Найти в Дзене
Русский мир.ru

Секреты мастера

Когда-то в Подмосковье разливы были такие, что без лодки не могло обойтись ни одно хозяйство. Теперь от разливов остались лишь воспоминания, по волнам которых вполне можно скользить без лодки, так что плавсредства в подмосковных дворах сейчас не держат. Только Виктор Пивоваров, житель небольшой деревни Лисьи Норы, хранит секрет изготовления старинных челнов – таких, на которых плавали и в XV, и в XХ веках...

Текст: Зоя Мозалева, фото: Александр Бурый

«Когда разлив начинался, из дома без челна не выберешься. Мы и в школу на них плавали, и скотину ездили кормить, и рыбачили, – вспоминает Виктор Николаевич. – Самый большой разлив был в 1970-м: тогда мы вообще жили как на острове, вода прямо к дому подступила. Выходишь – с порога садись в челн и плыви».

В душе веселого, неунывающего Виктора Пивоварова находится место и для сентиментальности — к родным местам, к их истории он относится очень трепетно
В душе веселого, неунывающего Виктора Пивоварова находится место и для сентиментальности — к родным местам, к их истории он относится очень трепетно

У Пивоварова припасено много таких историй. И про то, как лещ вместе с паводковыми водами заплыл в открытую калитку двора, где так и остался. И про то, как с братом совсем мальчишками плавали проверять мережки, как радовались, когда в них попадалась рыба: они еще маленькие, а уже добытчики. И про то, как перед разливом всегда закупали мешок муки – хлеб приходилось печь самим. Со смехом вспоминает Виктор Николаевич и про то, как прогуливали уроки. Хотя, пожалуй, «прогуливали» не совсем верное слово, правильнее сказать «проплывали». «Заплывем на какой-нибудь остров, там просидим нужное время – у кого часы есть, сориентируемся, потом домой. Когда родители узнавали, то мы говорили, что заблудились в тумане», – смеется Виктор Николаевич. Еще в его памяти жив случай, когда во время очередного разлива родители поселили детей в квартире «на материке», чтобы те не пропускали уроки в школе. Вдруг среди весны ударил мороз, и ребята решились перебраться домой по хрупкому, едва схватившемуся льду. «Вода бурлит, замерзает плохо, лед трещит, мы взяли палку, переползли через канаву, а там уже бегом домой. Прилетели счастливые… Ух, и влетело нам тогда, – вспоминает Виктор Николаевич. – Сейчас иногда думаю: как мы выжили? Постоянно у нас в жизни такой экстрим был».

Виктор Николаевич не представляет своей жизни без родных мест — здесь родился и вырос, сюда всегда возвращался, куда бы ни забрасывала судьба
Виктор Николаевич не представляет своей жизни без родных мест — здесь родился и вырос, сюда всегда возвращался, куда бы ни забрасывала судьба

ВСПОМИНАЯ ЖИЗНЬ

В этих краях Пивоваров прожил всю жизнь. Родители его когда-то решили перебраться в Подмосковье из насиженных мест – с границы Липецкой и Воронежской областей. Месяц проработали в Рыбном, потом «примерили» еще несколько вариантов, да все что-то было не то – даже ночью снова собирали вещи, грузили на телеги и отправлялись дальше на поиски родного угла. Наконец нашли пристанище по душе, здесь и осели. «Уж не знаю, почему именно эти края им так понравились. Места у нас, конечно, красивые. С одной стороны, здесь очень хорошо… А с другой – зимой все заметает, весной все заливает. Так и жили – то снег, то вода». – Даже в сетовании Пивоварова чувствуется нежность, с которой он относится к любимому уголку. У него была масса возможностей уехать отсюда: где только не работал – и в Коломне, и в Луховицах, и в Рязани. Но всегда возвращался сюда.

Владелец пивоваровской усадьбы всегда рад гостям. Сюда приезжают насладиться природой, отдохнуть от суеты и, конечно, прикоснуться к истории — где еще можно покататься на челне?
Владелец пивоваровской усадьбы всегда рад гостям. Сюда приезжают насладиться природой, отдохнуть от суеты и, конечно, прикоснуться к истории — где еще можно покататься на челне?

