Найти тему
Now&Then Russia

Главная улица Тулы сквозь века. Что поменялось? #153

Предлагаю вам отправиться на прогулку в формате было/стало по прекрасному городу близ Москвы. Мы с вами в оружейной столице России – в Туле! Этот город в последние годы стал активно развиваться: тут появляются новые общественные пространства, реставрируют памятники архитектуры. Так что Тула заслуживает особого внимания.

1900-е, главная улица Тулы
1900-е, главная улица Тулы

В этой статье мы с вами посмотрим, как выглядела главная улица Тулы до революции и как она выглядит сейчас. Отправляемся в путешествие во времени!

1) Панорама главной улицы Тулы – Киевской (сейчас проспект Ленина)

1913-2020 гг.

-2

Начнем с истории. Эта улица одна из старейших в городе. Она появилась в XVII веке и называлась Крапивенской (шла по направлению в Крапивну). В середине XIX века улицу обустроили: здесь появились газовые фонари, контора дилижансов, гостиница, вдоль улицы высадили деревья, организовали скверы. С этого времени улица стала называться Киевской. В свое время по ней гулял Гоголь, Толстой, Салтыков-Щедрин, Жуковский и многие другие деятели истории.

После революции она стала называться улицей Коммунаров. Такое название она носила до 1963 года. С 1963 по настоящее время центральная улица Тулы называется проспектом Ленина.

2) Вид улицы в сторону Кремля

1905-2020 гг.

-3

Как видно по этим двум было/стало, довольно много дореволюционных построек в Туле на проспекте Ленина уцелело. Однако есть и участок, который исчез полностью.

Проспект Ленина (Киевская) 1970-е.
Проспект Ленина (Киевская) 1970-е.

Раньше улица шла до дома Александра II. Его вы можете увидеть в центре старого кадра на дальнем плане. Справа из-за деревьев виднеется башня Одоевских Тульского Кремля. Фактически улицы доходила до самого сердца города, до его Кремля.

1980-е.
1980-е.

Но в 1980-х годах этот отрезок улицы снесли, чтобы построить Дом Советов. В итоге, сейчас на отрезке у Кремля вместо старой узкой улицы огромная площадь с памятником Ленину.

3) Киевская улица (проспект Ленина) от центра

1913-2020 гг.

-6

Основная проблема нынешнего проспекта заключается в том, что его нельзя почти нигде перейти, не спускаясь в подземный переход. Также очень сложно разглядеть архитектуру зданий среди такого потока автомобилей.

Как вы понимаете, сделать было/стало с центра улицы у меня не получилось. На центр дороги выходить опасно, да и вдоль всей дороги стоят заборы. К сожалению, это главная транспортная артерия города, её никак не перекроешь. Поэтому приоритет тут у автомобилистов, а не пешеходов.

4) Торговые здания вдоль проспекта

1915-2021 гг.

-7

Здесь практически все без изменений. Это довольно редкое явление!

5) Здание московского учетного банка

1910-2020 гг.

-8

По мне, это одно из самых красивых зданий проспекта. Оно было построено в 1897 году. Здесь размещалось отделение Московского учетного банка. После революции здание занимал Центральный телеграф. Сейчас тут располагаются офисы и рестораны.

Киевская улица. 1910-е.
Киевская улица. 1910-е.

Как мне кажется, улице не хватает сейчас живости. Раньше, когда автомобилей не было, улицу можно было спокойно перейти пешком, увидеть изначальную задумку городских архитекторов.

1910-е, Киевская застава. Вдали центр города с Кремлем.
1910-е, Киевская застава. Вдали центр города с Кремлем.

Киевская улица с пригорка как бы спускалась к Кремлю. Сейчас подобную перспективу с центра улицы никак не увидеть. Тут я задаюсь вопросом: "Автомобилизация лишила нас определенной городской эстетики?"

Были ли вы в Туле? Как вам город? Много ли теряет облик города из-за того, что самая главная его улица многополосное шоссе?

На этом сегодня все! Спасибо, что дочитали материал до конца.

Не забудьте подписаться на мой Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новый материал!

Мой блог есть также в Telegram, Instagram, Вконтакте.

Старые кадры взяты с чудесного сайта Pastvu.