Найти тему
История нашего мира 2.0

Приструнить сына

Рубеж XIX-XVIII вв. до н.э. Ближний Восток

Вопросы воспитания подросших чад, особенно если их возрастные изменения не соответствуют умственным, актуальны и в наши дни.

Правитель из ханейской династии (родственник Хамураппи) четыре тысячи лет назад нашел достаточно остроумное решение этой проблемы.

Правда «воспитательный» процесс прошел не без ущерба для соседних государств, но в остальном с пользой как для «балбеса» из царского дома, так и для страны в целом.

Царь Шамши-Адад I, правитель Верхней Месопотамии, Ашшура, Экаллата, Мари, Терки, Кабры и ряда других более мелких царств (1) постоянно расширял свои владения.

Государство Шамши-Адада I
Государство Шамши-Адада I

В 12-й год своего правления в городе Ашшуре (1800 г. до н.э.) Шамши-Адад завоевал царство Мари, расположенное на районе реки Евфрат, в Северной Сирии. Мари имело важное стратегическое значение, отсюда можно было контролировать ситуацию не только в Сирии, на и на юго-востоке Малой Азии.

В связи с важным значением Мари Шамши-Адад направил наместником в Мари своего младшего сына Йасмах-Адду.

Йасмах-Адду весьма быстро пошел во вкус самовластного наместника, которому никто не будет перечить из-за страха перед его отцом.

Он завел себе множество любовниц, собрал при своем дворце певиц и танцоров, и погряз в наслаждениях в ущерб своим прямым обязанностям наместника важного стратегического пункта.

Более того, деньги, присланные ему из Шубат-Энлиля (2) на строительство укреплений и для набора войск, начал тратить на развлечения, покупку предметов роскоши, рабов и рабынь для обслуживания своей персоны.

Пришлось вмешиваться лично Шамши-Ададу.

Сын был строго предупрежден. Раз, второй, третий…

На какое-то время сын утихал со своими выходками, а потом вновь скатывался на порочный путь развлечений в ущерб делам.

Йасмах-Адду вел себя по принципу: говори, отец, говори, а я лучше знаю, как мне жить и что мне делать, пользуясь тем, что у Шамши-Адада было всего два сына. Было бы много, Йасмах-Адду просто сместили бы с поста и заткнули бы в какую-либо нищую и маловажную дыру, а на его место назначили бы другого сына, а так….

Терпение у Шамши-Адада лопнуло после очередной выходки Йасмах-Адду, выходки, которая могли иметь серьезные политические последствия.

В 25-й год своего правления в городе Ашшуре (1789 г. до н.э.) Шамши-Адад развернул широкомасштабные военные действия в районе реки Малый Заб на восточных границах своего государства.

Девять царств востока объединились против Шамши-Адада.

В ходе боевых действий в плен к Шамши-Ададу и его старшему сыну Ишме-Дагану попали несколько молодых людей из очень знатных фамилий вражеских государств. Они были отосланы в Мари к Йасмах-Адду для содержания под стражей.

И в этой ситуации Йасмах-Адду ничего умнее не придумал, как обратился к отцу за разрешением назначить некоторых из них на высокие административные посты в Мари.

-2

Последовал жесткий отказ и приказ собирать армию для войны с соседней Катной, государством расположенным в южной Сирии.

Шамши-Адад, который получил информацию, что Ишхи-Адду, правитель Катны, ведет какие-то переговоры с его врагами на востоке, решил одним махом решить сразу две проблемы: привязать к себе Ишхи-Адду и навязать контролера сыну.

А чтобы Йасмах-Адду не умничал в ходе военной компании, ему «в помощь» прислали несколько тысяч воинов из Шубат-Энлиля и 6.000 воинов союзной Эшнунны, которых привели сыновья царя Эшнунны Ибал-пи-Эля. Таким образом, самостоятельность Йасмах-Адду, как единоличного военачальника, была ограничена военным советом военачальников отца и союзников из Эшнунны.

В начале следующего года (в 1788 г. до н.э.) армия Йасмах-Адду, численностью в 21.000 воинов выступила на Катну.

Ишхи-Адду заперся в столице, рассчитывая на помощь с востока. Но вместо помощи оттуда пришла весть, что Шамши-Адад и его сын, Ишме-Даган, разгромили армии восточной коалиции. Перепуганный Ишхи-Адду спешно заговорил о мире.

Йасмах-Адду отослал посланцев правителя Катны к отцу.

И тут Шамши-Адад сделал великолепный ход.

С одной стороны он включил Ишхи-Адду в список подчиненных, но самостоятельных и союзных правителей, с другой предложил правителю Катны выдать дочь замуж за его сына Йасмах-Адду.

Сыграли свадьбу. Мнений Йасмах-Адду и дочери Ишхи-Адду по поводу этого брачного союза, разумеется, никто не спрашивал.

Новобрачного Шамши-Адад предупредил очень жестко, что его супруга должна жить только во дворце, там же, где проживает сам Йасмах-Адду. Ей должно оказываться должное уважение, как человеку, вошедшему в семью Шамши-Адада, и ни о каких любовницах речи теперь быть не может.

Таким образом, одним ходом Шамши-Адад расширил свое влияние в Сирии, где стражем его интересов стал Ишхи-Адду из Катны, польщенный тем, что породнился с самим Шамши-Ададом; и поставил контролера сыну – жена не чиновник, от нее так просто не отделаешься. И, наверняка, жену Йасмах-Адду проинструктировали сообщать о малейшей выходке ее супруга свекру.

На этом гулянки и веселая жизнь в ущерб делам для Йасмах-Адду закончились. Началась взрослая жизнь наследника.