«Недалеко от Дединова у нас Гольный Бугор – там мои родители и остановились. Два клана приехали – Таншины и Пивоваровы, всего человек двадцать. Кто с детьми, кто – без. Там был скотный двор, четыре барака на четыре семьи. Правда, вместо четырех в тех бараках поселилось по восемь семей. И в землянках жили, и даже на скотном дворе – отгородили уголочек, там и обитали. Жили бедно, но дружно. Потом деревня стала расстраиваться, еще скотный двор построили, два дома поставили, бараки расселили, детей нарожали – в каждой семье было по пять-шесть, а у кого и по семь-восемь детей. Света не было, демография нормальная была. Весело жили, и всё всегда вместе. Бывало, идешь по осени, слышишь: поросенок завизжал, ага, – потирает руки Пивоваров, – значит, сегодня печенкой полакомимся. Пока взрослые поросенка палят, отвлекутся, а мы, ребятня, или уши отрежем, или хвостик, или шкурку подкромсаем – она подпаленная вкусная».

Семилетним мальчишкой Витя Пивоваров уже и траву косил, и копны на лошадях возил. «У нас же здесь заливные луга, травостой богатый, – с гордостью расхваливает родные места наш герой. – Помню, в 7 лет идешь по лугу, а трава выше тебя… Я в этом возрасте уже вовсю косил – отец меня в бригаду брал». Всех членов той бригады Виктор Пивоваров перечисляет поименно, ведь входили в нее «брат отца, мама, тетка, еще одна тетка»… Настоящий семейный подряд. Всю семью, да что там семью – всю деревню можно увидеть на фотографиях, что развешаны на стенах мастерской Пивоварова.

Судя по упитанности местных обитателей, несмотря на увлеченное изготовление челнов, хозяин не забывает сытно покормить своих компаньонов по уединенной жизни
Судя по упитанности местных обитателей, несмотря на увлеченное изготовление челнов, хозяин не забывает сытно покормить своих компаньонов по уединенной жизни

«Этой фотографии лет семьдесят уже. Это вот бабушка моя, мамка сидит и двоих на коленях держит, – поясняет Виктор Пивоваров. – Это вот, бородатый, дедушка. Он еще с Буденным воевал. А другой дедушка был комендантом Кремля. Парады принимал, Сталина видел… Когда война началась, его на фронт забрали. И в первые дни войны он погиб в Белоруссии». О своем деде Пивоваров рассказывает с особой гордостью: недавно выяснил, что дед его вроде бы послужил одним из прототипов романа Симонова «Живые и мертвые». «Я про деда мало знал, только вот эту фотографию всегда видел, – показывает Виктор Николаевич на черно-белый портрет полковника. – А не так давно интерес взял, стал узнавать про него. Оказывается, под Могилевом наши оказались в окружении. Леса поблизости не было, они залегли в рожь, но немцы увидели их с самолетов. Приказали сдаться, наши – ни в какую, и их всех расстреляли. Среди них был и мой дедушка – Слепокуров Яков Степанович. В Могилеве есть улица, названная его именем, – улица полковника Слепокурова», – говорит Пивоваров. Отец Пивоварова тоже воевал, прошел всю войну, три раза был в окружении, два раза ранен. «Вот он молодой, а это его друзья-фронтовики, – показывает на фотоэкспозицию на стенах своей мастерской Пивоваров. – Это его награды – у него было девять орденов и медалей. За Сталинград, за Варшаву, за взятие Берлина, за боевые заслуги… Он три года в армии прослужил, потом четыре года войны. Семь лет не был на своей родине. Потом вернулся, грудь в наградах – мамка как увидела такого орла, разве тут устоишь… Потом она вспоминала: пришли в сельсовет, она расписалась, а он крестик поставил – неграмотный оказался. Она чуть со стыда не сгорела. И не знала, что жених грамоте не обучен – так очаровал».

