До трети тех, кто ежемесячно платит пенсионные взносы в ПФР, никогда не смогут получить эти деньги в виде пенсий: сейчас 32% мужчин и 10-14% женщин старше 20 лет не доживают до пенсионного возраста. В результате ПФР получает ежемесячно в качестве подарка около 60 млрд рублей, не связанных обязательствами. Повышение пенсионного возраста на 5 лет увеличит смертность среди потенциальных получателей пенсий у мужчин – до 60%, у женщин – до 20%, удвоив сумму «ничейных» денег в бюджете ПФР.
Из каждых 100 мужчин и 100 женщин, доживших до 20 лет, не доживают до 55 лет примерно 30 мужчин и 10 женщин. До 60 лет не доживают 39 мужчин и 14 женщин из ста. А до 65 лет – 50 мужчин и 20 женщин из ста.
При отсутствии смертности до 60 лет сто двадцатилетних мужчин могут отработать до выхода на пенсию около 4 тысяч «человеко-лет». Это максимальный объем рабочего времени, из которого можно делать взносы в ПФР, а затем, достигнув пенсионного возраста, получить хотя бы одну пенсию.
На деле при сегодняшнем уровне смертности пенсию получить может лишь 61 из ста двадцатилетних мужчин. Они выйдут на пенсию, отработав около 2440 «человеко-лет». Остальные же 39 из 100 мужчин, не дожившие до пенсии, отработали в целом примерно тысячу «человеко-лет» и, стало быть, тоже сделали немалый вклад в общую копилку Пенсионного фонда – но пенсии не получат. Таким образом, уже сегодня, при действующих границах пенсионного возраста почти 30% всех пенсионных взносов, сделанных работниками старше 20 лет, создается теми, кто никогда эти деньги не востребует.
На первый взгляд высокая смертность граждан в трудоспособном возрасте лишь усугубляет проблему дефицита ПФР. Ведь чем больше работников уходит из жизни, тем меньше взносов отчисляется в пенсионную систему. Ухудшается и соотношение числа работающих и пенсионеров. Однако смерть трудоспособных граждан имеет и отложенный позитивный эффект для бюджета. При этом «эффект дармовых денег» подталкивает пенсионную систему к увеличению пенсионного возраста. А вы друзья как думаете. Напишите.