Найти в Дзене
Прошлое и Настоящее

Победа в газовой войне или наш ответ Аденауэру

Обычные стальные трубы тоже мощное оружие. В противостоянии СССР и США они оказались важнее ядерных бомб. Наш ответ Аденауэру В середине 1950-х годов в Со­ветском Союзе началась «великая газовая революция». Для транспор­тировки голубого топлива проклады­вались магистральные газопроводы, ведущие к крупнейшим промыш­ленным центрам. Одна из таких трасс должна была связать Газли некое ме­сторождение в Узбекистане с метал­лургической столицей Южного Урала - Челябинском. Стройка велась в сложных при­родных условиях, а в 1963 году к ним прибавились политические проблемы. 11 апреля канцлер ФРГ Аденауэр заявил о необходимости прекратить поставки западногерманских труб в СССР чтобы не усиливать экономику геополитического противника. Заводы Phoenix-Rheinruhr отправил и часть сотрудников в принудительные отпуска. Для компании Mannesmann приостановка с отправкой 200 тысяч тонн уже изготовленных труб с учетом неустоек стоила свыше 80 миллионов марок (более 50 тонн золота по тог­дашнему курсу). Прес

Обычные стальные трубы тоже мощное оружие.

В противостоянии СССР и США они оказались важнее ядерных бомб.

Наш ответ Аденауэру

В середине 1950-х годов в Со­ветском Союзе началась «великая газовая революция». Для транспор­тировки голубого топлива проклады­вались магистральные газопроводы, ведущие к крупнейшим промыш­ленным центрам. Одна из таких трасс должна была связать Газли некое ме­сторождение в Узбекистане с метал­лургической столицей Южного Урала - Челябинском.

Добыча газа в посёлке Газли
Добыча газа в посёлке Газли

Стройка велась в сложных при­родных условиях, а в 1963 году к ним прибавились политические проблемы. 11 апреля канцлер ФРГ Аденауэр заявил о необходимости прекратить поставки западногерманских труб в СССР чтобы не усиливать экономику геополитического противника.

Заводы Phoenix-Rheinruhr отправил и часть сотрудников в принудительные отпуска. Для компании Mannesmann приостановка с отправкой 200 тысяч тонн уже изготовленных труб с учетом неустоек стоила свыше 80 миллионов марок (более 50 тонн золота по тог­дашнему курсу).

Пресса СССР смаковала страдания капиталистов и выражала сочувствие западногерманским трудящимся.

В рекордные сроки на уральских заводах увеличили выпуск труб ди­аметром 820 миллиметров, а также запустили стан для проката труб диа­метром 1020 миллиметров. 25 ноября 1963 года узбекский газ был подан в Челябинск.

Схема «газ - трубы»

В 1968 году австрийская OMV стала первой западной компанией, за­ключившей долгосрочный договор на импорт советского газа. Оплата ча­стично должна была производиться стальными трубами диаметром 1000 и 1230 миллиметров, По аналогичной схеме «газ - трубы» заключались кон­тракты с итальянской Eni, французской Gaz de France и западногерманской Ruhrgas.

После войны Судного дня 1973 года взлетели цены на нефть, и западные страны решили расширить набор энергоносителей, перестраивая ин­фраструктуру именно под советское голубое топливо.

И только американские компании оставались лишними на празднике жизни, поскольку в США действовала поправка Джексона - Вэника.

В 1979 году Москва начала пере­говоры с восемью европейскими странами о расширении поставок за счет строительства газопровода Уренгой - Помары - Ужгород.

Определяющую роль здесь играла позиция крупнейшего потребителя - Ruhrgas AG. Было подписано компен­сационное соглашение, предусматри­вавшее, что с 1984 года ФРГ начнет получать 10,5 миллиарда кубометров ежегодно.

Новый президент США Рональд Рейган развернул в этот период пропа­гандистское наступление на СССР как «империю зла», угнетающую несчастную Польшу и развернувшую агрессию против безобидного Афганистана.

Строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород.
Строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород.

Западноевропейцы с таковой трак­товкой не спорили, но вводить санкции по примеру США не собирались. Как вспоминал тогдашний посол ФРГ в Москве Андреас Майер-Ландрут: «Аме­риканцы были очень заинтересованы в эмбарго против Советского Союза. На Германию оказывалось давление с целью добиться отказа от сделки „газ - трубы') но Бонн твердо стоял на по­зиции, что этот договор был заключен раньше и поэтому не подлежит эм­барго».

В июне 1982 года началась прокладка газопровода Уренгой - Помары - Уж­город, а через месяц в Версале прошел очередной саммит «Большой семерки». Отпор американскому лидеру дали пре­зидент Франции Франсуа Миттеран и британский премьер Маргарет Тэтчер.

Страсти вокруг эмбарго кипели нешуточные, но успех дела решили советские предприятия, сумевшие быстро перейти к выпуску оборудо­вания, которое не удалось закупить в Америке.

Трудовой энтузиазм оказался столь значителен, что первоначальный срок ввода магистрали - апрель 1984 года - оказался перенесенным на январь 1984-го.

Среди тогдашних новогодних теле­передач многим газовикам запомнился детский утренник, на котором рыба-пила пыталась перепилить трубу, не­сущую тепло людям. Но ничего у зло­дейки, конечно, не вышло.