Эти воспоминания как кадры из советского фильма. О простой жизни, о ценности человеческих отношений, о семье, о людях… И Пивоваров, хоть и не производит впечатления сентиментального человека, на самом деле очень дорожит этими «кадрами». Ведь это и есть его жизнь. Воспоминания воскресают, превращаясь в живые картинки. Большая семья, в которой ты самый младший – пятый по счету. Друзья-соседи, неугомонные мальчишки. Футбол, лапта, юрки, расшибец, ножички, сплавы на челнах, работа на сенокосе, пахота… Деревенская баня, где парились все вместе, от мала до велика. Школа в соседнем селе с классной комнатой 6 на 6 метров, в которой за каждой партой умещалось по классу…

Когда-то в Дединове жили самые умелые плотники-судостроители. Получается, Виктор Пивоваров — единственный наследник их мастерства
Когда-то в Дединове жили самые умелые плотники-судостроители. Получается, Виктор Пивоваров — единственный наследник их мастерства

ПЛАВАНИЕ НА «АПЕЛЬСИНОВОЙ СКОРЛУПКЕ»

Сейчас он живет чуть в стороне от того места, с которого его предки начали освоение здешней территории, но время от времени возвращается туда, где стояла деревня детства. «Многие говорят – чего туда ехать? А меня туда тянет. Грустно мне, что ли, – с грустью говорит Пивоваров. – Я даже специально «Ниву» купил, чтобы туда проезжать без проблем. Тут расстояние-то всего километров пять… Просто так приезжаю туда. Похожу, грибы пособираю, посижу… И как-то легче станет». Странно слышать такие речи от деревенского балагура, у которого на все случаи припасена прибаутка или шутка, который сам освоил гармошку и, думается, своими проникновенными песнями очаровал не одну красавицу... Но в русской душе каких только граней не найдешь. Вот и в душе Пивоварова хватает места и для грусти, и для воспоминаний, и для сантиментов. Казалось бы, зачем ему нужно возиться с челнами, выстругивать, вымерять, подгонять? Он и сам говорит, что сегодня гораздо проще купить резиновую лодку – с ней хлопот меньше. Говорить-то говорит, а сам продолжает долбить челны. Да какие! Не идут с ними ни в какое сравнение резиновые лодки.

С помощью такого нехитрого инструмента умелые руки могут смастерить лодку
С помощью такого нехитрого инструмента умелые руки могут смастерить лодку

«Раньше челн был не просто средством для рыбалки и охоты, раньше он был средством выживания. Без него в наших краях никак, – объясняет Виктор Пивоваров. – В Дединове и его окрестностях всегда на таких лодках плавали. Даже огромные челны делали, чтобы навоз от скотного двора возить. Да и молоко надо было ежедневно возить на молзавод. Это уж потом катера появились, а раньше только челны и выручали. В каждом доме по лодке было, а то и по две».

Свой первый челн Пивоваров сделал, когда учился в девятом классе. Они с братом учились у одного из местных умельцев. Челн, который смастерили братья Пивоваровы, получился тяжелый, толстый. Таскать его было непросто. Как-то случилась с ним забавная история. «Мы плыли с братом, вдруг загудела моторка – инспекция. С перепугу мы быстро перетащили челн за бугор, метров за двадцать, – рассказывает Виктор Николаевич. – А вот обратно – никак, так и не смогли сдвинуть с места, пришлось людей просить. Не зря говорят: у страха глаза велики».

Свое первое судно Пивоваров изготовил, когда учился в девятом классе. С того времени мастер выпустил в плавание флотилию не менее чем из четырех десятков челнов
Свое первое судно Пивоваров изготовил, когда учился в девятом классе. С того времени мастер выпустил в плавание флотилию не менее чем из четырех десятков челнов

«КОРАБЕЛЬ» ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

Чуть позже Виктор сделал второй челн. Нашел огромную ветлу и выдолбил лодку. Она была такая легкая, что он прозвал ее «апельсиновая скорлупка». «Встанешь в нее, руки поднимешь, телогрейка вместо паруса, и несет тебя ветром, – рассказывает Пивоваров. – Но на течении и на ветру на ней было плохо – уж больно легкая, ее крутило и вертело во все стороны. Потом я свою скорлупку распилил. Мне не нравилось, что форму я не мог поймать, чтобы красиво получилось. Пока делаешь, кажется, хорошо, а закончишь – тупорылый какой-то получается. Но я упертый».

