Найти в Дзене
Мурманский вестник

Шумные соседи с крыши

Оглавление

Как серебристые чайки захватили города

Юдков Сергей

Фотографии Льва Федосеева
Фотографии Льва Федосеева

Их часто называют бакланами, хотя это совсем не так. Бакланы гораздо больше, черные, с длинной шеей, обитают на берегах Баренцева моря. А это серебристые чайки. Они также считаются морскими обитателями, гнездятся обычно на прибрежных отвесных скалах, создавая огромные птичьи базары. Городскими они стали сравнительно недавно. И причина переселения банальна - в городе проще добывать пищу. В море за рыбой надо охотиться, а здесь на каждой помойке прокормиться можно.

Эти птицы практически всеядны. Могут есть и пищевые отходы, которые выбрасывает человек, порой охотятся на своих более мелких собратьев. Однажды сижу на скамейке, кормлю голубей, рядом пасутся воробьишки, и огромная чайка тоже клюет кусочки хлеба. И вдруг - тюк! - и съела воробья. Вмиг заглотила. А ведь может и голубя слопать, не подавится. Крысой и мышкой, обитающими у помоек, эти пернатые тоже не брезгуют. Можно было бы назвать их за это санитарами города, если бы они сами не разносили заразу. Хотя в руки человеку не даются, и потому разносчиками болезней чаек в отличие от тех же голубей назвать, наверно, нельзя.

И в дикой природе, вдали от человеческого жилья, серебристые чайки являются хищниками: разрушают гнезда, съедают яйца и птенцов у мелких пернатых. Врагов у этих птиц практически нет, разве что случается им вступать в схватки с вездесущими и наглыми воронами.

-2

В борьбе за крышу

Они прилетают в город обычно в марте, как только увеличивается продолжительность светового дня и оттаивают помойки. Гнездятся на крышах, каждый год отвоевывая их у своих соседей. Орнитологи, наблюдающие за жизнью чаек, говорят, что численность городского птичьего населения как раз и зависит от количества свободных крыш. Кто не успел застолбить себе местечко, ищет его в других местах - особенно много серебристых чаек в районе рыбного порта. Старые полузаброшенные здания рыбокомбината они превращают в свои базары, гнезда вьют на подоконниках, различных металлоконструкциях. Знают, где селиться, пасутся во время разгрузки рыбацких судов в надежде, что удастся чем-нибудь полакомиться.

В конце мая - начале июня у чаек появляются птенцы, обычно от одного до трех. Весьма занимательно наблюдать за тем, как они взрослеют. А растут чаёныши очень быстро. Родители только успевают летать за кормом. И вот смотришь, уже по всей крыше бегают, пытаются крылья размять, взлететь на несколько сантиметров вверх.

-3

А в июле в городе начинается птенцепад. То ли сами они слетают с крыш вниз, то ли братишки и сестренки «помогают» родичу свалиться, чтобы самим больше пищи доставалось. Но в результате много детенышей чаек погибает, разбиваясь об асфальт. Кому-то удается выжить, спланировав с высоты или упав на ветки деревьев. Потом долго и уныло они бродят во дворах, иногда становятся добычей бродячих собак.

Сердобольные горожане подбирают летунов-неудачников. Берут домой, лечат сломанные крылья и лапы, потом выпускают на волю. Но не всегда это удается: птенчики, еще не научившиеся самостоятельно есть, нередко погибают, оставшись без родителей.

Те же, кому повезло не свалиться с крыши, в июле учатся летать. И тогда город оглашается душераздирающими криками. В любое время дня и ночи родители ставят своих подросших детенышей на крыло, заставляют летать. Сами птенцы кричат истошно, и взрослые орут им вслед. Ночью с открытым окном не заснуть. Хотя привыкаешь, конечно, и осенью, когда чайки улетают в теплые края, становится непривычно тихо.

-4

На южные курорты

Чайки держатся до последнего, и покидают город, когда световой день становится совсем коротким, да и на свалках все замерзает. Поэтому приходится перебираться в более теплые края. С тем, чтобы по весне обязательно вернуться на Север и отыскать родную крышу.

А знаете ли вы, куда они отправляются на зимовку? За миграциями этих пернатых внимательно следят сотрудники Кандалакшского заповедника. Они кольцуют чаек, заносят данные в специальный реестр, которым могут пользоваться их коллеги со всего мира. Анализ получаемых данных дает весьма впечатляющую картину сезонных миграций.

Несколько лет подряд в Кандалакше на местной городской свалке они замечают серебристую чайку с кольцом KW25. Она появилась на свет летом 2012 года на берегу Белого моря в Кандалакшском заповеднике. И тогда же была там окольцована. Но жизнь решила провести на свалке. Хотя кормится там только летом, а зимой путешествует.

Вот какими данными о ее перелетах располагает московских центр кольцевания.

В декабре 2012 года ее замечали в Голландии, в январе во Франции, спустя два года она гостила в Финляндии и Германии, в сентябре 2019-го вернулась на кандалакшскую свалку, в декабре 2020-го опять навестила Францию, а в сентябре прошлого года KW25 вновь засветилась на родной помойке. Кстати, ее путешествия не такие уж и дальние. К примеру, полярные крачки улетают из Заполярья аж в Антарктиду, туда, где во время нашей зимы круглые сутки светит солнце.

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.06.2021