сентябре 1944 года, когда СССР, США и Великобритания подписали договор о разделе Германии на три оккупаци­онных зоны. На Ялтинской конференции число зон увеличили до четырех, вы­делив одну из них французам. С 1 января 1947 года американцы и англичане слили две свои зоны в одну - так называемую Бизонию (две зоны), которая через год с небольшим, рас­ширившись за счет французской зоны, превратилась в Тризонию с единой ва­лютой - новой немецкой маркой. Эти слияния не касались Западного Берлина, жители которого вместо обмена старых денег на новые запад­ногерманские предпочитали отова­ривать их в подведомственной СССР восточной части города, что привело к тотальному дефици

После разгрома фашизма столица Германии разделилась на два города. Стена между Западным и Восточным Берлином стала зримым символом холодной войны, не вылившейся, к счастью, в форму ядерного конфликта. Хотя шажок до него был совсем маленький.

Из Бизонии в ФРГ

Растянувшийся на 17 лет процесс разделения Берлина был запущен в сентябре 1944 года, когда СССР, США и Великобритания подписали договор о разделе Германии на три оккупаци­онных зоны. На Ялтинской конференции число зон увеличили до четырех, вы­делив одну из них французам.

С 1 января 1947 года американцы и англичане слили две свои зоны в одну - так называемую Бизонию (две зоны), которая через год с небольшим, рас­ширившись за счет французской зоны, превратилась в Тризонию с единой ва­лютой - новой немецкой маркой.

Источник- Яндекс картинки
Источник- Яндекс картинки

Эти слияния не касались Западного Берлина, жители которого вместо обмена старых денег на новые запад­ногерманские предпочитали отова­ривать их в подведомственной СССР восточной части города, что привело к тотальному дефициту.

Сталин обвинил союзников в эконо­мической диверсии, а поскольку трассы для доставки продуктов в Западный Берлин пролегали через советскую зону, эти маршруты попросту перекрыли.

Блокада, впрочем, была не то­тальной. Западноберлинцы могли отовариваться в советской зоне, за­регистрировавшись в местных адми­нистративных органах. Однако вос­пользовались этой возможность чуть более 3% жителей. Союзническая ад­министрация объявляла таких немцев «красными» и оставляла без работы. Одновременно с большой помпой был налажен «воздушный мост» для снаб­жения Западного Берлина с помощью транспортных самолетов.

Воздушный мост в западный Берлин 1948
Воздушный мост в западный Берлин 1948

Британская газета «Дейли Мэйл» в те дни писала: «Берлинцы, если они примут предложения о поставках со­ветского правительства, осмеют наши усилия и наш воздушный мост, а наше присутствие сделают бесполезным». Но в том-то и дело, что мнение запад­ноберлинцев никто не спрашивал. Их просто поставили перед выбором: либо получай пайки у союзников, либо мотай в советскую зону.

При функционировании «воз­душного моста» произошло немало авиакатастроф и других технических ЧП, во время которых погибли 31 аме­риканский и 39 британских пилотов. А западная пресса рассказывала о том, как доблестные американские летчики за свой счет покупают сладости и сбра­сывают их на парашютиках несчастным немецким детям. Такие акции получили название «изюмные бомбардировки».

Закончился Первый берлинский кризис в мае 1949 года, когда Тризония трансформировалась в Федеративную Республику Германию (ФРГ). Парал­лельно был создан военный блок НАТО.

На территории советской зоны в октябре 1949 года провозгласили Гер­манскую Демократическую Республику (ГДР) с Восточным Берлином в качестве столицы.

Что касается Западного Берлина, то, не являясь юридически частью ФРГ, он превратился в уникальный капитали­стический анклав на территории соци­алистического государства.

При таком подвешенном состоянии рано или поздно должен был грянуть новый кризис. Главные роли в его рас­кручивании сыграли Никита Хрущев и глава ГДР Вальтер Ульбрихт.

Западный Берлин - витрина капитализма

По уровню жизни и в экономи­ческом отношении ГДР сильно от­ставала от капиталистического соседа. Так, в 1956 году в ФРГ ежемесячно убегали около 30 тысяч граждан. И это голосование ногами происходило, как правило, на линии, отделявшей За­падный Берлин от Восточного.