Сейчас форму Пивоваров точно поймал. В его гараже ждет спуска на воду настоящий красавец. «Вот он, мой корабель», – любуется мастер на получившийся шедевр, нежно поглаживая гладкий нос своего судна. Этот челн его попросила сделать матушка из Новодевичьего монастыря. Причем делался он не просто так – готовился в подарок президенту. Правда, пока до сих пор не презентован. Выглядит он прекрасно. Гладкий, красивый, видно, что при изготовлении мастер постарался на славу, вложил в него весь опыт. А за годы работы его набралось немало. Виктор Николаевич знает все повадки каждого дерева. Для челна идеально подходит ветла – она как пробка на воде, легкая и маневренная. Делал свои лодочки Пивоваров и из осины, и из тополя. Можно изготовить челны и из липы, но это материал капризный, может и потрескаться. Мастерят челны зимой или поздней осенью – важно, чтобы в дереве остановилось сокодвижение. «Если будешь делать летом, в жару их разорвет», – объясняет мастер.

В XVII веке село Дединово было центром речного судостроения
В XVII веке село Дединово было центром речного судостроения

Вообще, челны – штука капризная, при их изготовлении надо учитывать множество тонкостей. И как дерево выдолбить, и чем обработать… Да и за готовым челном надо правильно ухаживать. «Шурину своему три или четыре челна делал – он его после разлива забудет убрать, постоит челн на сырой земле, под солнцем, через год-два начинает гнить, надо новый делать, – делится Пивоваров. – Сосед у меня был академик, мы с ним очень дружили. Сделал ему челн, а он его лаком покрыл. Я говорил, что нельзя этого делать – дерево должно дышать. Получилось, что он лаком все поры закрыл, а дерево все равно набухает, потом солнце его нагревает, возникает парниковый эффект, вода выйти не может, внутри остается, начинается гниение. Сгнил у него челн. Надо маслом обрабатывать. Накипятишь, гудрончику чуть-чуть добавишь, чтобы почернее был, а то от светлых на охоте утки шарахаются, – делится секретами мастер. – На темном в кусты заплыл, и тебя не видно». Правда, предназначенный президенту «корабель» Пивоваров не решился пропитывать гудроном – «а то еще измажется, чего доброго», – поэтому купил специальное средство, чтобы уж никаких «форс-мажоров».

Пивоваров уже сделал немало экспонатов для будущего музея окского судостроения — в местной истории так много интересных фактов, что хватит на создание увлекательной экспозиции
Пивоваров уже сделал немало экспонатов для будущего музея окского судостроения — в местной истории так много интересных фактов, что хватит на создание увлекательной экспозиции

ТОПОР, ТЕСЛО И СКОБЕЛКА

Свои первые суда Пивоваров делал так, как мастерили умельцы в XV веке – кроме топора, тесла и скобеля, ничего больше не использовал. Долбил, забивал клинья… «Товарищ мой как-то посмотрел на процесс, только головой покачал, говорит: долбежу много, – улыбается мастер. – Вот они, основные инструменты для челна: простой топор, тесло и скобелка (так нежно Пивоваров называет инструмент «скобель». – Прим. авт.). Сейчас, конечно, очень облегчают процесс бензопилы. Прошелся раз, и готово». Вообще, современные средства значительно упрощают жизнь: если наши предки использовали паклю, то сегодня ее можно заменить просмоленной веревкой. Там, где предкам приходилось прокладывать разрезанные вдоль веточки черемухи, сегодня проложил телевизионный кабель – и гниение ему уже не страшно.

Такой "штурвал времени" на стенах мастерской "челнотворца" выглядит очень символично
Такой "штурвал времени" на стенах мастерской "челнотворца" выглядит очень символично

