Вопреки устоявшимся представлениям о непригодности охлажденных яиц для инкубации, наш личный опыт преподнес нам несколько неожиданных сюрпризов. Общепринятые нормы гласят, что для успешного выведения потомства яйца необходимо хранить в строго определенном температурном диапазоне – от 8 до 12 градусов Цельсия. Допускается кратковременное хранение, не превышающее восьми дней, при температуре до 15 градусов. Превышение этих показателей чревато нежелательным развитием эмбриона еще до начала процесса инкубации, что, безусловно, снижает шансы на успешный вывод. Но что же происходит, когда температура хранения опускается значительно ниже рекомендованных значений?
Признаюсь, мы никогда целенаправленно не планировали использовать яйца, извлеченные непосредственно из холодильника, для инкубации. Однако, как это часто бывает, обстоятельства сложились таким образом, что нам дважды пришлось пойти на этот, казалось бы, рискованный шаг. Дело в том, что наш инкубатор, оснащенный автоматическим поворотным механизмом, требует достаточно плотной укладки яиц для оптимальной работы. И, к сожалению, не всегда в наличии оказывалось достаточное количество инкубационного материала, чтобы заполнить лоток полностью. Именно в таких ситуациях, в качестве своеобразного "заполнителя", мы и прибегали к использованию обычных пищевых яиц, извлеченных из холодильника.
Первый подобный случай произошел во время инкубации индюшиных яиц. Как известно, индюшиные яйца значительно крупнее куриных, и заполнить лоток инкубатора полностью представлялось довольно сложной задачей. После того, как поворотный механизм был отключен, яйца необходимо было уложить горизонтально. Для этой цели мы выбрали самое крупное куриное яйцо, которое смогли найти в холодильнике. Втайне мы надеялись, что оно окажется двухжелтковым, и с этой мыслью поместили его в инкубатор, в компанию к индюшиным яйцам.
На двадцатый день инкубации индюшиных яиц мы вдруг услышали тихий писк. Сначала мы подумали, что нам это просто показалось, но писк повторился вновь. Сгорая от любопытства, мы немедленно открыли инкубатор, но, к нашему удивлению, ничего необычного не обнаружили. Однако, на следующее утро писк цыпленка стал уже отчетливым и не оставлял никаких сомнений. Оказалось, что маленький, только что вылупившийся цыпленок, каким-то образом упал на дно инкубатора из-за продолжающего работать автоматического поворотного механизма. Мы бережно достали его и поместили в брудер, где он благополучно дождался вылупления индюшат и, в конечном итоге, вырос в здоровую и крепкую птицу.
Стоит отметить, что это яйцо хранилось на боковой полке холодильника, где температура, как правило, колеблется в пределах 5-10 градусов Цельсия. Этот факт, возможно, хоть как-то объясняет столь неожиданный успех. Но второй случай, произошедший с нами, был еще более удивительным и, признаться, озадачил нас еще больше.
Во время инкубации куриных яиц редкой породы маран, нам снова потребовалось уплотнить кладку, чтобы обеспечить оптимальную работу инкубатора. На этот раз мы решили взять четыре яйца породы ухейилюй из самой холодной зоны нашего холодильника, где температура, по нашим измерениям, не превышает 4 градусов Цельсия. И что вы думаете? Через положенные 21 день все четыре цыпленка ухейилюй, как ни в чем не бывало, бегали в брудере вместе с маранами. Ошибиться было просто невозможно, ведь яйца ухейилюй отличаются характерным зеленоватым оттенком скорлупы, в отличие от коричневых яиц маран.
После этих двух невероятных случаев мы, признаться, несколько опасаясь повторения, больше не использовали яйца из холодильника для уплотнения кладки. Но факт остается фактом: из пяти яиц, хранившихся в холодильнике при температурах значительно ниже рекомендованных, вылупились совершенно здоровые и жизнеспособные цыплята.
Мы до сих пор не можем найти рационального объяснения этому феномену. Большинство авторитетных источников в области птицеводства утверждают, что инкубация яиц, подвергшихся столь низким температурам, практически невозможна. Существует мнение, что длительное охлаждение повреждает зародышевый диск, делая его нежизнеспособным. Однако, наш опыт говорит об обратном.
Поэтому, движимые научным любопытством и желанием разгадать эту загадку, мы решили провести более масштабный и контролируемый эксперимент. Как только наш инкубатор освободится от текущей кладки, мы планируем заполнить его исключительно яйцами из холодильника, причем яйцами, которые пролежали там не менее недели. Мы будем тщательно отслеживать температуру хранения, влажность в инкубаторе и другие важные параметры, чтобы исключить любые внешние факторы, которые могли бы повлиять на результат.
Мы понимаем, что это рискованный эксперимент, и шансы на успех невелики. Возможно, мы столкнемся с полным провалом, и ни один из эмбрионов не выживет. Но мы считаем, что даже отрицательный результат будет ценным, поскольку он поможет нам лучше понять процессы, происходящие внутри яйца при низких температурах.
Вполне возможно, что существуют какие-то скрытые механизмы, позволяющие эмбриону "замораживаться" и "оживать" при создании благоприятных условий. Или, может быть, дело в особой устойчивости некоторых пород кур к низким температурам. А может быть, мы просто столкнулись с редким и необъяснимым исключением из правил.