В сентябре 1958 года советское пра­вительство направило трем западным державам ноту, в которой предложило объявить Западный Берлин «вольным городом».

Для большей убедительности 10 ноября 1958 года советские ис­требители дважды атаковали аме­риканские разведывательные са­молеты - один над Балтикой, другой над Японским морем.

Через три дня на автобане, ведущем к Западному Берлину, советский па­труль задержал для осмотра три аме­риканских грузовика. Янки обиду проглотили и 2 февраля 1959 года на этом же автобане остановили уже целый конвой машин. Правда, на сей раз охрана пригрозила пустить в ход оружие. Конвой заблокировали, но затем пропустили.

В конце марта советские истре­бители дважды отгоняли от Западного Берлина американские транспортники.

В сентябре Хрущев слетал в США и встретился с президентом Эйзенха­уэром, после чего конфликт перешел в вялотекущую стадию.

Однако из-за инцидента с амери­канским разведывательным самолетом У-2, сбитым в 1960 году под Сверд­ловском, отношения снова ухудшились.

Никита Сергеевич решил нажать на больную для американцев точку, про­щупав заодно новоизбранного амери­канского президента Кеннеди.

На прошедших 3 и 4 июня 1961 года в Вене на встрече лидеров сверхдержав Хрущев заявил о необходимости при­знания ГДР, повторил требование объ­явить Западный Берлин вольным го­родом и начал стращать ядерной войной.

8-го июня Вальтер Ульбрихт предложил возвести между двумя частями Берлина стену.

Противостояние на КПП

12 августа рядовые члены гер­манской компартии были подняты по мобилизации и, создав нечто вроде живой стены, помогли армейским и полицейским частям ГДР наглухо пере­крыть линию разделения.

Под этим прикрытием с космической скоростью велось строительство пол­ноценной бетонной стены, подкре­пленной металлическим ограждением, рвами, сторожевыми вышками и даже противотанковыми укреплениями.

Жители Восточного Берлина с отча­янием наблюдали, как их отрезают от капитализма, и пытались прорваться через немногие оставшиеся лазейки (канализацию или окна домов, находя­щихся вблизи линии разграничения).

К утру 13 августа 1961 года стена, протяженность которой достигала в черте немецкой столицы 43 кило­метров, была готова. Общая же ее протяженность составила 155 кило­метров.

НАТО было растерянно, но в бой не рвалось. Как писал помощник Кеннеди Соренс «Все согласились, что Стена была незаконным, аморальным и бес­человечным делом, но, однако, не по­водом для войны. Она положила конец роли Западного Берлина как свое­образной витрины и пути спасения для Востока».

Впрочем, эмоции и стремление по­казать «крутизну» взяли свое. Аме­риканские танки выдвинулись к КПП «Фридрихштрассе», британские – к Бранденбургским воротам, фран­цузские - на Виттенауэрштрассе. Ан­гличане даже организовали нечто вроде флешмоба: под предлогом защиты памятника советским воинам в Тиргартене обнесли его колючей про­волокой, расположив танки, бронетран­спортеры и четыре безоткатных орудия.

американские солдаты "охраняют" памятник советским воинам в Тиргартене/ источник- alamy.com
американские солдаты "охраняют" памятник советским воинам в Тиргартене/ источник- alamy.com

13 сентября два советских истре­бителя дали предупредительные очереди по следовавшим в Берлин американским транспортникам.

Американцы же направили в За­падный Берлин дополнительные кон­тингенты, проводившие маневры у самой стены, которую западные СМИ окрестили теперь Стеной позора.

26-27 октября у КПП «Чарли» аме­риканские и советские танки сошлись едва ли не вплотную. По донесению советских агентов, янки собирались снести ограждения на Фридрих­штрассе. Войска Группы советских войск в Германии (ГС8Г) были подняты по тревоге.

Бывшие союзники смотрели друг на друга в смотровые щели танков и через прорези автоматных прицелов. К счастью, нервы у всех оказались же­лезными.

КПП " Чарли"
КПП " Чарли"

28 октября советские танки были отведены от КПП. Американцы же держали здесь по 10 единиц броне­техники вплоть до 16 января 1962 года.

Берлинский кризис постепенно пошел на спад. Мир в очередной раз избежал ядерной войны.