«Сначала одну половинку выдалбливаешь – «тюбка» называется, потом вторую тюбку, потом их подгоняешь, в середину доску вставляешь, чтобы лодка пошире была. Потом водорезы, – раскрывает этапы «челнотворчества» Виктор Николаевич. – Подгоняешь все ножовочкой, вставляешь распорочки, скобками скрепляешь». Весь процесс мастер объясняет на небольшой модели – точной копии настоящего челна. Кажется, что маленькую копию сделать проще, но мастер качает головой: «Тут все такое маленькое, пока с этими детальками провозишься…» И хотя он сделал немало моделей для музея, больше его увлекает процесс изготовления настоящих челнов. На вопрос, сколько времени уходит на создание одной лодки, однозначного ответа мастер дать не может: «Если бы взять нынешний опыт и прежнее здоровье, я бы за неделю сделал. Но сейчас уже по вдохновению работаю, – смеется Пивоваров, потом добавляет серьезнее: – Да я сейчас и не знаю, как браться за изготовление – материала нет. Не понимаю, где лес брать. Меня вот тут оштрафовали за сараи, которые лесхоз строил еще полвека назад. Приехала проверка, говорят: где документы? А какие у меня документы – это все давным-давно строилось, к тому же не мной. А нет документов – плати 30 тысяч. Потом еще по 300 рублей два раза выписали и сказали, если не снесешь, еще оштрафуем на 50 тысяч. И не знаешь, как мастерить. Я для истории делаю, а тут – штрафы…» Такое положение вещей вызывает недоумение у человека, много лет проработавшего с деревом. Но, несмотря на все трудности, он все-таки продолжает мастерить свою «флотилию» – и в натуральную величину, и уменьшенные копии. Как он управляется с огромными челнами, вес каждого из которых не менее 80 килограммов, представить сложно, но он рассказывает о своей работе с такой легкостью, что понятно: от процесса он получает истинное удовольствие. И челны приносят ему радость.

Про родные места Виктор Николаевич говорит, что зимой здесь все заметает, весной — заливает. Но все равно это родные места, нежно любимые
Про родные места Виктор Николаевич говорит, что зимой здесь все заметает, весной — заливает. Но все равно это родные места, нежно любимые

Изделия Пивоварова есть в разных уголках России. К примеру, в Калининграде у пирса причален челн, сделанный руками дединовского мастера. На берегах далекой Балтики стоит корабль «Витязь», который изучает морские глубины, и научно-исследовательское судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»… И подмосковный челночок занял рядом с ними достойное место. Один из челнов Пивоварова отправился в Ясную Поляну – там на небольшом прудике катают в нем гостей музея Льва Толстого… В разные уголки разлетелись изделия Пивоварова и живут собственной полноценной жизнью. С начала своей деятельности «челносоздатель» изготовил не менее четырех десятков «кораблей».

ГНЕЗДО ДЛЯ «ОРЛА»

Сегодня о Пивоварове говорят, что он – единственный мастер, владеющий секретами изготовления челнов. Похоже, это действительно так. «Челноделов» сегодня не осталось, хотя раньше их в Дединове, Бору, Лисьих Норах и окрестностях было множество. Дединово вообще особое место, ведь именно здесь был изготовлен первый русский корабль. Тот самый «Орел», спущенный на воду 17 мая 1669 года и вошедший в историю как первый российский парусный корабль западноевропейского типа, – с него начинается отсчет отечественного кораблестроения. В Дединовском краеведческом музее есть модель корабля «Орел» – ее сделал по просьбе сотрудников музея Виктор Пивоваров.

«Все материалы, которые сохранились об «Орле», это гравюра, показывающая корабль с двух позиций. А описание корабля уместилось в три строчки. Самая главная информация – то, что у него была осадка полтора метра. Это очень мало для морских судов, – рассказывает историю знаменитого корабля экскурсовод Дединовского краеведческого музея, учитель местной школы Сергей Кочетков. – Когда отмечалось 300-летие корабля «Орел», все-таки решили восстановить его облик. Исследователь и художник, которые занимались этим вопросом, изучив все существовавшие материалы, пришли к выводу, что, скорее всего, это был флейт. В своей работе они поместили чертежи флейта – рассказали, откуда взяты чертежи, однако вскоре все разъяснения и предположения были убраны, и сегодня в Интернете все эти материалы размещены под названием «чертежи корабля «Орел». На самом деле чертежей этих не было, и то, что сегодня фигурирует под таким названием, лишь попытка восстановить облик первого парусного корабля. Перед Виктором Николаевичем стояла непростая задача – ему надо было не просто дать описание, а воспроизвести корабль в модели. Первую модель он сделал трехметровой – она находится в ДК «Старт». Вторую сделал для нас – я считаю, что получилось очень душевно, этот экспонат украшает наш музей».

