Давно уже известно, что фамилии могут программировать судьбу человека, управлять ею. Отмахнуться от этой закономерности – ерунда, мол, – не получается. Ибо в профессиональной коллекции любого журналиста образчиков такого соответствия формы содержанию хватает. Приведу свои и я с незначительными изменениями, дабы никого не обидеть узнаваемостью.
Читатели «АП», захаживая в редакцию с заметкой или очередной житейской историей, как правило, доверяют нам свои проблемы. К таким обстоятельным рассказам «за жизнь» мы давно привыкли. Но от этого посетителя, едва он вошел в кабинет, явственно повеяло безнадегой.
Мужчина средних лет рассказывал о своей судьбе в таких грустных деталях, что невольно думалось: «Да ладно, такого не бывает». Перед самым развалом СССР он был № 1 в заводской очереди на жилье, да только до сих пор живет в общежитии – тридцать лет прошло. Нет уже ни завода, ни очереди, а сами квартиры в недостроенном доме новые предприимчивые акционеры быстренько достроили и распродали как коммерческое жилье. Неприятно, конечно, но не катастрофа. Можно ведь и ипотеку взять. Так, собственно, наш герой и решил, но, увы, и этот путь привел в никуда. Работая на стройке, он упал и повредил спину. С тех пор только легкий труд, а при таких обстоятельствах еще пойди найди достойно оплачиваемую работу, да и банки неохотно заключают договоры кредитования с теми, у кого есть ограничения по здоровью. Недовольны, знамо дело, таким положением дел жена и выросшие дети, лузером обзываются, пилят бедолагу. Приняв от мужчины письмо на тему «Как трудно жить», спрашиваем, как и полагается, его Ф. И. О. «Бедолага, – отвечает, – моя фамилия…»
Доводилось общаться с главным бухгалтером одного крупного предприятия по фамилии Жадина, разбираться с жалобой жильцов многоэтажного дома на соседку легкого поведения (она, простите, Блудило). Девушка Ворона нам рассказывала, что постоянно теряет документы, сотовые, ключи. Один из моих институтских знакомых по фамилии Эльсев (он родом из Осетии) до самого получения диплома носил прозвище Шампуньчик. А из историй давнего неженатого знакомого по фамилии Кулак хоть книжку пиши под названием «А пусть не лезут!», главное, ничего придумывать не надо.
Местный астропсихолог Тамара Стрельцова в ответ на нашу просьбу прокомментировать такую вот фамильно-лексическую иронию дала совет – один, но на все описанные нами случаи:
– Здесь не нужны ни нумерология, ни натальные карты. Все настолько прозрачно, что расчеты излишни. Поправить свои дела люди с говорящими фамилиями могут одним способом – сменив ее. Тем более сделать это сейчас совсем не сложно.
Согласна с тем, что проблема – не в фамилиях, а в их носителях, характерах, психотипах. Можно, конечно, понять людей, которые дорожат отеческими корнями. Гены и впрямь пальцем не поправишь. Но если наследственная фамилия осложняет жизнь и ее носителю, и окружающим, может, и впрямь стоит взять ту, что носит мама, дед или бабушка по женской линии? А там, глядишь, и жизненная программа наладится. Наверное, не мне одной было бы страшно лечиться у врача Могилова и доверить замену розеток в своей квартире электрику Рукосуеву.
Тамара Попова