Модель знаменитого "Орла", с которого начался отсчет отечественного кораблестроения, украшает краеведческий музей села Дединово
Модель знаменитого "Орла", с которого начался отсчет отечественного кораблестроения, украшает краеведческий музей села Дединово

Для Дединова все, что касается кораблестроения, имеет особое значение, ведь именно это место в XVII веке было центром московского речного судостроения. «В таком качестве село прожило до XIX века, – поясняет Сергей Кочетков. – В начале XVIII века Дединово и вовсе было признано эталонным центром речного судостроения».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАМЯТИ

«Коломна тоже в какой-то период стала центром речного судостроения – в 1718 году Петр I купил коломенку – судно барочного типа. У нее борта перпендикулярны основанию. За счет этого осадка уменьшается, а грузоподъемность увеличивается, – объясняет Сергей Александрович. – Петр повелел приехать дединовским мастерам, показал, как надо делать, потом приказал установить коломенку у входа в храм. Спустя годы вокруг коломенки построили Никольский придел. Позднее эту лодку разобрали и похоронили как царский подарок, написали, что она устарела. Думаю, она просто много места занимала. Вместо лодки поставили модель, и она простояла в храме до 1917-го – в революцию модель выбросили, орла сбили… А в 2018 году Виктор Николаевич сделал модель коломенки по тем рисункам, которые были. Митрополит Коломенский Ювеналий дал благословение, и эту коломенку торжественно, в присутствии народа, внесли в храм, а вместе с ней водворили на место и петровский указ – теперь лодка находится на своем законном историческом месте. Былая слава пока не возвращается, но хотя бы память вернулась».

Такой челн-красавец мастер приготовил в подарок президенту
Такой челн-красавец мастер приготовил в подарок президенту

И Сергей Александрович, и Виктор Николаевич говорят о родных местах с нескрываемой гордостью. И это не просто местечковый патриотизм, их края действительно богаты историческими событиями. Ведь помимо знаменитого «Орла» именно в Дединове был построен ботик, на котором Петр I учился ходить под парусом. В планах Пивоварова сделать модель этого ботика. «Виктор Николаевич уже делает заготовки моделей для будущего музея окского судостроения – нам есть о чем рассказать, и надеюсь, удастся открыть такой музей», – делится планами Сергей Кочетков.

«Я когда в Калининграде был, меня приглашали в Музей морской славы. Я им говорю: вы даже не представляете, из каких исторических мест я приехал, – рассказывает Виктор Пивоваров. – Вот у вас тут Петр I был два раза – и для вас это уже стало поводом для гордости. А у нас и не посчитать, сколько раз бывал Иван Грозный – он в наших краях любил охотиться с соколами, и место в память о том именуется Соколиным Бугром. Алексей Михайлович бывал, когда флот зарождался. И Петр приезжал. С момента его приезда, кстати, дединовцев стали называть макарами. Шел Петр по Дединову, остановил мужика, спросил, как зовут. Тот ответил: «Макар», Петр дал ему монету. Мужик рассказал, как деньги получил, и все встречные мужики стали представляться царю Макарами. Петр только рукой махнул: «Все вы тут Макары». Краеведы утверждают, что это правдивая история».

На память от корабля "Орел" остались лишь две гравюры с его изображением. Вот и все документы, которыми располагал Пивоваров, воспроизводя первый корабль
На память от корабля "Орел" остались лишь две гравюры с его изображением. Вот и все документы, которыми располагал Пивоваров, воспроизводя первый корабль

Даже неожиданно, что немало исторических событий связано с подмосковным селом Дединово. Ведь в Дединове был не только сделан первый корабль, но и впервые поднят триколор. Конечно, это лишь одна из версий. Новгородцы и воронежцы тоже претендуют на славу «родителей» российского флага, но местные краеведы, опираясь на исторические документы, уверены, что российский флаг впервые затрепетал на ветру именно в Дединове.

«Вообще, наша земля обласкана свыше, – считает Виктор Пивоваров. – Столько у нас всего происходило, столько людей уникальных, ведь у нас тут и первая любовь Есенина жила, и Шутовы – коньячные короли – отсюда родом... Всех не перечислить. История богатая, и люди удивительные. Я из этих краев не смог уехать. Видно, так мне было указано – надо быть здесь». Так и живет Пивоваров в стороне от больших городов. Правда, несмотря на удаленность от цивилизации, тихо здесь не бывает – к Пивоварову регулярно приезжают гости. Насладиться природой, окунуться в красоту и, конечно, покататься на челне – кто по пруду, а кто по волнам памяти. Это уж кто как для себя выберет…